Как можно охарактеризовать ключевые (комплексные) показатели эффективности логистики?

 

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям ЛС, прежде всего, стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.

В терминологическом словаре ELA есть понятие « Logistics key  performance indicators » (KPI) – ключевые показатели результативности логистической де­ятельности, под которыми понимается необходимый и достаточный ряд срав­нительно легко применимых показателей результативности (производитель­ности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком (маркетингом/про­дажами, производством и логистикой) и таким образом определить потреб­ность в корректирующих действиях.

За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффектив­ность и результативность, к которым обычно относятся:

Ø общие логистические издержки;

Ø качество логистического сервиса

Ø продолжительность логистических Циклов;

Ø производительность;

Ø возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели в дальнейшем мы будем называть ключевыми или комплексными показателями эффективности ЛС. Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенч­маркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных мето­дов, использующие указанные комплексные показатели.

Таким образом, ключевыми (комплексными) показателями эффективнос­ти ЛС называются основные измерители эффективности использования ресур­сов в компании для сформированной ЛС, в комплексе оценивающие результатив­ность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического пла­нирования, учета и контроля.

Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и ло­гистическим администрированием в ЛС.

 

В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:

Ø затраты на выполнение логистических операций / функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);

Ø ущербы от логистических рисков;

Ø затраты на логистическое администрирование.

Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональ­ным областям логистики, например издержки в материальном менеджмен­те, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми в западном бизне­се являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, гру­зопереработку, управление запасами, управление заказами, информацион­но-компьютерную поддержку и т.п.

Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в ЛС в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40 %), транспор­тные расходы (15-35 %), расходы на административно-управленческие фун­кции (9-14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистических из­держек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная под­держка, а также на логистическое администрирование.

ПРИМЕР:

Известный американский консультант в области логистики Герберт В. Дэвис в течение нескольких лет отслеживал логистические издержки в промышленности США на складирование, перевозку, управление заказами/обслуживание клиентов, управление распределением, а также управление за­пасами как неотъемлемую часть конечной цены продукции и потребительс­кого сервиса.

В 1997 г., например, структура логистических затрат, выраженных в долях продаж, выглядела следующим образом: перевозка готовой продукции – 4,08%; складирование – 2,40%; управление обслужива­нием/ заказами клиентов – 0,55%; управление распределением – 0,36%; сто­имость хранения запасов (при 18%-ной учетной ставке) – 1,81%. Общее количество – 9,02%.

Структура затрат (в долларах на сто фунтов веса продукции): перевозка готовой продукции – 13,24; складирование – 10,79; управление обслуживанием / заказами клиентов – 4,07; управление распределением – 2,53; и стоимость хранения запасов при 18%-ной учетной ставке – 8,13. Об­щая сумма составила – 47,48 долларов.

 

Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:

Ø логистические издержки в отношении объема продаж;

Ø отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих из­держек;

Ø логистические издержки фирмы в отношении стандартов или средне­го уровня в данной отрасли;

Ø логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;

Ø логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прог­нозируемых затрат.

Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о логистической производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности использования финансовых ресурсов компании.

Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:

Ø неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статис­тической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек;

Ø наличием в отечественном бизнесе «двойной» бухгалтерии, «черного нала», закрытостью финансовой информации для партнеров в ЛС и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.;

Ø отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д.

Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах «услуга» и «сервис».

По существу подавляющее большинство логистических операций/функций является услугами, поэтому логистический сервис можно определить как процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соот­ветствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.

Посредники, действующие в ЛС, являются в основном предприятиями сер­виса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым про­двигаемым и продаваемым на различных участках логистической сети. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, экспедиторы, оптовые и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании и т.п. При этом стоимость логистических услуг может значительно превосходить затраты непосредственно на производство продукции.

Логистические услуги так же многообразны, как и логистические операции. Для примера в таблице 5 приведен спектр логистических услуг, оказы­ваемых складами общего пользования США.

 

Таблица 5 – Виды услуг, оказываемые складами общего пользования

 

1 Грузопереработка, хранение и распределение, взяв за единицу упаковку или грузовую единицу
2 Хранение транзитных грузов
3 Контроль и регулирование температуры и влажности в помещении склада
4 Предоставление складского пространства на условиях аренды
5 Предоставление офисных помещений, услуг видеотерминалов, телефонного и компьютерного сервиса
6 Предоставление информации, связанной с транспортировкой грузов, экспедированием, дорожным движением
7 Физическое распределение продукции внутри склада
8 Предоставление современных устройств подготовки и считывания информации, сканеров и т.п.
9 Разработка плана консолидации грузовых отправок
10 Упаковка и сортировка товаров
11 Дезинфекция
12 Маркировка, прикрепление ярлыков, написание трафаретов, упаковка в защитную пленку
13 Почтовые услуги и экспресс-отправка
14 Пакетирование, паллетирование и обвязывание грузов
15 Погрузка (разгрузка) на автомобили, прицепы и полуприцепы
16 Подготовка, тестирование, испытание, взвешивание и контроль
17 Консолидация и разукрупнение партий грузов
18 Подготовка специальных мест хранения
19 Подготовка и доставка товаросопроводительных документов
20 Предоставление автотранспорта для местных и дальних перевозок
21 Установка специальных приспособлений на транспортные средства для доставки негабаритных грузов
22 Оформление складских документов по приемке груза, переадресации, транзиту и т.п.
23 Распределение грузовых отправок
24 Подготовка грузовых документов
25 Информирование о кредитовании
26 Предоставление взаймы хранимых товаров
27 Территориальный складской сервис
28 Терминальный сервис для грузовых водных, железнодорожных и смешанных перевозок
29 Хранение крупногабаритных грузов, металла и другой продукции, требующей нестандартного складского оборудования
30 Открытое хранение грузов
31 Грузопереработка, хранение и затаривание мелкопартионных отправок грузов
32 Розлив, грузопереработка, хранение, бутилирование жидких грузов
33 Грузопереработка и хранение контейнеров

 

Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в срав­нении с характеристиками продуктов. Такими особенностями являются:

1. Неосязаемость сервиса. Поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить.

2. Покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производ­стве услуг.

3. Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.

4. Покупатель никогда не становится собственником, приобретая услу­ги.

5. Сервис-деятельность, и поэтому он не может быть тестирован преж­де, чем покупатель его купит.

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса при анализе и проектировании ЛС должно основываться на критериях, используемых покупателя­ми логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает каче­ство логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значе­ния «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удов­летворительным.

В международном стандарте ISO 8402:1994 качество определено «как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлет­ворять установленные и предполагаемые потребности».

 

В отношении логистического сервиса, на наш взгляд, более подходит определение качества как «степени несоответствия между ожиданиями заказчиков и их восприятием таких критериев, как реальность, надежность, живой отклик, компетентность, вежливость, доверие, безопасность, коммуникабельность, понимание заказчика. Соответственно те компании, в кото­рых клиент чувствует наиболее полное присутствие данных характеристик, он воспринимает как компании с наивысшим качеством».

 

Наиболее важные компоненты (параметры) измерения качества сервиса:

Ø осязаемость – физическая среда, в которой представлены сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид персонала и т.п.;

Ø надежность – исполнение «точно в срок», т.е., например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение;

Ø ответственность – желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;

Ø законченность – наличие требуемых навыков, компетентности, знаний;

Ø доступность – простота установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания логистических услуг;

Ø безопасность – отсутствие опасности, риска, недоверия (например, сохранность груза при транспортировке)

Ø вежливость – поведение поставщика сервиса, корректность персонала;

Ø коммуникабельность – способность разговаривать на языке, понятном покупателю;

Ø взаимопонимание с покупателем – искренний интерес к покупателю, умение войти в роль покупателя и понять его нужды (требования).

Спецификация параметров качества логистического сервиса и выбор методов (способов) их оценки и контроля являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами в логистическом администрировании.

 

Важнейшим комплексным показателем эффек­тивности ЛС является продолжительность полного логистического цикла – время исполнения заказа потребителя (покупателя).

 

Использование этого показателя (или его отдельных составляющих) обусловлено требованиями корпоративной стратегии, если в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности фирмы выбирается время.

Комплексный показатель – производительность (результативность) ЛС – определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в ЛС, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в ЛС.

 

В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/ продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например:

· число обработанных заказов в единицу времени;

· грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;

· отношение типа «вход-выход» для отражения динамики выпуска продукции и документооборота;

· отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала;

· отношение логистических издержек на единицу производимой продукции;

· логистические издержки в дистрибьюции на единицу объема продаж и т.п.

Как видно из приведенного перечня, если производительность измеря­ется объемом работы персонала или техники в единицу времени (или на удельные параметры технологического оборудования, транспортных средств, или на единицу площади, объема и т.п.), то результативность характеризу­ется в основном удельными расходами финансовых ресурсов в ЛС.

В качестве показателей эффективности использования транспортных средств может, например, служить коэффициент использования грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства, объем перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в час (смену, сутки), грузооборот, приходящийся на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства и т.п. Для оценки эффективности использования складского подъемно-транспортного оборудования может применяться показатель объема грузопереработки в еди­ницу времени.

Показатели производительности могут применяться для инфраструктурных логистических подразделений ЛС в целом. Например, общим показа­телем производительности склада может служить грузооборот склада за сут­ки и т.п.

В зарубежной практике логистического менеджмента в большинстве случаев не разделяются показатели производительности и продуктивности (результативности), примером чему может служить отчетная форма (отчет о логистической результативности (пример)):

 

Показатели результативности (эффективности) Текущий квартал Предыдущий квартал Тот же квартал в прошлом году Стандарт компании Средний уровень в отрасли
Транспортировка · затраты на грузовые перевозки – доля затрат на дистрибьюцию; · потери – доля затрат на перевозки; · затраты на перевозки – доля в объеме продаж.   Запасы · оборачиваемость; · устаревший запас по отношению к продажам (%).   Процедуры заказов · число процедур заказа в час; · доля обрабатываемых заказов в течение 24 часов после поступления; · затраты на обработку одного заказа.   Складирование · использование складского пространства (%); · число операций грузопереработки в час.          

 

Показатель «логистическая результативность» по смыслу больше соответству­ет принятому в нашей экономике показателю «ресурсоотдача», характеризует удельный расход финансовых, материальных, энергетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным или другим плановым показателям.

 

Комплексный показательвозврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру – характеризует эффективность капиталовложений в подраз­деления инфраструктуры ЛС, к которым в настоящее время относят:

· складское хозяйство (склады разного вида и назначения, грузовые терминалы и терминальные комплексы);

· транспортные подразделения различных видов транспорта;

· транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.);

· ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство;

· телекоммуникационная система;

· информационно-компьютерная система (комплекс технических средств и оргтехника).

Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логистической инфраструктуры определяется в соответствии с действующими нормативно-мето­дическими документами оценки эффективности капиталовложений.

 

Что такое логистическая технология и базовая логистичес­кая подсистема (модуль)?

 

В настоящее время не существует четкого раз­граничения между понятиями «логистическая концепция» и «логистическая технология». Термин «логистическая технология» возник сравнительно не­давно в связи с превращением некоторых приемов, методов, процедур и процессов принятия решений в логистике многих компаний промышленно развитых стран в стандартные (стандартизированные) алгоритмы, поддер­живаемые стандартными информационно-программными системами (подсистемами/модулями) КИС. Эта стандартизация уже оформлена юридически (например, программные модули MRP I, MRPII, на которые существуют стандарты ISO) или применяется фактически (системы KANBAN, ОРТ, ERP и др.).

 

Логистическая технология – стан­дартная (стандартизированная) последовательность (алгоритм) выполнения отдельной логистической функции и/или логистического процесса в функцио­нальной области логистики и/или в ЛС, поддерживаемая соответствующей информационной системой и воплощающая определенную логистическую кон­цепцию.

 

Логистическим технологиям соответствуют так называемые базовые (стандартные, стандартизированные, унифицированные) логистические системы (подсистемы, модули). Далее мы будем пользоваться термином базовая логистическая подсистема (модуль), так как практика их применения в логистике связана с автоматизацией ЗЛС или внутренних технологических процессов, внедрением КИС, в которых эти подсистемы являются по суще­ству информационно-программными модулями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: