В 2009 году Министерством финансов в целях сокращения государственного долга не осуществлялось размещение государственных ценных бумаг Республики Беларусь (далее - ГЦБ), за исключением переоформления задолженности по кредитам, предоставленным Национальным банком Правительству, в ценные бумаги на сумму 93,6 млрд. рублей.
В отчетном периоде произведено погашение государственных краткосрочных облигаций (далее - ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (далее - ГДО) в национальной валюте по номинальной стоимости на сумму 3,56 трлн. рублей.
В результате на 1 января 2010 г. объем ГКО и ГДО в обращении по сравнению с началом 2009 года уменьшился на 3,47 трлн. рублей (на 62,2 процента) и составил 2,11 трлн. рублей по номиналу.[13]
ГЦБ, номинированные в иностранной валюте, не размещались.
За 2009 год разница между суммой фактического привлечения и погашения ГЦБ составила минус 3,36 трлн. рублей. При этом требования банков к Правительству, выраженные в ценных бумагах, уменьшились на 2,63 трлн. рублей по балансовой стоимости (на 60,2 процента) и на 1 января 2010 г. составили 1,74 трлн. рублей.
|
|
На вторичном рынке (ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа") объем торгов ГЦБ достиг 38,48 трлн. рублей. Более чем трехкратное превышение уровня 2008 года обусловлено ростом сделок с ГЦБ на условиях РЕПО в основном для регулирования ликвидности банков.
В биржевой системе заключено около 15,6 тыс. сделок (в 2008 году - 10,3 тыс. сделок).
Средневзвешенная доходность по сделкам "до погашения" сложилась на уровне 10,7 процента годовых (за 2008 год - 10,3 процента годовых), в том числе с ГКО - 13,3 процента годовых (за 2008 год - 10,4 процента годовых), с ГДО с процентным доходом - 12,1 процента годовых (за 2008 год - 10,3 процента годовых), с ГДО с дисконтным доходом - 10,4 процента годовых (за 2008 год - 10,1 процента годовых). Средневзвешенная ставка РЕПО (независимо от срока РЕПО) составила 17,1 процента, в том числе с ГКО - 19 процентов годовых, с ГДО с процентным доходом - 18,7 процента годовых, с ГДО с дисконтным доходом - 17,2 процента годовых.
Средний срок обращения ГДО и ГКО по сделкам на открытом рынке ГЦБ на условиях "до погашения" за 2009 год составил 293 дня (за 2008 год - 394 дня).
На 1 января 2010 г. к участию во вторичных торгах по ГЦБ были допущены 28 банков и 15 профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками. К обращению на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" допущено 48 выпусков ГДО с процентным доходом, 4 выпуска ГДО с дисконтным доходом.
Формирование платежного баланса в 2009 году происходило под влиянием ряда внешних и внутренних экономических факторов. Внешние условия развития белорусской экономики существенно ухудшились по причине снижения деловой активности в странах - основных торговых партнерах Республики Беларусь вследствие развития мирового финансово- экономического кризиса, ограничения доступа к внешнему финансированию и оттока краткосрочного капитала, что привело к усилению несбалансированности внешнеторговых и финансовых операций.
|
|
Постепенное восстановление внешнего спроса, а также меры экономической политики привели к увеличению физических объемов неэнергетического экспорта и сокращению темпов роста неэнергетического импорта, что способствовало улучшению сальдо внешней торговли неэнергетическими товарами начиная с III квартала 2009 г.
На 1 января 2010 г. объем долговых обязательств экономики по сравнению с началом 2009 года вырос на 45,4 процента и составил 22 млрд. долларов США (45 процентов к ВВП).[13]
Доля краткосрочных обязательств в структуре валового внешнего долга снизилась до 44,9 процента против 54,6 процента на 1 января 2009 г., что связано с привлечением ряда долгосрочных кредитов.
Иностранные долговые обязательства нефинансового сектора экономики достигли 9,7 млрд. долларов США, увеличившись за отчетный период на 20,4 процента. Структура внешнего долга организаций изменилась несущественно: удельный вес краткосрочного долга составил 83,3 процента против 80,1 процента на 1 января 2009 г. Доля данного сектора в валовом внешнем долге снизилась с 53,1 до 44 процентов.
Внешний долг банков возрос на 15,3 процента (до 3,55 млрд. долларов США), что сопровождалось опережающим ростом долгосрочного внешнего долга и его доли в иностранных обязательствах банков (с 51,9 процента в 2008 году до 52,8 процента в 2009 году). Удельный вес банковского сектора в валовом внешнем долге снизился на 4,2 процентного пункта, составив 16,1 процента.
Объем долговых обязательств Правительства (без учета иностранных кредитов организаций под гарантии Правительства) достиг 4,92 млрд. долларов США, что в 1,4 раза больше уровня 2008 года. Привлечение инвестиций осуществлялось в форме долгосрочных кредитов. Доля Правительства в совокупном внешнем долге практически не изменилась и составила 22,4 процента.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования вырос с 0,43 до 3,86 млрд. долларов США, что составило 17,5 процента валового внешнего долга.
Отрицательное значение международной инвестиционной позиции Республики Беларусь (иностранные активы минус долговые обязательства) в отчетном году увеличилось на 5,4 млрд. долларов США и на 1 января 2010 г. сложилось в размере 18,8 млрд. долларов США (на 1 января 2009 г. - 13,4 млрд. долларов США).
За IV квартал 2009 года внешний долг вырос на 14,2% после увеличения за III квартал на 9,5%, на 8% за II квартал и на 7,7% за I квартал.[18]
В расчете на 1 жителя Беларуси валовой внешний долг на 1 января 2010 года превысил 2,3 тыс. долларов США против 1,6 тыс. долларов США на 1 января 2009 года, 1,3 тыс. долларов США на 1 января 2008 года и 704,6 долларов США на 1 января 2007 года.
Доля долгосрочных заимствований в совокупном внешнем долге на 1 января 2010 года составила 54,4% против 45,4% на 1 января 2009 года. Объем долгосрочного внешнего долга за год вырос на 76,4% до 12,134 млрд. долларов США
В структуре совокупного внешнего долга наибольшая доля —8,933 млрд. долларов США — на 1 января 2010 года приходится на нефинансовый сектор экономики. За 2009 год долг компаний вырос на 21,9%. В его составе долгосрочный долг составил на начало 2010 года 1,617 млрд. долларов США, практически не изменившись за год. Краткосрочный долг предприятий увеличился на 27,8%, до 7,316 млрд. долларов США
Задолженность перед прямыми инвесторами за 2009 год выросла на 5,3%, до 757 млн. долларов США на 1 января 2010 года.
Внешний долг органов госуправления Беларуси, согласно отчету НБ РБ, на 1 января 2010 года составил 4,924 млрд. долларов США, увеличившись за год на 36,9%.
|
|
Внешняя задолженность органов денежно-кредитного регулирования (с учетом кредита МВФ stand-by и предоставленных Беларуси SDR) выросла в 9 раз и составила на 1 января 2010 года 3,863 млрд. долларов США. Непосредственно внешний долг Нацбанка снизился за 2009 год на 1,4%, до 423,7 млн. долларов США.
Внешний долг банков увеличился за 2009 год на 15,3% и составил на 1 января 2010 года 3,553 млрд. долларов США. В том числе на долю долгосрочного долга банков приходится 1,876 млрд. долларов США, что на 17,3% больше, чем в начале 2009 года.
По данным НБ РБ, номинально стоимость обслуживания валового внешнего долга в 2009 году снизилась на 9,7%, до 5,822 млрд. долларов США, в том числе платежи по процентам составили 475,6 млн. долларов США, по основному долгу — USD5,347 млрд. Однако относительная стоимость обслуживания долга увеличилась (до 11,9% ВВП на 1 января 2010 года с 10,6% ВВП на 1 января 2009 года) и до 23,4% экспорта товаров и услуг с 17,4% на 1 января 2009 года. Расходы на обслуживание внешнего долга органов госуправления выросли до 1,6% доходной части республиканского бюджета с 1,2% на 1 января 2009 года.
На 1 января 2010 года резервные активы Белоруссии покрывают валовой внешний долг на 25,7% против 20,2% на 1 января 2009 года.
Совокупный внешний долг Беларуси вырос за 2008 год на 19,1%, до 15,15 млрд. долларов США (24,9% ВВП) после роста на 87,4% за 2008 год и увеличения на 32,3% за 2006 год.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США (таблица 1).
Таблица 1 Внешний государственный долг Республики Беларусь в млн. долл. США
01.01.2010 г. | 01.09.2010 г. | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). | 7 778,80 | 9 269,40 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. | 112,6 | 181,9 |
Всего | 7 891,40 | 9 451,30 |
Примечание: Источник: [17]
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 2).
|
|
Таблица 2 Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности | Норматив МБРР | 01.01.2009 г | 01.01.2010 г. |
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % | 220% | 10 | 31,8 |
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % | 50% | 6,4 | 16,5 |
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % | 25% | 1 | 1,3 |
Примечание: Источник: [17]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Мобилизуя временно свободные денежные средства населения и юридических лиц, государственный кредит способствует правильной организации сбережений, создаёт условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения, предприятий, служит одним из рычагов нормализации денежного обращения в стране.
Тем не менее, существуют значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита. В качестве неотложных могут быть осуществлены следующие мероприятия:
1) повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне инфляции в стране;
2) для пробуждения реального интереса к кредитным операциям государства целесообразно не только защитить интересы кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов;
- по срокам;
- по способам выплаты дохода;
- по доходности ценных бумаг;
- по обеспечению полной ликвидности облигаций.
3) расширить круг займодателей за счёт допуска к кредитным операциям государства всех без исключения юридических лиц, а также привлечения к покупке ГКО, ГДО физических лиц;
4) реализацию государственных ценных бумаг осуществлять только по рыночному курсу, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;
5) в целях создания благоприятных условий для становления местных займов восстановить практику гарантирования кредитных операций нижестоящих органов власти вышестоящими;
6) осуществить переход на оказание финансовой помощи предприятиям и организациям преимущественно путём предоставления казначейских ссуд;
7) осуществлять привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на началах:
- срочности;
- платности;
- возвратности.
Претворяя в жизнь данные мероприятия, государство в полной мере может надеяться на то, что его деятельность в области государственного кредита действительно будет отличаться высокой эффективностью, а это, в свою очередь, впоследствии незамедлительно скажется на состоянии финансов и экономики страны в целом в сторону их дальнейшей нормализации.
В расчете на 1 жителя Беларуси валовой внешний долг на 1 января 2010 года превысил 2,3 тыс. долларов США против 1,6 тыс. долларов США на 1 января 2009 года, 1,3 тыс. долларов США на 1 января 2008 года и 704,6 долларов США на 1 января 2007 года.