Понятие и виды источников коммерческого права. Структура торгового законодательства России. Перспективы кодификации торгового законодательства

Источниками коммерческого права являются норматив­но-правовые акты, которые приняты в установленном порядке и закрепляют, изменяют и прекращают нормы коммерческого права.Нормативный правовой акт - официальный документ ус­тановленной формы, принятый (изданный) в пределах компе­тенции уполномоченного государственного органа (должностно-

 

го лица) или путем референдума с соблюдением предусмотрен­ной законодательством Республики Беларусь процедуры, содер­жащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Коммерческое право в отличие от других отраслей, относя­щихся к числу комплексных, объединяет нормы одного поряд­ка. Коммерческое законодательство - совокупность норматив­ных актов, в которых содержатся такие нормы. Оно состоит из двух частей. Первая - это нормы национального законодатель­ства, вторая - международно-правовые нормы.

Коммерческое законодательство не кодифицировано. Оно находится в стадии становления, поскольку развитие рыноч­ных отношений предполагает и наличие адекватной правовой базы. Коммерческое законодательство относительно обособлено от гражданского законодательства. В его задачи входит уста­новление общеобязательных правил, которые бы регулировали торговые и связанные с ними отношения.

Коммерческое (торговое) законодательство строится в со­ответствии с интересами и потребностями практики.

Кроме вышеуказанных особенностей, источники коммер­ческого (торгового) права отличаются следующими чер­тами:

1) на первом месте среди этих источников стоит закон;

2) коммерческое законодательство представлено преимуще­

ственно диспозитивными правилами, в нем отсутствует деталь­

ная регламентация торговых отношений;

3) с формальной точки зрения среди источников коммерчес­

кого права важную роль играют ведомственные нормативные

правовые акты, принятые Министерством торговли, в форме по­

ложений, правил, инструкций и др. Ряд ведомственных норма­

тивных правовых актов носит межведомственный характер;

4) среди источников торгового права - обычаи и традиции;

5) на состояние национального коммерческого законода­

тельства большое влияние оказывают нормы международного

права, в первую очередь, международного частного права.

Коммерческое право состоит из общих и специальных норм.

Общие нормы включают правила об организации и дея­тельности коммерческих организаций, праве собственности и иных вещных правах в коммерческом обороте, торговых сдел­ках, ответственности и др.

Специальные нормы отражают специфику коммерческой (торговой) деятельности.

Источники коммерческого права, как и других отраслей, в своей совокупности образуют определенную систему. Юридичес­кая сила каждого из нормативных правовых актов в этой систе­ме зависит от места и компетенции органа, его принявшего.

Характеристика торгового законодательства основывается на понятии коммерческого (торгового) права как совокупности норм и иных средств частного права, регулирующих товарное обращение. Предметом регулирования коммерческого права как подотрасли гражданского права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и хозяйственных целей.

Первостепенное значение в законодательном регулировании товарного обращения принадлежит Конституции Российской Федерации, содержащей положения о едином экономическом пространстве на территории России, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободной экономической деятельности, равной защите частной, государственной и иных форм собственности и др. Названные установления непосредственно регулируют торгово-предпринимательскую деятельность и служат правовой основой торгового законодательства.

Особое место в регулировании торгового предпринимательства занимает Гражданский кодекс РФ, который в настоящее время включает в себя важнейшие положения торгового права.

Гражданское и торговое законодательство находятся в соотношении общего и специального разделов. К торговому обороту в полном объеме относятся общие начала и принципы правового регулирования гражданских правоотношений. Почти полностью к торговому обороту применяются нормы первой части ГК РФ. Дополнения или изъятия из этих норм, установленные специально для регулирования торговых отношений, количественно невелики. Во второй части ГК РФ значительное число норм, непосредственно относящихся к торговому обороту, рассредоточены по отдельным главам и параграфам.

Торговые правоотношения регулируются также рядом федеральных законов, регламентирующих вопросы перевозок, хранения, страхования, конкуренции, биржевой, банковской и иной деятельности, связанной с товарным обращением. Торговое законодательство включает в себя законы, целиком или в существенной части посвященные коммерческой деятельности и выходящие за общие установления ГК РФ. Таковы федеральные законы "О рекламе", "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" и др.

 

В состав торгового законодательства входят подзаконные акты. Важное место среди них занимают Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, которые в переходный период рыночных реформ позволяют оперативно регулировать торговые процессы. Таковы постановления Правительства РФ от 19.01.98 № 55 об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров (с изменениями и дополнениями от 20.10.98 № 1222), от 17.05.97 № 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок", от 15.06.98 о Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998–2005 гг. и др.

Нормы коммерческого права содержатся в актах министерств, ведомств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые наделены компетенцией издания нормативных правовых актов по соответствующим вопросам, предусмотренным законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В соответствии с пунктом "о" ст. 71 Конституции РФ издание актов гражданского законодательства отнесено к ведению Российской Федерации. Соответственно, акты торгового законодательства, являющегося специальной частью гражданского законодательства, могут издаваться лишь федеральными органами. Вместе с тем наблюдается широко распространенная практика издания субъектами Российской Федерации нормативных актов как гражданского, так и собственно торгового права.

В последний период начинает складываться и учитываться в законопроектной работе отраслевая специализация тор

гового законодательства. Эта специализация закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93 № 2172 (с последующими изменениями)3. В названном классификаторе наряду с гражданским выделено законодательство о торговле. Раздел торгового законодательства разделен на ряд подразделов, которые обозначены в самом общем виде и крайне нечетко.

Анализ законодательства о торговой деятельности свидетельствует о его неблагополучном состоянии. Не закончено формирование законодательной основы товарного обращения. Отсутствует четкая обоснованная система регулирования рыночных отношений, единая направленность правовых решений. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содержат пробелы и противоречия. Существенные недостатки в правовом регулировании сдерживают развитие российского товарного рынка.

Опыт передовых держав, в том числе современный, убеждает, что для формирования товарного рынка, развития торгово-хозяйственных связей необходимо издание помимо гражданского кодекса также торгового кодекса. Издание Торгового кодекса позволило бы закрепить значительную специфику участников торгового оборота, урегулировать особенности заключения и исполнения торговых договоров, законодательно регламентировать многие важные вопросы становления рыночных отношений в стране.

Регулирование коммерческой деятельности осуществляется не только законами и подзаконными актами, но также нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Здесь следует назвать Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., а также Соглашение от 20.03.92 об Общих условиях поставки товаров между организациями государств-участников СНГ.

Важное значение в регулировании торговых отношений имеют обычаи делового оборота, понятие которых сформулировано в п. 1 ст.5 ГК РФ. Это сложившееся и широко применяемое в любой области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. При этом не имеет значения, зафиксировано ли соответствующее правило в каком-либо документе.

В связи с активным развитием мировой торговли авторитетные общественные организации издают большое число правил и рекомендаций, имеющих значение обычаев делового оборота. Таковы, например, издаваемые Международной торговой палатой различные типовые договоры, правила расчетов, правила ИНКОТЕРМСи др. Во внутреннем торговом обороте такие документы могут использоваться, если они не противоречат законодательству и между сторонами имеется соглашение об их применении.

В системе правового регулирования товарного обращения самостоятельное место занимают установления органов судебной власти, поскольку вступившие в законную силу решения и постановления суда обязательны для всех организаций, должностных лиц и граждан. Выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых решений судебная практика по делам, связанным с применением норм торгового законодательства, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения торгового законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

в одних странах совместное существование гражданского и торгового права объясняется историческими традициями, в других - на почве кодификации торгового права произошло политическое объединение государства.

Искусственное выделение торгового права вредно для экономического оборота, т.к., во-первых, нужно стремиться к единообразию законодательства, во-вторых, параллельное существование двух законодательств порождает и практические затруднения.

Вместе с тем сейчас существует идея принятия Торгового кодекса РФ, активным сторонником которой является проф. Б.И. Пугинский. Его аргументы таковы:

1. Торговля является самостоятельной сферой гражданских правоотношений.

2. В торговле задействованы специальные субъекты, чей статус в ГК РФ не определен (оптовые ярмарки, рынки, товарные биржи, торговые дома).

3. В ГК РФ не урегулированы ряд договоров (оптовая купля-продажа, консигнация и др.), а также послеторговые отношения по приемке товаров.

4. Было бы удобнее использовать в правоприменительной практике один кодифицированный акт, а не множество разрозненных нормативных актов.

В России существовала теория хозяйственного права для социалистической экономики. Но отдельный Хозяйственный кодекс так и не был принят. До окончания работы над проектом части второй Гражданского кодекса оставалась возможность создания Торгового или Предпринимательского кодекса. Но после принятия двух частей ГК РФ оказалось, что уже не осталось вопросов, которые надо специально регулировать целым кодексом, а не отдельными нормативными актами. Тем более что исключительно коммерческими в ГК РФ являются только два договора: коммерческая концессия и контрактация, в остальных договорах могут участвовать любые лица.

Представляется, что принятие Торгового кодекса в нашей стране нецелесообразно. В частности, более детальное регулирование деятельности специальных субъектов торговли сужает их возможности в условиях острой конкурентной борьбы. Не нужно устанавливать дополнительные правовые основания для предъявления новых требований к торговым фирмам и индивидуальным предпринимателям. Что касается послеторговых отношений (приемка товаров по количеству и по качеству), то уже долгое время они регламентируются обычаями делового оборота, в качестве которых выступают Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утв.

постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6, и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утв. постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7. Эти инструкции применяются покупателем (получателем) товара в случаях, когда это прямо предусмотрено условиями договором поставки*(1).

Для сравнения можно отметить, что зарубежные торговые кодексы традиционно регламентируют следующие вопросы:

1. Правовой статус коммерсантов.

2. Специальные торговые договоры (контракты).

3. Торговое мореплавание (морская торговля).

4. Неплатежеспособность (банкротство).

5. Вексельное обращение.

Нетрадиционное содержание имеет Единообразный Торговый кодекс США, регулирующий продажу, торговые бумаги, банковские депозиты, инкассовые операции, аккредитивы, обеспечение сделок, коносаменты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: