Компетентностный подход к подготовке специалистов

Думан О. А., к.э.н., доцент

Поволжский кооперативный институт (филиал)

Российского университета кооперации

Современная жизнь предъявляет серьезные требования к качеству подготовки выпускников вузов. Сегодняшние специалисты, чтобы быть востребованными на рынке вакансий, должны владеть знаниями, умениями, навыками, понимать сущность и значимость своей профессии, быть способными к самосовершенствованию и саморазвитию, владеть инновационными технологиями. В связи с этим все более проявляется необходимость изменений в системе образования и ориентация его на формирование творческой, инициативной, ответственной, стрессоустойчивой личности, способной принимать компетентные решения в различных видах профессиональной деятельности. Именно эти составляющие образуют компетентную профессионализацию специалиста. В последнее время, в связи с проблемой качества образовательных услуг наиболее обсуждаемой и актуальной проблемой становится компетентностный подход в образовании. Поэтому все чаще ставятся требования переориентировать образовательный процесс с понятий «подготовленность», «воспитанность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность».

Компетенция предполагает интеграцию знаний, ценностей и отношений, которые являются равнозначно важными для осуществления трудовой деятельности. Кроме знаний и умений, которые формируются в условиях традиционного подхода к обучению, на современном уровне социально-экономического развития молодым специалистам необходим опыт профессиональной и управленческой деятельности, а также сознательное отношение ко всем составляющим производственного процесса: объектам, субъектам и непосредственно к себе.

Базой для формирования компетенций являются междисциплинарные связи по специальности. Основными методами формирования компетенций выступают решение практических заданий, самостоятельная работа студентов, работа в малых группах и др. Ключевые компетенции формируются в процессе освоения профессиональной образовательной программы по специальности. Изучение общеобразовательных дисциплин не ориентировано на формирование компетенции, а скорее направлено на общее развитие студентов.

Перечень ключевых компетенций по каждой специальности формируется на основе государственного образовательного стандарта и мнения работодателей, которые необходимо обобщать. Анализ потребности в умениях и компетенции выпускников следует отслеживать по результатам анкетирования работодателей. Также необходимо обобщать информацию об обязанностях и функциях, которые будут выполняться выпускниками по конкретной трудовой деятельности.

Различают три основных типа компетенций: во-первых, профессиональные компетенции, относящиеся к сфере профессиональной деятельности. Например, формировать учетную политику предприятия с учетом действующих нормативно-правовых документов; определять характер неисправности сетевого блока, устранять не исправности в работе компьютера, способность обновить информацию на сайте и др. Во-вторых, сквозные компетенции, которые свойственны всем видам профессиональной деятельности и подразумевают такие способности, как организовать работу коллектива и работать в команде; заниматься самообразованием в области профессиональной деятельности; нести ответственность за конечный результат; вести здоровый образ жизни. И последние – новые базовые компетенции, которые предполагают наличие предпринимательских умений, инновационных способностей и др.

Уловить тенденции развития экономики и образования, построить систему соответствующих профессиональных специализаций, обновить технологии обучения, выработать эффективные методы мониторинга и оценки качества подготовки специалиста – основная задача в деле подготовки кадров на кафедрах факультета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: