Цель опросника (автор – И.М. Марковская) – выявление особенностей взаимодействия родителей с детьми. Опросник состоит из 60 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 5-бальной системе. Опросник ВРР имеет разные варианты: 1-й вариант для подростков и 2-й для их родителей и 3-й вариант для родителей дошкольников и младших школьников. Нами был использован третий вариант.
Опросник прошел проверку на надежность и валидность. Опросник ВРР показал хорошие диагностические и прогностические возможности во многих исследованиях.
Процедура проведения: испытуемым были выдан текст опросника и лист ответов, зачитывалась инструкция. Время выполнения не регламентировалось.
Обработка результатов. Подсчет баллов проводится в соответствии с ключом по следующим 10 шкалам:
1-я шкала: нетребовательность — требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.
|
|
2-я шкала: мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3-я шкала: автономность—контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4-я шкала: эмоциональная дистанция—эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться с ними самым сокровенным и важным. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5-я шкала: отвержение—принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
|
|
6-я шкала: отсутствие сотрудничества—сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7-я шкала: несогласие—согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника — детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.
8-я шкала: непоследовательность—последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.
9-я шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю.
10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Для интерпретации данных опросника ВРР можно воспользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными по каждой шкале в специальных таблицах.
Таблица 1
Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.)
Шкалы опросника | ||||||||||
Процентили | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10 | 11 | 7 | 10,5 | 14 | 12 | 15 | 11 | 10 | 5 | 13 |
20 | 12 | 9 | 12,5 | 16 | 14 | 17 | 13 | 12 | 6 | 15 |
30 | 13 | 10 | 13 | 18 | 15 | 17 | 15 | 15 | 8 | 16 |
40 | 14 | 11 | 14 | 19 | 16 | 18 | 16 | 16 | 9 | 17 |
50 | 14 | 12 | 14,5 | 20 | 16,5 | 20 | 18 | 17 | 9 | 18 |
60 | 15 | 13 | 15,5 | 20 | 17,5 | 20 | 19 | 19 | 10 | 19 |
70 | 16,5 | 14,5 | 16 | 21 | 18 | 21 | 20 | 20 | 12 | 20 |
80 | 17 | 15 | 17 | 22 | 19 | 22 | 21 | 21 | 14 | 21 |
90 | 18 | 17,5 | 18 | 23 | 19,5 | 23 | 23 | 22 | 17 | 22 |
100 | 23 | 25 | 21 | 25 | 21,5 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Статистическая обработка результатов
В ходе исследовательской работы была поставлена гипотеза о том, что существует связь между уровнем развития ответственности и особенностями взаимодействия родителей с детьми.
Чтобы выявить эту связь были использованы данные, полученные с помощью опросников «Ответственность» и теста ВРР. Все данные были переведены в таблицу (см. приложение), а затем подвергнуты статистической обработке с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
|
|
Мера связи между признаками (x,y) вычисляются по формуле:
Sxy
Rxy = ----------
Sxy, где
Sxy = (xi – xb) (yi – yb)/ n - 1
Sx = (xi – xb)І / n-1
Sy = (yi – yb)І / n-1
xi, yb - среднее арифметическое выборок;
n – количество элементов.
i = 1,2,3,4,…,n
Критические значения коэффициента значимости Пирсона (Ркр.) оценивались по специальной таблице. Корреляционная связь считается статистически значимой, если Р > Ркр. В результате расчетов была выявлена прямая взаимосвязь между параметром ответственности и следующими параметрами на 0,01 уровне значимости, т.е. Р>0,407:
- требовательность родителя;
- контроль по отношению к ребенку;
- тревожность за ребенка.
На 0,05 уровне значимости, т.е Р>0,31:
- строгость родителя.