Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации

 

Статья 36 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» отделяет повод от основания рассмотрения дела Конституционным Судом. Повод и основание к рассмотрению дела указываются в каждом постановлении Конституционного Суда. Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд. Без обращения, т.е. без повода, Конституционный Суд не вправе рассматривать какие-либо дела.

В зависимости от того, кто и по какому вопросу направляет обращение в Конституционный Суд, оно именуется как запрос, жалоба или ходатайство. Часть первая статьи 36 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» рассматривает их как «формы» обращений, но фактически это их наименования, поскольку статья 37 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает «общие требования к обращению».

Исчерпывающие случаи направления обращения в определенной форме - запроса, жалобы или ходатайства - предусмотрены в статье 125 Конституции и конкретизируются Законом. «Запросу» посвящены части 2, 4 (за исключением жалоб граждан), 5 и 7 статьи 125 Конституции; «жалобе» - часть 4 статьи 125 Конституции (за исключением запросов судов)[[9]].

Следовательно, обращение в Конституционный Суд в форме жалобы должны направлять граждане и приравненные к ним лица на нарушение их конституционных прав и свобод законом (положением нормативного акта), примененном или подлежащим применению в конкретном деле. О ходатайствах статья 125 Конституции не упоминает, но Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает, что в форме ходатайства в Конституционный Суд должно направляться обращение о разъяснении решения Конституционного Суда (статья 83) и о разрешении спора о компетенции (статья 92).

Все субъекты обращения в Конституционный Суд едины в своей цели - добиться принятия решения в своих интересах. Поэтому главное, руководствуясь частью первой комментируемой статьи и не давая Конституционному Суду первый же повод отказать в принятии обращения к рассмотрению, - не ошибиться с названием обращения в Конституционный Суд (запрос, жалоба или ходатайство). Например, гражданин не может обжаловать конституционность закона запросом.

Поступление обращения в Конституционный Суд не влечет его рассмотрение сразу непосредственно Конституционным Судом, т.е. судьями. До него обращение подлежит рассмотрению Секретариатом на основании статьи 40 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», который, в частности, проверяет соответствие Закону формы обращения (запрос, ходатайство, жалоба) в Конституционный Суд.

В обращении в Конституционный Суд как поводе для рассмотрения дела должно содержаться обоснование неопределенности в понимании положений Конституции

Недопустимо направлять обращение без обоснования такой неопределенности, предоставляя выявлять ее Конституционному Суду.

Заявители в своих обращениях в Конституционный Суд обычно придают неопределенности в конституционности оспоренных ими положений значительно большую степень, чем она имеется на самом деле (например, приводя в обоснование своей позиции одно положение закона и умалчивая о другом, «невыгодном» заявителю). Конституционный Суд учитывает это с точки зрения допустимости обращений[[10]].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: