Дополнительный материал

 

Религиозное мировоззрение

 

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

  Мир мифологических существ - это, хоть и обособленная, но все же часть того мира, в котором живут люди. Так, все знают место, где жили боги древних греков - это вполне определенная гора в Греции - Олимп. Путешествие в подземное царство Аида могло занять у Одиссея много времени и потребовать от него исключительной отваги, но проникал он в него через вполне реальный вход. Сами боги, хоть и могущественны, но отнюдь не всесильны. Они рождаются и живут подобно людям, постоянно с ними общаются и сами подчинены судьбе.

  Однако расширение круга знаний, развитие абстрактного мышления, рост общей культуры очевидным образом делали невозможным сохранение подобных взглядов в качестве основы мировоззрения.

  Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Теперь никто не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному миру.

  Контакт с этим миром возможен теперь только по воле Той стороны. Магия (колдовство) отныне подлежит осуждению. Ведь теперь не человек, каким бы героем он ни был, вторгается в Тот мир, а он сам открывается человеку. Впрочем, не всегда и не всякому - эту милость надо еще заслужить. Если мифология жила в эпосе, в преданиях, меняющихся от места к месту и открытых всяческим переделкам, то религия с самого начала стремилась обрести строгие рамки вероучения, в котором нельзя изменить и букву. Ибо она дарована пророку, а через него и всем людям откровением свыше.

  Сохранение в целостности вероучения требует специальной подготовки - обучения, а значит разъяснений и комментариев. Вслед за религиозным откровением идет теология (богословие). Религиозное мировоззрение неизбежно рационализируется и теоретизируется. Кстати, греческое слово "theoria" буквально означает "видение Бога".

  Вместе с тем религия сохранила и наглядно-образный строй мифологии. Благодаря этому религиозное мировоззрение оказалось весьма доступным и потому, наверно, необычайно устойчивым. По сей день это наиболее распространенный тип мировоззрения.

 

Философское мировоззрение

 

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

  У философии сложные отношения с религией и богословием. К ним мы еще вернемся. Здесь же заметим, что философия всегда стремилась к предельно универсальному мировоззрению. Более универсальному, чем могли дать даже мировые религии. И пыталась основать его не на вере, а на разуме, не на мнении, а на знании.

  Религия поместила силы, творящие мир и управляющие им, в отдельную сверхъестественную, недоступную обычному опыту сферу. Философия последовала за ней в эту область, но произвела, прежде всего, деперсонификацию этих сил. То есть в философии они перестали быть личностными силами и превратились в универсальные принципы, в теоретические конструкты, с помощью которых философ творит... конечно, не мир, но свою собственную картину мира. Он умозрительно берет на себя функции Творца! Философ может быть глубоко верующим человеком и писать о Боге. Но при этом Бог в рамках его философии остается теоретической конструкцией, никогда, естественно, не совпадающей с Богом конкретной религии.

  Философское творчество не означает, что философ может творить картину мира по собственному произволу. Тогда он был бы свободным художником, автором фантастических романов. Его цели иные - истина, мудрость. А это значит, что ему надо добиться обоснованности своей теоретической конструкции, ее внутренней согласованности, она должна выдерживать очень серьезную, но разумную критику, и, главное, она должна "работать": систематизировать и объяснять имеющиеся факты, показывать эффективные пути познания и действия.

  Таким образом, философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения и веру в силы самого человека, в Человека с большой буквы.

 

Итак, основные черты философского мировоззрения:

 

· КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами;

 

· СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов;

 

· УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов;

 

· КРИТИЧНОСТЬ - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.

 

.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: