Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой.
Не замечать своих недостатков – самый страшный недостаток.
Нужно увидеть и знать свои недостатки, чтобы уметь рассказать о них. Кто таит их от другого, тот таит их от себя.
Не бойтесь говорить о своих недостатках, а бойтесь их не исправлять.
- Выступления детей, анализ своего поведения.
- Какие же выводы мы должны сделать?
- Да, я согласна, недостатков ещё много, работа по их исправлению должна продолжаться. Нет предела совершенствованию, только нам с вами надо чётко знать: какие черты характера нам нужны, а какие -–нет. Помните: только тогда начнёшь узнавать себя, узнаешь о своём несовершенстве. Давайте послушаем несколько стихотворений и определим черты характера литературных героев. Ведь можно учиться и на чужих ошибках.
Дети читают стихи:
v А.Л.Барто «Катя», «Любочка», «Как Вовка стал взрослым», «О человечестве».
v С.Я.Маршак. «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи».
v Б.Заходер. «Перемена».
v Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?», «Слонёнок», «Воробьишка».
|
|
- Какие черты характера ярко видны у литературного героя? Стоит ли вырабатывать эти черты у себя? Если бы вы встретились с героями стихотворений, какой бы вы дали совет?
- А давайте определим уровень своей вежливости. У нас есть возможность проверить себя с помощью тестирования.
Тест «Если вы вежливы».
1. Всегда ли ты первым здороваешься со знакомыми людьми?
2. Всегда ли ты, заходя в класс, здороваешься с одноклассниками?
3. Всегда ли ты благодаришь маму (бабушку) за завтрак, обед, ужин?
4. Ты всегда извинишься перед малышом, если его чем-то нечаянно огорчил?
5. Родители помогли тебе справиться с трудным для тебя заданием. Благодаришь ли ты их за это?
6. Говоришь ли ты всегда спокойно, не повышая голоса, даже если споришь с кем-либо?
7. Бывает ли тебе стыдно перед самим собой за твои поступки?
8. Всегда ли ты уступишь место в транспорте взрослым?
9. Всегда ли ты справедлив по отношению к друзьям, одноклассникам?
10. Всегда ли ты справедливо оцениваешь себя?
«Да» - 2 балла
«Иногда» - 1 балл
«Нет» - 0 баллов.
Если вы набрали 14-18 баллов, - с вами всё в порядке. Так держать!
10-14 баллов, - вы не всегда вежливы. Будьте внимательны в своём поведении.
Меньше 10 баллов – вам ещё многое предстоит в себе изменить, чтобы о вас сказали «Какой вежливый ребёнок!»
- А теперь немного поиграем. Игра называется «Берём – не берём». Я называю вам черты характера, а вы, с помощью сигнальных карточек (зелёный цвет – берём, красный – не берём), показываете, будете или нет «брать» эту черту характера себе. Работаем с нашим алфавитом.
|
|
Алфавит (нравственно или безнравственно).
Þ Аккуратность, активность.
Þ Безразличие, благородство, благоразумие, безответственность, безнравственность, благодеяние.
Þ Верность, веселье, ворчливость, воспитанность, вредность, внимательность, вежливость.
Þ Гнев, грусть, грубость, гордость, героизм, глупость, гуманность.
Þ Досада, достоинство, доверие, доброта.
Þ Ехидство.
Þ Жадность, жалость, жизнерадостность, жестокость.
Þ Зависть, зазнайство, злость, злорадство.
Þ Искренность, инициатива.
Þ Коварство, культура, красота, клевета.
Þ Лень, лесть, лукавство, ложь, любовь.
Þ Милосердие, мудрость, мужество, мечтательность.
Þ Нежность, наглость, ненависть, нравственность, несправедливость.
Þ Осторожность, отвага.
Þ Печаль, патриотизм, почёт, пассивность.
Þ Радость, разум, равнодушие, решительность.
Þ Скука, страх, совесть, стыд, сознательность, скромность, сочувствие.
Þ Терпеливость, тревога, трудолюбие, трусость.
Þ Уверенность, упрямство, ум, уважение, учтивость.
Þ Фантазия, фамильярность.
Þ Храбрость.
Þ Целеустремлённость, циничность.
Þ Честность, чуткость, честь, человечность.
Þ Щедрость.
Þ Элегантность, энергичность.
Þ Юмор.
Þ Ябедничество.
По ходу игры некоторые черты характера, ещё недостаточно понятные детям, разбирали подробнее.
В заключение занятия было прочитано высказывание:
«Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».
В.А.Сухомлинский.
- Кто согласен с этим высказыванием? Если у вас нет сомнения в необходимости работы по самовоспитанию, значит, наш классный час проведён не зря. Спасибо.