Структура психокоррекционной программы

 

Требования к разработке проекта психокоррекционной программы

Тема должна формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Позитивная форма

представления темы коррекционной про-граммы включает описание тех форм поведения,

деятельности, структур личности, которые должны быть сформированы у клиента/ребенка

(ориентиры для точек роста индивида).

Цель: при формулировании цели коррекции необходимо руководствоваться следующими

правилами:

1.Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.

Определение целей коррекции не должно начи-наться со слова «не», они не должны носить

запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления

инициативы клиента.

2.Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью

коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и

способов действий в реальную практику жизненных отношений.

Задачи: при постановке задач необходимо учитывать принцип системности развития

психологической деятельности, принцип задает необходимость учета в коррекционной работе

коррекционных, про-филактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает

взаимосвязанность различных сторон личности и гeтepoxpoнность их развития. Задач должно

быть не менее 4–7, из них 50% и более – это коррекционные, остальные – развивающие и

психопрофилактические задачи.

Предмет программы: содержание психокоррекции (см. вопрос «виды психокоррекции»).

Объект программы: человек или группа людей, на которых направ-лена

психокоррекционная работа (необходимо указать возраст и коли-чество участников).

Объем программы: общее время коррекционной работы и частота встреч (сессий).

Форма работы: индивидуальная, групповая или индивидуально-групповая.

Средства психокоррекции: конкретные направления работы, техно-логии, техники, методы

психокоррекции.

 

Содержание

 

(необходимо составить краткое описание каждого этапа)

 

1 этап. Диагностический

Перечислить диагностические процедуры для сбора психологического анамнеза.

2 этап. Аналитический

Структурировать данные психологического анамнеза; составить список проблем и сделать

вывод об источнике недостатков и трудно-стей клиента; его индивидуально-личностных

особенностях; сформу-лировать психологический диагноз и психологический прогноз, далее

обозначить модель оказания коррекционной помощи, произвести вы-бор техник и методов

коррекционного воздействия.

3 этап. Установочный

Перечислить методы и приемы для установления психологичес-кого контакта с

клиентом/ребенком, определить способ заключения долгосрочного контракта на

психокоррекционную работу с клиентом

4 этап. Коррекционный

Построить ряд условных подэтапов и определить цель коррекции на каждом из них.

Решающее значение имеет определенная логика планируемой работы в зависимости от предмета

психологической коррекции, индивидуально-личностных особенностей клиента/ребенка,

использования различных методов и техник (не должно быть случай-ного набора упражнений).

5 этап. Этап оценки эффективности

Определить методы оценки эффективности психокоррекции: (наблюдение за поведением

клиента/ребенка в естественных условиях; беседа с представителями ближайшего социального

окружения клиента/ребенка (по возможности) и диагностические методики, использовавшиеся

на диагностическом этапе.

6 этап. Завершающий

Подобрать упражнения для отработки «круга эмоций» клиентом/ ребенком для завершения на

стадии принятия и создания установки для переноса позитивных изменений клиента/ребенка в

реальную жизненную ситуацию.

 

Принципы составления психокоррекционной программы

 

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и

и развивающих задач указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной

программе задач трех видов. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики

клиента позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации

сильных сторон личности посредством механизма компенсации.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Отражает целостность процесса оказания

психологической помощи в рамках психокоррекции как особого вида деятельности психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности

выделяют два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция

направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков,

симптомов этих трудностей. Коррекция каузального типа предполагает устранение и

нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип коррекции. Этот принцип отражает и

и определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации

поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента

требует соответствия хода психического

 

и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание

бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с

другой.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия – утверждает

необходимость использования всего многообразия техник, методов, приемов практической

психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение эти методы представляют

собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь

клиентам с самыми различными проблемами.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в

коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в

психическом развитии клиента.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении

коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и

использовать методы, их активизирующие.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы,

которые состоят из последовательных операций или шагов, выполнение которых сначала с

психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и

действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов – от минимально

простого этапа к более сложному. Формальная сложность материала может не совпадать с

психологической сложностью. Работать с клиентом необходимо на оптимальном уровне

сложности.

11. Принцип учет объема и степени разнообразия материала определяет, что психологу

следует включать новый материал в работу после сформированности определенного умения.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Коррекционная работа обязательно должна

завершаться на эмоциональном позитивном фоне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: