Теория издержек производства

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российская академия им. Г.В. Плеханова»

Финансовый факультет

Кафедра экономической теории

Кафедра истории экономических учений

 

 

Комплексная междисциплинарная курсовая работа

на тему: «Издержки производства, их классификация и закономерности развития»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса ФФ

группы 2111

Сарксян Виктория Варужановна

 

Проверили:

кафедра экономической теории                       Забелина М.И.

кафедра истории экономики                            Антипина Е.В.

 

Москва

2009

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..…3

1. Теории издержек производства ……………………………………………….6

2. Основы издержек производства ……………………………...……………...11

2.1.  Понятие издержек производства………………………………………….11

2.2.  Классификация и структура издержек производства…………………..11

3. Динамика издержек производства …………………………………………..17

3.1.  Издержки производства в краткосрочном периоде……………………...17

3.2.  Издержки производства в долгосрочном периоде……………………….23

4. Минимизация издержек производства …………………………………......30

4.1.  Определение эффективного способа производства……………………..30

4.2.  Пути снижения издержек производства………………………………….34

Заключение...............................................................................................................37

Список используемой литературы ……………………………………………...38

Приложение…………………………………………………………………………39

 

 

Введение.

На протяжении всей истории развития общественного производства наиболее эффективно функционировали предприятия, находящиеся в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровой конкуренции, свободного ценообразования, демонополизации экономики, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя перед производителем и другие атрибуты.

 Плановая экономика Советского Союза так и не создала условий для эффективного функционирования предприятия. Производство не было ориентировано на потребителя, а основная цель любого предприятия заключалась в выпуске продукции определённого ассортимента и номенклатуры в соответствии с годовым планом. При практически полном отсутствии конкуренции не возникало необходимости в снижении издержек производства путём внедрения новых технологий, в улучшении качества товара и расширении его ассортимента, поскольку сбыт продукции был всегда гарантирован.

 Переход на рыночные отношения сопровождался высокой инфляцией, отсутствием благоприятных условий функционирования предприятия, особенно в плане его обеспечения оборотными средствами, были нарушены многие производственные связи. Неконкурентоспособность отечественной продукции способствовал насыщению российского рынка импортными товарами. Эти причины в конечном итоге привели к затяжному финансовому кризису.

Актуальность проблемы.

Рассматриваемая в данной работе тема издержек - одна из наиболее актуальных на сегодняшних день, и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения. В работе тема издержек производства и их эффект на масштабы производства рассматривается как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда актуальна оценка столь немаловажного фактора, влияющего как на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса.

Сегодня всё больше предприятий адаптируются к рынку. Целью любой предпринимательской деятельности является получение возможно большей прибыли при минимальных затратах на производство. В этой связи возрастает роль изучения издержек производства, поскольку непосредственно от них зависит размер прибыли.

Затраты производства зависят не только от количеств использованных факторов, но и от цен каждого из них. В этой связи критерием отбора становится экономическая эффективность, которая характеризует производство в аспекте уровня стоимостных затрат, принимающих форму издержек производства. Поэтому проблема оптимизации производства трансформируется в задачу минимизации производственных издержек – иначе говоря, выбора такого технологически эффективного способа производства, который обеспечивал бы выпуск данного объема продукции с наименьшими издержками.

Цель исследования состоит в обосновании закономерностей особенностей издержек производства на этапе становления рыночных отношений.

Задачи исследования.

В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входили:

— изучение и обобщение теоретических вопросов издержек производства в отечественной и зарубежной литературе, формулирование выводов об экономическом содержании издержек производства, как важнейшей экономической категории;

— углубление отдельных теоретических аспектов издержек производства и установление взаимосвязей издержек с другими экономическими категориями в условиях рынка, такими как доход и прибыль.

Основы исследования.

В работе использован научный опыт ученых, превративших закономерности рыночной экономики в экономические законы, в соответствии с которыми работает на протяжении многих лет не одно поколение товаропроизводителей. Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков экономической теории (А.Смит, К.Маркс), основоположников австрийской школы в политэкономии (Ф.Визер), работы современных отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме.

 

Теория издержек производства.

Каждая производственная единица стремится к получению все возможно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Главным препятствием к достижению этой цели является спрос на готовую продукцию и издержки производства.

 Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. В учебной литературе начала классической экономической теории традиционно связывают с именем А. Смита. Адам Смит свел применение трудовой теории относительных цен к предположительному «грубому и примитивному состоянию общества», а Рикардо сделал следующий шаг и показал, что однофакторная теория ценности может, пусть не вполне совершенно, объяснить, как формируются цены в реальном мире. Он продолжал придерживаться трудовой теории ценности А. Смита только потому, что она была грубым приближением и к тому же была удобна для его изложения модели. Он ввел понятие «различные скорости оборота капитала», и проблему издержек рассматривал с этих позиции. Теория издержек производства А. Смита основывается на его теории трудовой стоимости как «действительной» и «естественной» цены товара. Именно эта часть теории А. Смита была впоследствии развита К. Марксом, чтобы обосновать идею эксплуатации трудового народа для извлечения прибавочной стоимости. В том варианте, в каком она была создана А. Смитом, теория издержек производства как бы объясняла цену товара ценой ресурсов, затраченных на его изготовление. Поскольку никаких измерителей, кроме денежных, А. Смит не предполагал, его теорию ценности принято считать не состоявшейся.

Следующая эпоха развития трудовой теории стоимости пришлась на работы К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм воспринял, переработал и дал свою интерпретацию теоретического наследия классической экономической теории. Именно эта марксистская теория стоимости до недавнего времени бралась за основу многими авторами работ по экономической теории при рассмотрении вопросов издержек производства. Стоимость, по Марксу, есть результат общественно необходимого труда, создающего товар. Стоимость, таким образом, является результатом производства. Само же производство служит основой жизни общества. Поэтому из всех совокупных издержек — расходов на производство товаров — К.Маркс выделяет издержки производства. Кроме них, отмечается и наличие издержек, связанных с реализацией товара - издержки обращения.

Издержки производства — расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Такого рода расходы покрывают оплату материалов (сырья, топлива, энергии), заработную плату работников, амортизацию, расходы, связанные с управлением производством. При продаже товара стоимость обращается в деньги, и предприниматель получает денежную выручку. Одна часть ее компенсирует издержки производства (т.е. затраты денег, связанные с производством товара), другая дает прибыль, то, ради чего организуется производство. Это значит, что издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Поскольку стоимость у Маркса отражает все затраты овеществленного и живого труда общества на производство товара, стоимость он назвал издержками общества. Издержки же предприятия меньше издержек общества на величину прибыли.

Маркс различал также авансирование производства, т.е. авансированные затраты капитала, и отделял их от текущих издержек производства.

Авансирование капитала предполагает, кроме закупок сырья, топлива, оплату труда работников и большие единовременные затраты: строительство производственного здания, покупку станков, вложение денег в коммуникации. Эти деньги вкладываются сразу. Но при продаже товара компенсируется лишь часть единовременных затрат: допустим, не вся стоимость производственного здания, а лишь та небольшая часть его амортизации, которая вошла в цену проданного товара.

Таким образом, издержки производства — это затраты на производство данной готовой продукции в отличие от единовременных затрат, связанных с авансированием капитала, который нужен для первоначальной организации производственного процесса.

Издержки обращения, по Марксу, связаны с процессом реализации товаров и делятся на “чистые” и “дополнительные”. К чистым издержкам обращения К.Маркс относил затраты, связанные с куплей-продажей в чистом виде, а именно заработную плату работников оптовой и розничной торговли, содержание торговых помещений, затраты на консультации, рекламу, изучение потребительского спроса и т.д. Эти издержки, по мысли Маркса, не увеличивают стоимость товара, а возмещаются после продажи товара из прибыли, созданной в процессе производства. К дополнительным издержкам обращения К.Маркс относил затраты на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения является, по существу, затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Входя в стоимость товара, они увеличивают ее и возмещаются после продажи товара из полученной суммы выручки.

Современная экономическая теория не восприняла идею Маркса о необходимости выделения из всех издержек, связанных с производством и реализацией продукции, некоей части, которая якобы не входит в стоимость товара и по сути дела не является ценообразующим фактором. Речь идет о чистых издержках обращения. В современных учебниках экономической теории предполагается, что предприниматель от всех без исключения своих издержек, затрат денег на производство ждет дохода, который был бы достаточен для его устойчивого положения на рынке.

Во второй половине Х1Х века была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности, получившая название маржинализма. Это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения, данный субъект руководствуется, прежде всего, собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются и издержки производства.

Согласно представлениям австрийской школы, единственным фактором, определяющим пропорции обмена товаров, и соответственно цену, является их предельная полезность. Отсюда следовал логический вывод, что производительные блага ценности не имеют, так как прямо не удовлетворяют человеческие потребности, то есть не обладают непосредственной полезностью. Но совершенно очевидно, что в реальной экономике производительные блага ценность имеют и их цены формируют собой издержки производства.

В экономической науке теория издержек производства, как и теория стоимости, существует в двух вариантах: теории объективных и субъективных издержек. Признание объективного характера издержек характерно для классической школы, где цены факторов производства выводились из так называемых естественных норм вознаграждения, а их уровни определялись отдельными теориями.

В рамках классической школы не ставилось под сомнение реальность издержек производства. Но не случайно австрийскую Школу называют субъективно-психологической школой. Она объявила, что реальные издержки не более чем древнее заблуждение, а один из представителей австрийской школы - Ф.Визер (1851-1926) разработал субъективную теорию издержек.

Родоначальником нового направления в теории ценности и цен явился выдающийся английский экономист Альфред Маршалл. Он соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения, а также с теорией издержек. Исследования в рамках теории «предельных издержек производства» позволили А. Маршаллу выявить закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. По мнению А. Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные методические решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А. Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок, это превышение ее издержек уровня рыночной цены.

А. Маршалл, прежде всего, делает различия между «рыночным периодом», когда предложение постоянно, «краткосрочным периодом», в котором предлагаемые количества благ могут увеличиваться, но производственные мощности постоянны и «долгосрочным периодом», при котором производственные мощности переменны, но ресурсы, потенциально доступные отрасли, постоянны.

Заканчивая вопрос о теории издержек, следует сказать, что при всех ее несовершенствах многие положения вошли в современную экономическую теорию. В частности, это положение о том, что ценность средств производства носит производный характер, которое вошло в современный курс в качестве положения о производном характере спроса на факторы производства, зависящего от спроса на конечную продукцию и, конечно, концепция альтернативных затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: