Охарактеризуйте ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За нарушение антимонопольного законодательства хозяйствующие субъекты или государственные органы, их должностные лица могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных деяний, нарушающих требования законодательства, антимонопольный орган:

выносит предписания о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате;

принимает в пределах своей компетенции иные необходимые меры.

Предписания антимонопольного органа подлежат исполнению в установленный им срок.

Виновные, привлеченные к гражданско-правовой ответственности могут быть обязаны судом возместить причиненный вред, в том числе и не полученную выгоду.

К виновным, привлеченным к административной ответственности применяются санкции в виде штрафа и взыскания прибыли полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства за: 

Ст. 11.24. Нарушение антимонопольного законодательства Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации -

Ст. 11.25. Ограничение конкуренции Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность, -

Ст. 11.26. Незаконное использование деловой репутации конкурента Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента.

Ст. 12.15. Нарушение законодательства о рекламной деятельности Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а также должностным лицом государственного органа законодательства о рекламной деятельности - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Уголовная ответственность наступает за:

Ст. 244. Нарушение антимонопольного законодательства Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (нарушение антимонопольного законодательства), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

Ст. 245. Установление или поддержание монопольных цен  Установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместном рынке -

Ст. 246. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения  Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия над потерпевшим или его близкими либо уничтожения или повреждения их имущества при отсутствии признаков вымогательства -

Ст. 247. Ограничение конкуренции Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ограничение конкуренции), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, -

Ст. 248. Незаконное использование деловой репутации конкурента Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, -

Ст. 249. Дискредитация деловой репутации конкурента Распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента, -

Ст. 250. Распространение ложной информации о товарах и услугах Распространение заведомо ложной информации либо применение рекламы, вводящих в заблуждение потребителей относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных характеристик продукции (товаров, работ, услуг).

 

Дайте определения понятиям «доминирующее положение субъекта хозяйствования», «монополистическая деятельность». Перечислите условия, определяющие доминирующее положение субъекта хозяйствования. Охарактеризуйте ограничение монополистической деятельности.

Монополистическая деятельность -противоречащие законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Признаки монополистической деятельности:

1. противоправность, так как она в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности;

2. проявляется как в активной форме (действия), так и путем бездействия;

3. антиконкурентный характер, проявляющийся в ограничении, устранении или недопущении конкуренции на товарном рынке;

4. наличие специфического субъектного состава (субъекты хозяйствования);

5. наносит вред другим субъектам хозяйствования и потребителям.

При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и поэтому сам определяет цену и качество продаваемых товаров, однако произвольно повышать цену он не может, так как повышение цены автоматически снижает спрос, а это ведет к уменьшению прибыли.

В действующем законодательстве РБ закреплено понятие правомерной монополии и формы запрещенной монополистической деятельности.

Законодательство защищает правомерные монополии от конкуренции, исходя из того, чтоих функционирование эффективнее при отсутствии конкуренции. К правомерной монополии относится государственная, естественная и чрезвычайная монополии

государственная монополия система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права

естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

К ним относятся:

· транспортировка энергоресурсов;

· железнодорожные перевозки;

· услуги связи и т.д.

чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена.

Формы монополистической деятельности, за которые субъект может быть привлечен к ответственности:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;

2. Соглашение (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: