Человек — образ и подобие Божие

Из проповеди митрополита Филарета (Вознесенского)

Не следует нам, христианам, забывать о том, что каждый из нас сотворен по образу и по подобию Божиему. По образу и по подобию. Святые Отцы учат нас отличать образ от подо­бия. Образ Божий - в самой природе человеческого духа. Он троичен в силах своих основных, ибо одно - это ум в чело­веке, другое - это сердце, чувства человека, а третье - его

 

21

 


воля. Умом человек мыслит, сердцем он переживает, а волею он действует. И во всех этих трех силах он один и тот же человеческий дух, одна и та же личность.

А вот что касается подобия Божия, то не напрасно мы зовем преподобного Серафима и ему подобных - «преподоб­ные отцы». Они подобие Божие раскрыли в себе. Подобие Божие - это нравственная сторона: чем человек больше упо­добляется Богу, тем ближе он к Нему приближается, тем яснее открывается в нем Божие подобие.

Человек грешный, предавшийся греху, подобие Божие теряет. Образ он не потеряет, даже и в геенском огне, а подобие Божие совсем может потерять. Недаром говорится псалмопевцем, что человек не понял, не оценил, какой чес­ти удостоил его Творец, и он «приложился скотам бессмыс­ленным и уподобился им». До чего себя доводит человек, теряя подобие Божие и уподобляясь кому-то иному, мы с вами знаем! Кому подобен, например, тот человек, кото­рый в опьянении лежит в грязи и что-то бормочет, - кому он подобен? Никак не Господу Богу!

Нужно помнить, что если образ Божий нерушим в каж­дом из нас, то подобие Божие должен в себе обновлять и укреплять всякий человек - это и есть задача жизни чело­веческой. Поэтому помни и почаще себе напоминай, что сотворен был первый человек - Адам - по образу и по подо­бию Божиему! Но если быть образом от нас не зависит, то быть подобием Божием во многом зависит от нас, и поэтому наше дело - трудиться над своей душой, чтобы она была подобна Творцу Своему, а никому и ничему иному. Аминь.

 

Вопросы на понимание

1. Что произошло в результате грехопадения человека?

2. Как изменилась человеческая природа в результате грехопадения?

3. Почему после грехопадения некоторые чувства

и желания человека приняли скотский характер?

4. Какими интересами стал жить человек после грехопадения?

5. Что произошло после грехопадения с человеческими:

а) разумом?

б) желаниями?

в)

 


Задание

Прочти в Евангелии об искушении Иисуса Христа диаволом в пустыне. Каким искушениям подвергся Спаситель?

---

Работа со словарем

Искушение - слово или действие, провоцирующее страсть или греховную наклонность и побуждающее к ее исполнению. Одновременно это является и духовным испытанием.

В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и/ обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 13-14).

ι

Изначальное целомудрие человека

Под целомудрием следует понимать целостность человека как образа Божия, состояние, при котором дух, душа и тело на­ходятся в первозданной гармонии: душа, просвещаемая духом, управляет телом. Целомудренный человек делает то, что ему подсказывает просвещенный Богом разум, он не нахо­дится в постоянной зависимости от плотских потребностей и не является рабом своих дурных привычек и желаний.

Но целомудрие в этом широком смысле слова не дается человеку от рождения, так как человек, являясь продолже­нием своих родителей, несет в себе расположенность к тем страстям и порокам, которые были свойственны его пред­кам. Целомудрие может воспитываться в человеке в процес­се жизни, если он прикладывает к этому усилия. Начатки целомудрия, а именно расположенность к добру, являются неотъемлемой частью образа Божия в человеке, но их раз­

24

витие во многом зависит от самого человека, от характера его воспитания, воздействия той среды, в которой он живет, и от многого другого.

Итак, целомудрие воспитывается в человеке в процессе его духовной жизни и, естественно, имеет разные уровни. Врожденное, естественное для нормального человека - это физическое целомудрие. Оно проявляется в чувстве стыда своей физической наготы, в скромности и сдержанности в общении с противоположным полом, в стыдливости и скромности в словах, жестах и телодвижениях. Это чувство надо всячески в себе хранить и в других поддерживать и развивать. Естественное целомудрие может перерасти в высшее, духовное и послужить развитию подобия Божия в человеке.

Если же человек, зараженный чужим дурным примером и неправильным воспитанием, будет разрушать свое естест­венное целомудрие и поступать «как все», то постепенно це­леустремленность уйдет из его души и духовное совершен­ство такого человека будет невозможно.

Начатком духовного целомудрия является также единст­во мыслей, слов и дела. Человек всегда должен говорить то, что думает, и поступать соответственно со своим образом мыслей. Нельзя думать одно, говорить другое, а поступать по-третьему. Это есть лицемерие - грех, который разрушает душу человека. Человек, поступающий так, никогда не ста­нет целомудренным.

 

Высказывания Святых Отцов

Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей.

Преподобный Иоанн Лествичник

25


Вопросы на понимание

1. Что такое целомудрие?

2. Находится ли целомудренный человек в полной зависимости от своих плотских потребностей? Если нет, то почему?

3. В чем заключается физическое целомудрие?

4. Что может послужить начатком духовного целомудрия?

5. Что такое лицемерие?

Вопросы для обсуждения

" Как ты думаешь, целомудрие дается нам при рождении или воспитывается в процессе жизни?

 

Житие святой великомученицы Екатерины

 

Святая великомученица Екатери­на была дочерью правителя Алек­сандрии Египетской Конста во время правления императора Максимиана (305-313 гг.). Живя в столице - центре эллинской уче­ности - Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств импе­рии искали руки прекрасной Ека­терины, но ни один из них не стал і ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, j богатстве, красоте и мудрости.

Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за сове-I том к своему духовному отцу, святому старцу, творившему

26

молитвенный подвиг в уединении, в пещере недалеко от го­рода. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его ~ неизре­ченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к Которой рвалась ее душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной - Матери Небес­ного Жениха - о даровании видения Ее Сына.

Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пре­святую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик от нее, говоря, что Он не может смотреть на нее, потому что она безобразна, худород­на, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый во­дами святого Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к стар­цу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богоро­дицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончи­лось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось коль­цо - дивный дар Небесного Жениха.

В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимиан. По этому случаю празд­ник был особенно пышным и многолюдным. Крики жерт­венных животных, дым и смрад жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполняли Алек­сандрию. Приносились и человеческие жертвы - на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от


Него под пытками. Святая любовь к мученикам-христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екате­рину пойти к главному жрецу и владыке империи, импера­тору-гонителю Максимиану.

Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее и показать торжество языческой мудрости, император пове­лел созвать 50 ученейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа. Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они мужественно приняли смерть за Христа - были сож­жены по повелению императора.

Максимиан, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. Императ­рица Августа, которая много слышала о святой Екатерине, пожелала видеть ее. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать ее, Августа пришла в темницу. Импе­ратрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверо­вав, обратились ко Христу.

На следующий день мученицу вновь привели на судили­ще, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая не­преклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на кус­ки, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императ­рица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавле­ны. Максимиан вновь попытался прельстить святую муче­ницу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небес­ному Жениху - Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача. Мощи святой Екатерины были перенесены ангелами на Синайскую гору. В VI ве­ке, по откровению, были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенный святым императором Иустинианом (527-565 гг.; память 7 декабря).

 

Работа со словарем

Мощи - нетленные останки (тела) святых, обладающие особыми благодатными свойствами.

 

Понятие о первородном грехе

Первородный грех - это нарушение заповеди Божией пер­выми людьми Адамом и Евой, в результате чего произошло отпадение человека от Бога, в корне изменились духовные, психические и физические свойства людей, возникла на­следственная предрасположенность человека ко греху.

Поскольку все мы являемся продолжением своих родите­лей, кость от костей их и плоть от плоти их, то и пред­расположенность ко греху, а вместе с ней и открытость для воздействия мира падших духов, стала свойственна для каждого вновь рождающегося человека. Первородный грех, подобно наследственной генетической болезни, стал переда­ваться от поколения к поколению. У разных людей в про­цессе жизни стали развиваться и закрепляться разные гре­ховные наклонности и навыки, предрасположенность к которым в той или иной степени также передается вновь рождающемуся поколению.

Так у людей стали появляться страсти - те греховные на­выки и привычки, которые настолько глубоко вошли

29


в душу человека, что стали его второй природой. Человек, обладаемый страстью, уже не может ей противостоять, он делает уже не то, что ему подсказывает совесть, а то, что ему велит страсть. Например, пьяница часто умом понима­ет, что пить плохо, но не может остановиться, желание пе­режить алкогольное опьянение бывает сильнее, чем голос разума и совести. Сребролюбец, жадина, часто понимает, что его страсть к накопительству вредит его собственному здоровью и счастью близких, но не может преодолеть страсть к собиранию богатств.

 

Вопросы на понимание

1. Что такое первородный грех?

2. Почему первородный грех передается от родителей к детям?

3. В чем выражается наличие первородного греха в людях?

 

Понятие о страстях

Страсть - это пагубный навык, образующийся при мно­гократном удовлетворении порочных влечений. Страсти со временем становятся неотъемлемой частью человеческой души, входят в привычку, влияют на весь образ жизни че­ловека и даже властвуют над ним.

О гибельности порабощения страстями говорил еще Гос­подь наш Иисус Христос: И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мф. 18, 9). Это означает, что страсти становятся такой же неотъемлемой частью человеческого существа, как и его рука или глаз. И если мы от страстей в земной жизни не избавимся, то они увлекут нас в ад.

30

Демоны (падшие духи, бесы) всячески способствуют раз­витию страстей в человеке. Они чаще всего улавливают его в свои сети приманкой временного удовольствия и наслаж­ дения. Но за все удовольствия подобного рода людям чаще всего приходится расплачиваться душевными и телесными страданиями, болезнями и скорбями. Падшие духи настоль­ко сроднились со страстями и греховными пороками, что находят наслаждение во всех видах греха. Они постоянно пребывают в них, переходя от одного к другому. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совер­шают их в мечтании. При этом часто используют людей как вещественные орудия для своего услаждения. Подобное по­ложение и дало возможность одному из Святых Отцов ска­зать, что «страсти суть демоны».

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: