Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям ЛС, прежде всего, стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.
В терминологическом словаре ELA есть понятие « Logistics key performance indicators » (KPI) – ключевые показатели результативности логистической деятельности, под которыми понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности (производительности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях.
За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:
Ø общие логистические издержки;
Ø качество логистического сервиса
Ø продолжительность логистических Циклов;
|
|
Ø производительность;
Ø возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.
Эти показатели в дальнейшем мы будем называть ключевыми или комплексными показателями эффективности ЛС. Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенчмаркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.
Таким образом, ключевыми (комплексными) показателями эффективности ЛС называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной ЛС, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.
Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в ЛС.
В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:
Ø затраты на выполнение логистических операций / функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);
Ø ущербы от логистических рисков;
Ø затраты на логистическое администрирование.
Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми в западном бизнесе являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.
|
|
Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в ЛС в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.
Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40 %), транспортные расходы (15-35 %), расходы на административно-управленческие функции (9-14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.
ПРИМЕР:
Известный американский консультант в области логистики Герберт В. Дэвис в течение нескольких лет отслеживал логистические издержки в промышленности США на складирование, перевозку, управление заказами/обслуживание клиентов, управление распределением, а также управление запасами как неотъемлемую часть конечной цены продукции и потребительского сервиса.
В 1997 г., например, структура логистических затрат, выраженных в долях продаж, выглядела следующим образом: перевозка готовой продукции – 4,08%; складирование – 2,40%; управление обслуживанием/ заказами клиентов – 0,55%; управление распределением – 0,36%; стоимость хранения запасов (при 18%-ной учетной ставке) – 1,81%. Общее количество – 9,02%.
Структура затрат (в долларах на сто фунтов веса продукции): перевозка готовой продукции – 13,24; складирование – 10,79; управление обслуживанием / заказами клиентов – 4,07; управление распределением – 2,53; и стоимость хранения запасов при 18%-ной учетной ставке – 8,13. Общая сумма составила – 47,48 долларов.
Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:
Ø логистические издержки в отношении объема продаж;
Ø отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек;
Ø логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли;
Ø логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;
Ø логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прогнозируемых затрат.
Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о логистической производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности использования финансовых ресурсов компании.
Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:
Ø неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек;
Ø наличием в отечественном бизнесе «двойной» бухгалтерии, «черного нала», закрытостью финансовой информации для партнеров в ЛС и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.;
Ø отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д.
Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах «услуга» и «сервис».
|
|
По существу подавляющее большинство логистических операций/функций является услугами, поэтому логистический сервис можно определить как процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.
Посредники, действующие в ЛС, являются в основном предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым продвигаемым и продаваемым на различных участках логистической сети. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, экспедиторы, оптовые и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании и т.п. При этом стоимость логистических услуг может значительно превосходить затраты непосредственно на производство продукции.
Логистические услуги так же многообразны, как и логистические операции. Для примера в таблице 5 приведен спектр логистических услуг, оказываемых складами общего пользования США.
Таблица 5 – Виды услуг, оказываемые складами общего пользования
1 | Грузопереработка, хранение и распределение, взяв за единицу упаковку или грузовую единицу |
2 | Хранение транзитных грузов |
3 | Контроль и регулирование температуры и влажности в помещении склада |
4 | Предоставление складского пространства на условиях аренды |
5 | Предоставление офисных помещений, услуг видеотерминалов, телефонного и компьютерного сервиса |
6 | Предоставление информации, связанной с транспортировкой грузов, экспедированием, дорожным движением |
7 | Физическое распределение продукции внутри склада |
8 | Предоставление современных устройств подготовки и считывания информации, сканеров и т.п. |
9 | Разработка плана консолидации грузовых отправок |
10 | Упаковка и сортировка товаров |
11 | Дезинфекция |
12 | Маркировка, прикрепление ярлыков, написание трафаретов, упаковка в защитную пленку |
13 | Почтовые услуги и экспресс-отправка |
14 | Пакетирование, паллетирование и обвязывание грузов |
15 | Погрузка (разгрузка) на автомобили, прицепы и полуприцепы |
16 | Подготовка, тестирование, испытание, взвешивание и контроль |
17 | Консолидация и разукрупнение партий грузов |
18 | Подготовка специальных мест хранения |
19 | Подготовка и доставка товаросопроводительных документов |
20 | Предоставление автотранспорта для местных и дальних перевозок |
21 | Установка специальных приспособлений на транспортные средства для доставки негабаритных грузов |
22 | Оформление складских документов по приемке груза, переадресации, транзиту и т.п. |
23 | Распределение грузовых отправок |
24 | Подготовка грузовых документов |
25 | Информирование о кредитовании |
26 | Предоставление взаймы хранимых товаров |
27 | Территориальный складской сервис |
28 | Терминальный сервис для грузовых водных, железнодорожных и смешанных перевозок |
29 | Хранение крупногабаритных грузов, металла и другой продукции, требующей нестандартного складского оборудования |
30 | Открытое хранение грузов |
31 | Грузопереработка, хранение и затаривание мелкопартионных отправок грузов |
32 | Розлив, грузопереработка, хранение, бутилирование жидких грузов |
33 | Грузопереработка и хранение контейнеров |
|
|
Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями являются:
1. Неосязаемость сервиса. Поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить.
2. Покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг.
3. Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.
4. Покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги.
5. Сервис-деятельность, и поэтому он не может быть тестирован прежде, чем покупатель его купит.
Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса при анализе и проектировании ЛС должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.
В международном стандарте ISO 8402:1994 качество определено «как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
В отношении логистического сервиса, на наш взгляд, более подходит определение качества как «степени несоответствия между ожиданиями заказчиков и их восприятием таких критериев, как реальность, надежность, живой отклик, компетентность, вежливость, доверие, безопасность, коммуникабельность, понимание заказчика. Соответственно те компании, в которых клиент чувствует наиболее полное присутствие данных характеристик, он воспринимает как компании с наивысшим качеством».
Наиболее важные компоненты (параметры) измерения качества сервиса:
Ø осязаемость – физическая среда, в которой представлены сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид персонала и т.п.;
Ø надежность – исполнение «точно в срок», т.е., например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение;
Ø ответственность – желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;
Ø законченность – наличие требуемых навыков, компетентности, знаний;
Ø доступность – простота установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания логистических услуг;
Ø безопасность – отсутствие опасности, риска, недоверия (например, сохранность груза при транспортировке)
Ø вежливость – поведение поставщика сервиса, корректность персонала;
Ø коммуникабельность – способность разговаривать на языке, понятном покупателю;
Ø взаимопонимание с покупателем – искренний интерес к покупателю, умение войти в роль покупателя и понять его нужды (требования).
Спецификация параметров качества логистического сервиса и выбор методов (способов) их оценки и контроля являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами в логистическом администрировании.
Важнейшим комплексным показателем эффективности ЛС является продолжительность полного логистического цикла – время исполнения заказа потребителя (покупателя).
Использование этого показателя (или его отдельных составляющих) обусловлено требованиями корпоративной стратегии, если в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности фирмы выбирается время.
Комплексный показатель – производительность (результативность) ЛС – определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в ЛС, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в ЛС.
В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/ продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например:
· число обработанных заказов в единицу времени;
· грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;
· отношение типа «вход-выход» для отражения динамики выпуска продукции и документооборота;
· отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала;
· отношение логистических издержек на единицу производимой продукции;
· логистические издержки в дистрибьюции на единицу объема продаж и т.п.
Как видно из приведенного перечня, если производительность измеряется объемом работы персонала или техники в единицу времени (или на удельные параметры технологического оборудования, транспортных средств, или на единицу площади, объема и т.п.), то результативность характеризуется в основном удельными расходами финансовых ресурсов в ЛС.
В качестве показателей эффективности использования транспортных средств может, например, служить коэффициент использования грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства, объем перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в час (смену, сутки), грузооборот, приходящийся на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства и т.п. Для оценки эффективности использования складского подъемно-транспортного оборудования может применяться показатель объема грузопереработки в единицу времени.
Показатели производительности могут применяться для инфраструктурных логистических подразделений ЛС в целом. Например, общим показателем производительности склада может служить грузооборот склада за сутки и т.п.
В зарубежной практике логистического менеджмента в большинстве случаев не разделяются показатели производительности и продуктивности (результативности), примером чему может служить отчетная форма (отчет о логистической результативности (пример)):
Показатели результативности (эффективности) | Текущий квартал | Предыдущий квартал | Тот же квартал в прошлом году | Стандарт компании | Средний уровень в отрасли |
Транспортировка · затраты на грузовые перевозки – доля затрат на дистрибьюцию; · потери – доля затрат на перевозки; · затраты на перевозки – доля в объеме продаж. Запасы · оборачиваемость; · устаревший запас по отношению к продажам (%). Процедуры заказов · число процедур заказа в час; · доля обрабатываемых заказов в течение 24 часов после поступления; · затраты на обработку одного заказа. Складирование · использование складского пространства (%); · число операций грузопереработки в час. |
Показатель «логистическая результативность» по смыслу больше соответствует принятому в нашей экономике показателю «ресурсоотдача», характеризует удельный расход финансовых, материальных, энергетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным или другим плановым показателям.
Комплексный показатель – возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру – характеризует эффективность капиталовложений в подразделения инфраструктуры ЛС, к которым в настоящее время относят:
· складское хозяйство (склады разного вида и назначения, грузовые терминалы и терминальные комплексы);
· транспортные подразделения различных видов транспорта;
· транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.);
· ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство;
· телекоммуникационная система;
· информационно-компьютерная система (комплекс технических средств и оргтехника).
Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логистической инфраструктуры определяется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами оценки эффективности капиталовложений.
Что такое логистическая технология и базовая логистическая подсистема (модуль)?
В настоящее время не существует четкого разграничения между понятиями «логистическая концепция» и «логистическая технология». Термин «логистическая технология» возник сравнительно недавно в связи с превращением некоторых приемов, методов, процедур и процессов принятия решений в логистике многих компаний промышленно развитых стран в стандартные (стандартизированные) алгоритмы, поддерживаемые стандартными информационно-программными системами (подсистемами/модулями) КИС. Эта стандартизация уже оформлена юридически (например, программные модули MRP I, MRPII, на которые существуют стандарты ISO) или применяется фактически (системы KANBAN, ОРТ, ERP и др.).
Логистическая технология – стандартная (стандартизированная) последовательность (алгоритм) выполнения отдельной логистической функции и/или логистического процесса в функциональной области логистики и/или в ЛС, поддерживаемая соответствующей информационной системой и воплощающая определенную логистическую концепцию.
Логистическим технологиям соответствуют так называемые базовые (стандартные, стандартизированные, унифицированные) логистические системы (подсистемы, модули). Далее мы будем пользоваться термином базовая логистическая подсистема (модуль), так как практика их применения в логистике связана с автоматизацией ЗЛС или внутренних технологических процессов, внедрением КИС, в которых эти подсистемы являются по существу информационно-программными модулями.