Требования к разработке проекта психокоррекционной программы
Тема должна формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Позитивная форма
представления темы коррекционной про-граммы включает описание тех форм поведения,
деятельности, структур личности, которые должны быть сформированы у клиента/ребенка
(ориентиры для точек роста индивида).
Цель: при формулировании цели коррекции необходимо руководствоваться следующими
правилами:
1.Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.
Определение целей коррекции не должно начи-наться со слова «не», они не должны носить
запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления
инициативы клиента.
2.Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью
коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и
способов действий в реальную практику жизненных отношений.
Задачи: при постановке задач необходимо учитывать принцип системности развития
психологической деятельности, принцип задает необходимость учета в коррекционной работе
коррекционных, про-филактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает
взаимосвязанность различных сторон личности и гeтepoxpoнность их развития. Задач должно
быть не менее 4–7, из них 50% и более – это коррекционные, остальные – развивающие и
психопрофилактические задачи.
Предмет программы: содержание психокоррекции (см. вопрос «виды психокоррекции»).
Объект программы: человек или группа людей, на которых направ-лена
психокоррекционная работа (необходимо указать возраст и коли-чество участников).
Объем программы: общее время коррекционной работы и частота встреч (сессий).
Форма работы: индивидуальная, групповая или индивидуально-групповая.
Средства психокоррекции: конкретные направления работы, техно-логии, техники, методы
психокоррекции.
Содержание
(необходимо составить краткое описание каждого этапа)
1 этап. Диагностический
Перечислить диагностические процедуры для сбора психологического анамнеза.
2 этап. Аналитический
Структурировать данные психологического анамнеза; составить список проблем и сделать
вывод об источнике недостатков и трудно-стей клиента; его индивидуально-личностных
особенностях; сформу-лировать психологический диагноз и психологический прогноз, далее
обозначить модель оказания коррекционной помощи, произвести вы-бор техник и методов
коррекционного воздействия.
3 этап. Установочный
Перечислить методы и приемы для установления психологичес-кого контакта с
клиентом/ребенком, определить способ заключения долгосрочного контракта на
психокоррекционную работу с клиентом
4 этап. Коррекционный
Построить ряд условных подэтапов и определить цель коррекции на каждом из них.
Решающее значение имеет определенная логика планируемой работы в зависимости от предмета
психологической коррекции, индивидуально-личностных особенностей клиента/ребенка,
использования различных методов и техник (не должно быть случай-ного набора упражнений).
5 этап. Этап оценки эффективности
Определить методы оценки эффективности психокоррекции: (наблюдение за поведением
клиента/ребенка в естественных условиях; беседа с представителями ближайшего социального
окружения клиента/ребенка (по возможности) и диагностические методики, использовавшиеся
на диагностическом этапе.
6 этап. Завершающий
Подобрать упражнения для отработки «круга эмоций» клиентом/ ребенком для завершения на
стадии принятия и создания установки для переноса позитивных изменений клиента/ребенка в
реальную жизненную ситуацию.
Принципы составления психокоррекционной программы
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и
и развивающих задач указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной
программе задач трех видов. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики
клиента позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации
сильных сторон личности посредством механизма компенсации.
2. Принцип единства коррекции и диагностики. Отражает целостность процесса оказания
психологической помощи в рамках психокоррекции как особого вида деятельности психолога.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности
выделяют два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция
направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков,
симптомов этих трудностей. Коррекция каузального типа предполагает устранение и
нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента.
4. Деятельностный принцип коррекции. Этот принцип отражает и
и определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации
поставленных целей.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента
требует соответствия хода психического
и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание
бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с
другой.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия – утверждает
необходимость использования всего многообразия техник, методов, приемов практической
психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение эти методы представляют
собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь
клиентам с самыми различными проблемами.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в
коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в
психическом развитии клиента.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении
коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и
использовать методы, их активизирующие.
9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы,
которые состоят из последовательных операций или шагов, выполнение которых сначала с
психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и
действий.
10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов – от минимально
простого этапа к более сложному. Формальная сложность материала может не совпадать с
психологической сложностью. Работать с клиентом необходимо на оптимальном уровне
сложности.
11. Принцип учет объема и степени разнообразия материала определяет, что психологу
следует включать новый материал в работу после сформированности определенного умения.
12. Учет эмоциональной сложности материала. Коррекционная работа обязательно должна
завершаться на эмоциональном позитивном фоне.