По предупреждению банкротств банков

Практика применения закона только складывается. Однако некоторые первые итоги участия Агентства в предупреждении банкротств банков подвести можно, хотя срок, который прошёл с момента вступления закона в силу (с 28 октября 2008 года), крайне незначителен.

Прежде всего, следует отметить следующее. Исходя из положений закона, Агентством в кратчайший срок разработан ряд внутренних первоочередных регулятивных документов, позволивших незамедлительно приступить к реализации закона.

В частности, Советом директоров Агентства установлен порядок использования средств фонда обязательного страхования вкладов, а также имущественного взноса Российской Федерации в Агентство для финансирования мероприятий по предупреждению банкротства банков. Определён порядок проведения Агентством закрытого отбора приобретателей имущества и обязательств реструктурируемых банков. 

Правление Агентства одобрило правила выбора источников финансирования мероприятий по предупреждению банкротства банков, утвердило регламент финансирования Агентством лиц, получающих финансовую помощь в соответствии с планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка, согласовало методику учета операций по предупреждению банкротства банков.

В целях успешного решения задач, возложенных законом на Агентство, приняты неотложные меры организационного характера.

В структуре Агентства образованы два новых подразделения: департамент реструктуризации банков, обеспечивающий практическое осуществление мероприятий по предупреждению банкротства банков, и экспертно — аналитический департамент, в функции которого входит оценка и анализ финансового положения банков, в том числе для определения целесообразности участия Агентства в предупреждении банкротства банков.

Налажена система информирования членов Совета директоров Агентства, Банка России и Счётной палаты Российской Федерации о проведении мероприятий по предупреждению банкротства банков.

Начиная с 28 октября 2008 года (дата вступления Закона в силу), Агентство рассмотрело предложения Банка России и дало согласие о своём участии в предупреждении банкротства в отношении 14 банков.

При рассмотрении предложения Банка России Агентство должно было определить, прежде всего, соответствие данного предложения целям, указанным в законе, а также учесть свои реальные финансовые и организационные возможности.

Здесь следует отметить, что по состоянию на 1 декабря с.г. по 10 банкам, в отношении которых Агентством было дано согласие на их реструктуризацию, суммарный объем обязательств по вкладам физических лиц превысил 90 млрд руб., в т. ч. размер страховой ответственности до 700 тыс. руб. на одного вкладчика - 42 млрд рублей. 

Во всех случаях, когда Агентство соглашалось на участие в предупреждении банкротства банка, имелось в виду предотвратить угрозу стабильности банковской системы, которая может быть вызвана неустойчивым финансовым положением проблемного банка, обеспечить защиту законных интересов его вкладчиков.

При определённых обстоятельствах Агентство не соглашалось с предложениями Банка России.

В частности, по состоянию на 10 декабря 2008 года, отказы были даны по четырём банкам.

По первым двум «отказным» банкам (КБ «Сочи», КБ «Сибконтакт») позицию Агентства предопределили, с одной стороны, существенная величина потерь капитала в этих банках (минус несколько млрд рублей), а с другой стороны — основанный на оценке кредитного портфеля вывод о невозможности восстановления банков без инвесторов, найти которых не удалось. Третий банк (АКБ «Курганпромбанк») нельзя было признать социально значимым (663 место по величине нетто-активов и 383 место по вкладам). Для четвертого банка (ОАО «Тюменьэнергобанк») так же, как для первых двух, не был найден инвестор. При этом в отношении данного банка Агентством рассматривалась возможность передачи его имущества и обязательств приобретателю, но она вскоре отпала в связи с тем, что большая часть недвижимости банка, как обнаружилось, находится в залоге по его обязательствам перед кредиторами.

Планы участия Агентства в предупреждении банкротства банков, по которым были приняты положительные решения, разрабатывались Агентством в крайне сжатые сроки. Все возникающие вопросы рассматривались Правлением Агентства, Комитетом банковского надзора и Советом директоров Банка России в рабочем порядке без каких – либо бюрократических проволочек. Этого требовала обстановка, поскольку процесс ухудшения финансового положения банков в любой момент мог стать необратимым.

Вместе с тем все решения по планам участия Агентства в предупреждении банкротства банков принимались сторонами взвешенно, с учётом конкретной ситуации, сложившейся в банке. 

По общему правилу при планировании участия Агентства в предупреждении банкротства банков предпочтение отдается поиску инвестора, имея в виду, что после приобретения основного пакета акций (долей) он обеспечит восстановление банка. Если к моменту принятия плана, инвестор не найден, такая задача, как правило, из плана не исключается до последнего момента.

Возложение на Агентство функций временной администрации по управлению банком допускается только как вынужденная мера, когда исчерпаны возможности по поиску инвестора, способного без ущерба для себя вывести банк из кризисного состояния и наладить его нормальную работу. В настоящее время временные администрации Агентства введены в четырёх банках.

Используемые при подготовке планов подходы можно разделить на две группы:

(1) подходы, применяемые к банку, в котором действует временная администрация Агентства;

(2) подходы, применяемые к банку, который действует в обычном режиме. 

Планы участия Агентства в предупреждении банкротства банков, в соответствии с которыми в банк ведена временная администрация, предусматривают следующие варианты действий.

План А. Банку выдаётся займ в целях урегулирования отношений с кредиторами. Одновременно осуществляется поиск инвестора для приобретения им акций (долей) банка. При отсутствии инвестора уставный капитал банка, имеющий отрицательное значение, должен быть уменьшен в установленном порядке до 1 рубля, после чего Агентство приобретет акции (доли) банка, чтобы самостоятельно предпринять меры по его финансовому оздоровлению.

План Б. Приобретателю имущества и обязательств банка выдается займ для осуществления мер по финансовому оздоровлению банка.

План В. Ведётся поиск инвестора и одновременно, на тот случай, если инвестор не будет найден — ведется поиск приобретателя имущества и обязательств банка.

План Г. Ведётся поиск приобретателя имущества и обязательств банка.

При наличии инвестора планы участия Агентства в предупреждении банкротства банков не предусматривают введения временная администрация и включают в себя следующие варианты действий.

План Д. Инвестору выдается займ для осуществления мер по финансовому оздоровлению банка

План Е. Инвестору выдается займ для осуществления мер по финансовому оздоровлению банка и одновременно ведется работа по присоединению банка к другому банку.

План Ж. Агентство приобретает у банка часть его активов в целях поддержания ликвидности банка.

План З. Банку выдается займ для осуществления мер по финансовому оздоровлению. Одновременно ведется работа по присоединению банка к другому банку. Для поддержания ликвидности последнего Агентство приобретает у него часть активов.

В целях выполнения запланированных мероприятий между Агентством, инвесторами (приобретателями) и банками заключаются генеральные соглашения о взаимодействии.

Согласно таким соглашениям финансовая помощь предоставляется инвестору (приобретателю) или банку при условии выполнения ими принятых на себя обязательств, в том числе по предоставлению Агентству всей необходимой информации, допущению во все помещения банка, к любым документам и информационным его системам. Инвестор обязуется также разработать план финансового оздоровления банка и представить его в Агентство для согласования. В период действия генерального соглашения инвестор должен ежемесячно направлять в Агентство отчет о ходе выполнения запланированных мероприятий. В случае выявления нецелевого использования полученных от Агентства денежных средств, а также, если финансовое положение инвестора не позволяет ему осуществлять запланированные мероприятия, инвестор обязан возвратить полученные средства в полном объеме по первому требованию.

В рамках генеральных соглашений на финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банков выделены значительные денежные средства в виде займов, которые в соответствии с согласованными Банком России планами получили банки и инвесторы. Источниками такого финансирования являются средства, предоставляемые Агентству Банком России, а также взнос Российской Федерации в имущество Агентства по страхованию вкладов, не являющееся фондом обязательного страхования вкладов. Как известно, на эти цели в распоряжение Агентства Правительством Российской Федерации направлено 200 млрд рублей.

Выплаты за счет фонда страхования вкладов Агентством пока не производились. Другие источники средств активно используются в соответствии с планами и под строгим контролем управомоченных органов, в том числе Банка России, Счетной Палаты Российской Федерации и Совета директоров Банка России.


 


Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: