Основные результаты управления инфляционными процессами в России

Пожалуй, в экономической теории нет области, в которой присутствовал бы такой же беспорядок, как в теории инфляции. Вопросы роста цен и обесценения денег, отождествлявшиеся с проблемами инфляции, всегда находились в центре внимания исследователей, о них написаны десятки тысяч книг и статей. Однако ни в отечественной, ни в мировой науке нет целостных, непротиворечивых и общепринятых представлений об инфляции. Ее анализ чаще всего осуществляется на интуитивном уровне.

 

Заимствованное из западных учебников определение инфляции как устойчивого и длительного повышения общего уровня цен, не раскрывающее основных признаков этого явления, нуждается в дальнейшем объяснении и детализации. Не зря говорят, что именно в деталях «скрывается дьявол». Сразу же возникают вопросы о различиях природы роста цен, о соотношении и взаимодействии денежных и не денежных, общеэкономических факторов их повышения и, наконец, о том, какой именно рост цен можно считать инфляцией.

 

Предпринимавшиеся в недалеком прошлом попытки разобраться в самом понятии инфляции чаще всего назывались схоластическим теоретизированием, «игрой в дефиниции» и противопоставлялись конкретному анализу. В результате до сравнительно недавнего времени как в отечественной, так и в зарубежной учебной литературе приводились различные, порой противоречащие друг другу определения инфляции, а в последние годы они сблизились, поскольку попросту списываются из «авторитетных» учебников. Недостаточно изучены вопросы эволюции инфляции как объективного явления и субъективные представления о ней.

 

Инфляция как некое негативное экономическое явление, в ее крайних формах способное дестабилизировать экономику страны, требует вмешательства государства в виде осуществление антиинфляционных мер. Антиинфляционные меры могут быть эффективными только в том случае, когда определены причины и импульсы развития инфляционного процесса. Это позволяет осуществлять более целенаправленное воздействие и, таким образом, нивелировать влияние истинных причин инфляции. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать причины, которые обусловливают достаточно высокий уровень инфляции в России.

Причины инфляции в 2010 году:

1. рост тарифов на услуги ЖКХ;

2. низкая конкуренция среди производителей;

3. высокие издержки из-за банковских ставок;

4. рост курса рубля;

5. отсутствие координации денежно-кредитной политики Центрального Банка с налогово-бюджетной политикой МинФина;

6. восстановление потребительского спроса, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения:

7. засуха, рост цен на зерно на мировом рынке.

 

Нужно отметить, что инфляция в 2010 имеет тенденцию к снижению по сравнению с предыдущими годами с 2008 и 2009 годами. По данным статистики:

 

Инфляция в 2008 году составила 13,3%

 

Инфляции в 2009 году составила 8,1%

 

Инфляция в 2010 году (данные за первые 9 месяцев 2010 года) составляет 7-8 %.

 

Конечно, изменения по сравнению с 2009 годом не столь существенны, но есть определённый прогресс.

Причины снижения инфляции в 2010 году:

1. снижение потребительского спроса;

2. сокращение притока капитала;

3. сокращение денежной массы;

4. укрепление рубля;

 

 

С начала 2010 г. в российской эконо­мике наблюдалось восстановление произ­водства после спада в 2009 году. Увеличе­ние производства отмечалось в большинстве основных видов экономической деятельно­сти. Во II квартале 2010 г. основным его факто­ром стал рост внутреннего спроса: ускорилось увеличение потребительского спроса, начал­ся рост инвестиций в основной капитал. Тем не менее спрос, по оценкам, оставался ниже уровня потенциального выпуска.

 

В условиях низкого потребительского спроса, укрепления рубля во II квартале 2010 г. продолжилось замедление инфляции, наблю­даемое со II квартала 2009 года. По оценкам, в целом за год инфляция будет ниже целево­го уровня, установленного основными направ­лениями единой государственной денежно-кредитной политики для 2010 года.

 

Антиинфляционные меры государства в 2010 году:

1. снижение ставки рефинансирования;

2. льготные банковские кредиты предпринимателям;

3. таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);

4. снижение государственных расходов;

5. государственное регулирование цен на лекарства;

6. государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;

7. государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);

8. усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;

9. ограничение импорта пшеницы и других продуктов для сдерживания внутренних цен;

10. зерновые интервенции;

11. изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.

 

 

Плата за водоснабжение и водоотведение в 2010 году увеличилась на 2,1% (с начала года — на 9,4%). Электричество, отопление, горячее водоснабжение и жилье в государственном и муниципальном жилищном фонде подорожало на 1,1—1,7% (с начала года — на 3,1—9,5%).

По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), коммунальные услуги будут продолжать разгонять инфляцию вплоть до весны. Вероятнее всего, к этому времени правительство примет решение понизить плату за ЖКХ в среднем на 0,5% именно по причине их дороговизны.

Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за шесть месяцев 2010 г. потребительские цены по­высились на 4,4%, что меньше такого же по­казателя в предыдущем году на 3,0 процент­ного пункта. Темп прироста потребительских цен в июне по отношению к июню 2009 г. со­ставил 5,8%, в первом полугодии по отноше­нию к первому полугодию предыдущего года – 6,6%.

Замедление инфляции в январе-июне 2010 г. произошло главным образом за счет базовой инфляции, которая составила 2,0% против 6,0% в январе-июне 2009 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было получено 1,6 процентного пункта, или 37,2% уровня инфляции (в январе-июне 2009 г. – 4,8 про­центного пункта, или 65,0%).

Цены на продовольственные това­ры без плодоовощной продукции за пер­вое полугодие 2010 г. повысились на 2,4% (за шесть месяцев 2009 г. – на 5,2%). Среди основных групп и видов продук­тов питания без плодоовощной продукции в январе-июне 2010 г. наиболее заметно по­дорожали алкогольные напитки – на 5,7% (за январь-июнь 2009 г. – на 6,7%), масло сливочное – на 5,3% (0,1%), крупа и бобо­вые – на 4,5% (2,8%). По итогам данного пе­риода снизились цены на макаронные изде­лия, яйца, сахар (на 2,7‑14,5%). Темпы при­роста цен на другие основные группы про­дуктов питания составляли от 0,3 до 3,6%. За январь-июнь 2010 г. цены на плодоо­вощную продукцию возросли на 33,8%, что на 9,8 процентного пункта больше, чем за со­ответствующий период предыдущего года. составили 0,9 процентного пункта и 11,6%. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по РФ в прошедшем месяце выросла по сравнению с февралем на 1,4% (с начала года – на 6,2%) и составила на конец марта 2273 рубля.

Цены на продовольственные товары в целом за январь-июнь 2010 г. повысились на 5,4% (в 2009 г. – 7,0%).

За шесть месяцев 2010 г. темп прироста цен на непродовольственные товары со­кратился, составив 1,9% против 6,3% за ана­логичный период 2009 года.

Среди непродовольственных товаров больше всего подорожали реализуемые в рознице еженедельные газеты, а также сигареты и резиновые сапоги.

В марте также существенно – на 4,9% – 5,5% выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования, а авиаперелеты стали дороже на 2,5%.

Телеграфная связь подорожала на 3,9%, зато абонентская плата за Интернет снизилась на 1,3%.

Базовый индекс потребительских цен, исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием административных, событийных и сезонных факторов, составил в марте 0,5%, прибавив с начала года 1,5%. В марте 2009 года этот показатель составил 1,4 процента, достигнув по итогам первых трех месяцев 2009 года 4,3%.

По данным Росстата, цена на автомобильный бензин выросла в марте на 0,6% по сравнению с ростом на 0,3% в феврале.

В целом за первые три месяца 2010 года цена на бензин снизилась на 0,6%, тогда как за аналогичный период прошлого года она упала на 8,1%.

Для ограничения ликвидности в 2010 году ЦБР может задействовать и нормы обязательного резервирования банков, регулятор не исключал, что в этом году инструмент будет использован. И только после всех этих мер может прийти черед процентных ставок – ЦБР допускал их повышение во втором полугодии 2010 года по мере увеличения инфляционных рисков.

 

Во II квартале 2010 г. ситуация на вну­треннем валютном рынке оставалась стабиль­ной, несмотря на некоторое увеличение вола­тильности курсовой динамики внутри кварта­ла, вызванной главным образом колебания­ми мировых цен на энергоносители. Таким образом:

 

Номинальный курс рубля к доллару США во II квартале 2010 г. снизился на 1,1%.

 

Номинальный курс рубля к евро в от­четном квартале увеличился на 7,3%.

Рублевая стоимость бивалютной кор­зины, определяющаяся динамикой курсов доллара США и евро к рублю, на 1.07.10 со­ставила 34,3848 рубля.

Номинальный эффективный курс рубля к иностранным валютам в апреле-июне укрепился на 3,8%.

Реальный курс рубля к доллару США во II квартале 2010 г. снизился на 0,1% по­сле роста на 0,9% в I квартале.

Реальный курс рубля к евро в апреле-июне возрос на 8,0% после роста на 7,7% в I квартале.

Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам во II квартале уве­личился на 4,4% (в I квартале его рост со­ставил 4,0%).

Возобновление во II квартале 2010 г. ро­ста кредитования происходило на фоне суще­ственного объема ликвидности на денежном рынке и роста депозитной базы банков. Од­нако этот процесс сдерживался стремлени­ем банков наращивать альтернативные (бо­лее ликвидные и менее рисковые) виды акти­вов. Дальнейшее расширение кредитования будет происходить как за счет эффекта от уже реализованных мер по смягчению денежно-кредитной политики, так и вследствие ожида­емого дальнейшего роста экономической ак­тивности и спроса на кредиты.

Банк России во II квартале продолжал проводить стимулирующую монетарную по­литику, направленную на сохранение мягких монетарных условий. За апрель-июнь верх­няя граница коридора процентных ставок Банка России (ставка по кредиту «овернайт») была снижена на 0,5 процентного пункта – до7,75%, нижняя граница коридора (ставка по депозитам на стандартном условии «овер­найт») была снижена на 0,25 процентного пункта – до 2,5%. В июне-июле 2010 г. Банк России оставил уровень ставок по своим опе­рациям без изменений, а также принял реше­ния, направленные на ограничение возмож­ностей кредитных организаций по привлече­нию кредитов без обеспечения и долгосроч­ных кредитов и их постепенное замещение традиционными инструментами предоставле­ния ликвидности.

Процентные ставки по основным опе­рациям на российском финансовом рынке во II квартале 2010 г. продолжали снижать­ся вследствие понижения Банком России про­центных ставок по своим операциям и увели­чения совокупных безналичных банковских резервов. В первом полугодии 2010 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы характеризовалось укреплением рубля, увеличением спроса на национальную валюту, ростом банковских резервов и снижением процентных ставок.

Текущее оживление экономики в силу со­храняющегося отрицательного разрыва выпу­ска пока не оказывает давления на инфляци­онные процессы. Темпы роста потребительских цен остаются умеренными. Существенное сни­жение годовых темпов роста денежной массы в 2008 г. и первой половине 2009 г. продолжа­ло вносить вклад в замедление темпов роста общего уровня цен в 2010 году. В то же время текущие мягкие монетарные условия и прове­дение государственной политики, предполага­ющей наличие дефицита госбюджета, не ис­ключают роста инфляционных рисков в конце 2010 г. и в 2011 году.

Заключение

Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии в Российской Федерации. При ее решении необходимо учитывать причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и потери, а также влияние разрабатываемых мер на другие элементы антикризисной стратегии, прежде всего на производство и занятость.

Основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. Временные лаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность производства, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы - это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане.

Подводя итог, нужно сказать,что государство пока справляется с намеченными целями по борьбе с инфляцией.

 

По моему мнению, в дальнейшем целями антиинфляционной политики должны стать:

 

· предсказуемость динамики инфляции (что в принципе уже достигнуто на современном этапе);

 

· создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала: в частности необходимо разорвать инфляционную спираль «удорожание затрат – повышение цен» – в этом активную роль должно сыграть государство;

 

· на нынешнем этапе развития требуется особое усиление антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. Для решения этой задачи необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий;

 

· целесообразно было бы ввести ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях-монополистах;

 

· важно ограничить уровень дефицита бюджета. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета (прежде всего за счет повышения собираемости налогов, от внешнеэкономической деятельности);

 

· важно ограничить долю доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров;

 

· необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темпы инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы;

 

· для связывания денежных доходов населения и сокращения доли наличных денег в совокупной денежной массе необходимо расширять систему государственных ценных бумаг для населения и государственного страхования депозитов физических лиц. Следует принимать меры, ограничивающие наличную денежную массу в обороте юридических лиц (прежде всего торгово-посреднических фирм);

 

· с целью регулирования доходов важно усилить контроль за отнесением оплаты труда на себестоимость продукции, блокировать сокрытие доходов, перечисление заработной платы на депозиты и выплату ее в валюте;

 

· для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией и топливом;

 

· Снижение инфляции до социально безопасного уровня требует постоянного радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменения ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным (и целесообразным) усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.

 

 

Список использованной  литературы:

1. “О дальнейших мерах по государственному регулированию инфляционных 1. Правительство Российской Федерации. Постановление от 18 января 1993 г. №23 процессов и частичном изменении постановления Правительства РФ от 31.01.92 №1041 “О государственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров” (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.95 №600).

2. Президент Российской Федерации. Указ от 3 июня 1993г. “О некоторых мерах по сдерживанию инфляции”.

3. Государственный комитет по статистике. Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 “Об утверждении “Положения о порядке наблюдения за изменение цен и тарифов на товары и услуги, определение индекса потребительских цен”.

4. Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления //Экономист: 2005г. №4.

5. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория.//М: 2007.

6. Жуков Г.Ф. Общая теория денег и кредита.//М: 2004.

7. Илларионов А. Природа российской инфляции. //Вопросы экономики:2005. № 3.

8. Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и кредит:2006. N 7. С.50.

9. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления.//Экономист: 2006. №8.

10. Никитин С.М. и др. Что такое “шоковая терапия” //МЭ и МО:2005. № 3

11. Никитин С.М., Семенов Е.К. Гиперинфляция: латиноамериканский опыт и Россия.//Деньги и кредит: 2005. № 6.С.42.

12. Лившиц А. Введение в рыночную экономику.//М: 2002

13. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.//М: 2007.

14. Курс экономической теории под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В.//Киров:2004

15. Самуэльсон П.А. Экономика. //М: 2005.

16. Теория переходной экономики под ред. Герасименко В.В.// МГУ:2002

17. Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории.// Киров, 2006.

18. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год." //Деньги и кредит: 2006. № 12. С.3.

19. Палевич В.С. Журнал "Деньги и кредит": 1996, N 2.

20. Палевич В.С. Журнал "Деньги и кредит": 1995, N 8.

21. Абалкин Л.Г. Журнал "Вопросы экономики": 1995, N 6,9.

22. Назимов Е.В. Журнал "Деньги", 1998: 14 сентября, С.16.

23. Журнал "Деньги", 1998: 30 сентября, С 31.

24. http://сbr.ru-Центральный банк Российской Федерации.

25. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

26. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

27. http://www.minfin.ru – Министерство финансов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: