Глава 2. Сравнительный анализ эмоционального стресса у студентов ВУЗов в период экзаменационной сессии

Описание экспериментальной выборки и методов исследования

Наше экспериментальное исследование проводилось в Институте непрерывного педагогического образования. В исследовании участвовали студенты 1-го и 5-го курса в количестве 60 человек.

 При формировании экспериментальной выборки мы подчинялись ряду правил.1.Содержательный критерий (критерий операционной валидности). Операционная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе.2.Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена.3.Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте.

Метод формирования экспериментальной выборки стратометрический. Основные страты: возраст (от 17 до 23 лет), пол (в исследовании принимали участие, как юноши, так и девушки.), а также получение образования в ВУЗе. Таким образом, экспериментальная выборка составила 60 человек из них 30 студентов 1-го и 30 студентов 5-го курса

Экспериментальный план нашего исследования состоит из двух этапов.

Цель первого этапа: выявить уровни эмоционального стресса у студентов младших и старших курсов.

Цель второго этапа: провести сравнительный анализ эмоционального стресса у студентов младших и старших курсов в период экзаменационной сессии.

В нашем исследовании мы использовали две методики: тест на учебный стресс и тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Вилиансона.

Тест на учебный стресс.

Целью данного теста является определение уровня учебного стресса.

Тест состоит из семи субтестов.

1-ый субтест направлен на выявление вклада отдельных проблем в общую картину стресса.

2-ой субтест направлен на выявление изменений уровня постоянного стресса за последние три месяца учёбы.

3-ий субтест направлен на выявление проявлений стресса связанного с учебой.

4-ый субтест направлен на выявление практикуемых приёмов снятия стресса.

5-ый субтест напрвлен на выявление уровня волнения перед экзаменами.

6-ой субтест направлен на выявление признаков экзаменационного стресса.

7-ой субтест направлен на выявление приёмов снятия предэкзаменационного стресса.

Инструкция: В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? оцените по 10 бальной шкале. 1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса. 2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (отметьте V). 4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (отметьте V) 3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки). 5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10 бальной системе).6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? (отметьте V) 7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?

Интерпретация результатов:

 

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9. 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15  
Ср 4.8 3.4 4.1 5.0 5.0 3.4 3.6 3.6 2.7 3.1 3.8 2.5 3.3 3.6 5.3  
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9. 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16
Ср 4.0 4.7 3.8 3.5 4.4 3.8 2.9 4.5 3.9 2.6 2.6 2.1 3.2 2.8 4.9 5.0


Средний показатель экзаменационного волнения (п.5) — 6.0±0.35 баллов.

    Далее нами была использован тест  самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.


Целью данного теста является определение уровня самооценки стрессоустойчивости. Тест состоит из 10 вопрсов.

Инструкция: Внимательно прочтите и ответьте на нижеприведённые вопросы следующим образом: зачеркните или обведите кружочком ту цифру, которая как вы считаете, соответствует вашему поведению и самочувствию.

  Интерпретация результатов теста (цит. по Я. Воробейчик, 2004):

Оценка стрессоустойчивости Возраст
От 18 до 29 От 30 до 44 От 45 до 54 От55 до 64
Отлично 0.5 2.0 1.8 1.3
Хорошо 6.8 6.0 5.7 5.2
Удовлетворительно (по Коухену) 14.2 13.0 12.6 11.9
Плохо 24.2 23.3 22.6 21.9
Очень плохо 34.2 33.0 23.3 31.8

 

2. 2. Анализ результатов исследования.

В начале мы выявили уровень экзаменационного стресса у студентов первого курса. Затем также у студентов первого курса выявили уровень самооценки стрессоустойчивости. (Приложение 1.) В ходе исследования мы выявили, что чем ниже уровень самооценки стрессоустойчивости тем выше учебный стресс. Таким образом, с помощью теста на учебный стресс мы получили следующие результаты,приведенные в таблице 1.

Таблица 1-Уровни экзаменационного стресса у студентов 1-го курса

Уровни

Уровень экзаменационного стресса у студентов 1-го курса

Высокий 70,3%
Средний 10%
Низкий 16,7%

 

Итак, высокий уровень экзаменационного стресса был выявлен у 70.3% испытуемых, средний у 10% и низкий у 16.7% испытуемых (см. рисунок 1).

Рисунок 1-Уровнь экзаменационного стресса у студентов 1-го курса.

Большинство студентов 1-го курса наиболее часто отмечали основным из проявлений экзаменационного стресса «плохой сон», «спешку и ощущение нехватки времени. Среди студентов с высоким уровнем экзаменационного стресса (70.3% испытуемых) также чаще всего отмечались такие проявления как «плохой сон», «спешка и нехватка времени»,а также «страх, тревога».Среди студентов со средним уровнем экзаменационного стресса (10% испытуемых) часто отмечалось такое проявление как «низкая работоспособность, повышенная утомляемость» и практически неотмеченным было такое проявление как «головные боли».Студенты с низким уровнем экзаменационного стресса (16.7% испытуемых) в целом давали низкую оценку различным проявлениям стресса, не отмеченными были такие проявления как «нарушение социальных контактов, проблемы в общении», «затруднённое дыхание».

Затем мы выявили уровень экзаменационного стресса у студентов пятого курса, а также и уровень самооценки срессоустойчивости. Также в ходе исследования мы выявили, что чем ниже уровень самооценки стрессоустойчивости тем выше учебный стресс (Приложение 2). С помощью теста на учебный стресс мы получили результаты приведенные в таблице 2.

 

 Таблица 2-Уровни экзаменационного стресса у студентов 5-го курса

Уровни

Уровень экзаменационного стресса у студентов 5-го курса

Высокий 26,6%
Средний 16,7%
Низкий 56,7%

 

Уровень экзаменационного стресса у 5-го курса получился следующим высокий 26.6%, средний 16.7% и низкий составил 56.7%(см. рисунок 2).

 

 

Рисунок 2-Уровень экзаменационного стресса у студентов 5-го курса.

Пятый курс наиболее высоко оценил вклад «ощущения беспомощности» в общую картину экзаменационного стресса. Среди студентов с высоким уровнем экзаменационного стресса (26,6% испытуемых) были отмечены таки проявления учебного стресса как «повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания», «спешка, ощущение нехватки времени», «ощущение беспомощности». Среди студентов со средним уровнем экзаменационного стресса (16,7% испытуемых) многие проявления были неотмеченными, но отмеченные проявления получили высокую оценку, а именно такие как «плохое настроение, депрессия», «невозможность избавиться от посторонних мыслей». Студенты с низким уровнем экзаменационного стресса не отметили многие из проявлений стресса, отмеченным же давали невысокую оценку, например таким как «ощущение беспомощности».

           В ходе сравнительного анализа было установлено, что различия в уровнях стресса у студентов младших и старших курсов существуют (см. рисунок 3). (Приложение 3)

Рисунок 3-Сравнительный анализ уровня стресса у студентов 1-го и 5-го курса

И те и другие студенты отмечали такое проявление стресса как страх и тревога, а у студентов 5-го курса практически не отмеченным проявлением было «напряжение или дрожание мышц».

                    Анализ проведенного обследования студентов младших и старших курсов позволяет сделать вывод о том что уровень экзаменационного стресса у старших курсов ниже чем у младших. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что различия в уровнях стресса у студентов младших и старших курсов существуют, нашла свое подтверждение.

 

Заключение

Проведенное нами психологическое исследование, посвященное изучению и сравнению уровней эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной сессии, было основано на различных теоретических разработках многих отечественных и зарубежных авторов.

   Теоретическим положением данной курсовой работы является, прежде всего, положение В.Л Марищука о том, что стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое."

На основании выдвинутой гипотезы исследования: мы предполагаем, что различия в уровнях стресса у студентов младших и старших курсов существуют. Была поставлена цель: изучить и сравнить уровни эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной сессии.

В ходе анализа литературы по проблеме эмоционального стресса были выявлены следующие аспекты: Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Проблемой стресса занимались такие авторы как Г.Селье, Р. Лазарус, Р. Ланьер, В. Л.Марищук. Термин «стресс» настолько расплывчат в своем определении, что наиболее полезным подходом к стрессу является рассмотрение его не как переменной, а как категории, состоящей из множества переменных и процессов.  В ходе эмпирического исследования была сформирована выборка, состоящая из студентов младших и старших курсов. Были использованы тест на учебный стресс и тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Вилиансона. Обработка полученных данных проводилась путём сравнительного анализа.

   Таким образом, анализ проведенного обследования студентов позволяет сделать вывод о том, что различия в уровнях стресса у студентов младших и старших курсов существуют.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это одна из задач воспитателей, педагогов социальных педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

Проведенное нами исследование позволит расширить и уточнить знания об экзаменационном стрессе.

Полученные данные могут использоваться в работе психологов и педагогов.

 

Библиографический список

 

1. Книги, написанные одним автором, учебники:

1. Бодров В.А. Информационный стресс. – М., 2000. – 352с

2. Гринберг Дж. Управление стрессом 7-е изд.- СПб.: Питер, 2002.-497с.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2002.- 464 с.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.-752 с.

5.Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса.-м Издат. «Наука»

1983, -. 114 с. 

6.Рубенштейн С.Л.Основы общей психологии. - М.,1989.

7.Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии.-С-Пб.,1996.

8. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига.: Виеда,1992.-109 с.

9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы её коррекции. -СПб.:Питер,2006.- 256с.

2. Книги написанные несколькими авторами:

1. Брайт Д.,Джонс Ф. Стресс, теории, исследования, мифы.- СПб.: еврознак, 2003.-       

  2. Петровский А. В. Ярошевский М.Г.Психологический словарь.- М.1990.

4.Статьи в журналах:

1. Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 № 10.

5.Методологические пособия:

1.Общая психология: Учебное пособие для студентов пед.институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 1981 – 383с.

6.Сборники научных трудов:

1.Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб, ТОО «Лейла», 1994-384 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: