Введение
На сегодняшний день важнейшей задачей образования является всестороннее развитие обучающихся. Немалое значение для этого имеет постоянное совершенствование системы школьного обучения, обеспечение его главной роли в личностном развитии каждого ученика.
При рассмотрении термина «развивающее обучение» предполагается изучение проблемы соотношения обучения и развития — одной из важнейших проблем педагогики и психологии. Данная тема актуальна в педагогике в настоящее время, так как она подразумевает поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития.
Анализом проблемы обучения и развития в различной степени занимались почти многие педагоги прошлого и настоящего. Признание главной роли обучения в развитии природных задатков находится в работах основоположника педагогики Я. А. Коменского. В отечественной педагогике эта идея нашла отражение в работах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Л. С. Выготского и др.
|
|
Актуальность работы заключается в необходимости прогрессивного развития системы и практики образования, в чем может помочь более глубокое внедрение технологий развивающего обучения как одного из передовых.
Предмет: технология развивающего обучения.
Объект: реализация технологии развивающего обучения в системе современного образования.
Цель работы: изучить особенности технологии развивающего обучения и их применение в системе современного образования.
Задачи:
1. Получить общее представление о теории развивающего обучения.
2. Рассмотреть информацию о технологии развивающего обучения.
3. На примере системы развивающего обучения Л. В. Занкова изучить, как реализуется данная технология в школьном образовании.
Глава 1. Особенности технологии развивающего обучения
Теория развивающего обучения
Теория развивающего обучения — это направление в теории обучения и практике образования, содержанием, методами и формами организации ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития [8].
Понятие «развивающее обучение» обязан своим происхождением В. В. Давыдову и достаточно скоро вошел в употребление в педагогике.
Исследования развивающего обучения начались еще в 1950-е годы. Было выяснено, что большие усилия, которые направлялись на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Это описали Б. Г. Ананьев и Л. В. Занков. Тем самым была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников. Уже в 1960-е гг. было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей. Тогда с резкой критикой традиционного обучения выступили Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие.
|
|
Методологическими предпосылками практики развивающего обучения послужили следующие фундаментальные положения, выдвинутые Л. С. Выготским:
— понятие о движущих силах психического развития;
— категории «зона ближайшего развития» и «возрастные новообразования»;
— положение о неравномерности хода и кризисных периодах развития;
— понятие механизма интериоризации;
— положение о социальной ситуации развития;
— представление о деятельностном характере развития;
— концепция знакового опосредствования развития психики;
— положение о системно-смысловом строении и развитии сознания [7, с. 266].
Содержание и методы обучения в начальной школе преимущественно ориентированы на формирование у школьников основ эмпирического мышления, с точки зрения развития детей они не эффективны [5]. Отсюда цель развивающего обучения — формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика), а также подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение — это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
К началу 1930-х гг. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития:
· первые — не признают влияния обучения на развитие, отрицает самую возможность развивающего обучения;
· вторые и третьи — признают наличие развивающего обучения независимо от того, как оно может быть истолковано.
Л. С. Выготский не соглашался ни с одной из этих теорий и сформулировал собственную гипотезу о соотношении обучения и развития. Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. «...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой» [1, с. 390].
При обосновании своей гипотезы Выготский изложил содержание основного генетического закона развития психических функций человека. Этот закон явился основой его концепции. По Выготскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды — сперва как деятельность коллективная, социальная, во второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка. «Этот закон, думается нам, всецело приложим и к процессу детского обучения... Существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития... С этой точки зрения обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека» [1, с. 388].
|
|
Л.С. Выготский выделял два уровня в развитии ребенка:
1. Сферу актуального развития — уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;
2. Зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.
Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.
Таким образом, развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны — задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.