«Общие положения и направления денежно-кредитной политики государства на среднесрочную перспективу излагаются в документах Правительства РФ, носящих название «Программа социально-экономического развития Российской на среднесрочную перспективу». В июле 2001 года была утверждена Программа социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) (утв. Распоряжением Правительства РФ N 910-р от 10 июля 2001 г.)»[8].
В августе 2003 года принята Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (утв. Распоряжением Правительства РФ № 1163-р от 15 августа 2003 г.).
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р, указано, что «Макроэкономические условия проведения реформ определяются прежде всего кредитно-денежной, налогово-бюджетной политикой, а также ценовой (тарифной) политикой в сфере естественных монополий…
|
|
Важнейшим элементом, создающим предпосылки для продолжения институциональных реформ, является проведение стабильной кредитно-денежной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной валюты, сокращение инфляции при одновременном создании благоприятных условий для осуществления инвестиций в российскую экономику, успешного функционирования отечественных предприятий…».
Главными целями денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, в соответствии с названным Распоряжением, являются:
1. Снижение уровня инфляции без ущерба для устойчивости экономического роста.
Предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 15 процентов в 2002 году до 5,5-7,5 процента в 2006 году.
Снижение инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными преобразованиями (в том числе тарифной политикой в сфере естественных монополий).
2. Обеспечение устойчивости национальной валюты.
Динамика обменного курса рубля будет определяться как внешними условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса периоды темпы роста реального курса рубля не превышали роста производительности труда, а в случае временного ослабления платежного баланса не происходило значительной девальвации рубля.
Кроме того, Программой предусмотрена необходимость осуществление мер, связанных с:
-Созданием условий для полной конвертируемости рубля;
|
|
-Сочетанием контроля за исполнением основных параметров денежной программы с более активным управлением ликвидностью банковской системы на основе развития инструментов денежно-кредитного регулирования;
-Постепенным переходом к более активному использованию процентной политики для обеспечения макроэкономической стабильности;
-Реализацией денежно-кредитной политики в условиях режима плавающего валютного курса, позволяющего обеспечить соответствие курса рубля фундаментальным экономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных резервов страны на необходимом уровне;
-Сглаживанием неоправданно резких колебаний обменного курса на внутреннем валютном рынке.
Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: концептуальные принципы, лежащие в основе денежно - кредитной политики, проводимой Банком России; краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации; прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно - кредитной политики в текущем году; количественный анализ причин отклонения от целей денежно - кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки; сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год; целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно - кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год; варианты применения инструментов и методов денежно - кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры; план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий