01.04.05 | Все фонды | Более 500 млн. руб. | % к общему показа-телю | Более 1 млрд. руб. | % к общему показа-телю | фонды от 50 до 500 млн. руб. | % к общему показа-телю | фонды менее 50 млн. руб. | % к общему показа-телю |
Количество НПФ | 298 | 32 | 10,7% | 21 | 7,0% | 94 | 31,5% | 172 | 57,7% |
СИФ | 222267309,7 | 205341248 | 92,4% | 197549170 | 88,9% | 14415637 | 6,5% | 2510424 | 1,1% |
ПР | 176339002,7 | 164840235 | 93,5% | 158084413 | 89,6% | 10456509 | 5,9% | 1042258 | 0,6% |
СВУ | 9858275,3 | 5497325 | 55,8% | 4809376 | 48,8% | 2953972 | 29,9% | 1406978 | 14,3% |
Количество участников (КУ) | 5709330 | 3966311 | 69,5% | 3338302 | 58,5% | 1335799 | 23,4% | 407220 | 7,1% |
Количество участников получающих пенсию | (КУ ПП) | 523255 | 388778 | 74,3% | 321901 | 61,5% | 109250 | 20,9% | 25227 |
4,8% | ПВ | 1390001,3 | 1190305 | 85,6% | 1061966 | 76,4% | 171855 | 12,4% | 27841 |
2,0% | ПН | 1200000 | 1177200 | 98,1% | 838800 | 69,9% | 204000 | 1,7% | 2400 |
Примечание:СИФ – собственное имущество фондов; ПР - пенсионные резервы; ПН - Пенсионные накопления; ПВ – пенсионные выплаты; НПФ – негосударственные пенсионные фонды; СВУ – совокупный вклад учредителей.
Источник: по данным инспекции НПФ.
Двенадцатилетний опыт функционирования НПФ в России свидетельствует о том, что для их становления и полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Действующие фонды обслуживают всего 6 млн. человек (менее 8% от общего числа трудоспособного населения). Что касается состояния НПФ, то динамика их развития в течение последних лет в значительной степени определяется опережающим ростом наиболее крупных фондов.
Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое бы обеспечило значительным слоям населения страны весомую прибавку к пенсии - это задача будущего.
Для ее решения необходимо провести ряд организационных мероприятий и принять ряд законов по следующим направлениям:
· создание механизмов и инфраструктуры, обеспечивающих экономическую устойчивость и надежность работы фондов;
· создание экономических стимулов для работодателей и работников по формированию дополнительных пенсионных накоплений.
Дальнейшее совершенствование системы пенсионного обеспечения должно носить системный характер, базироваться на актуарном обосновании объема страховых платежей и цивилизованного уровня страхового возмещения, сочетать обязательные по закону и дополнительные (договорные) формы пенсионного страхования. Необходимым условием системного подхода при решении задачи формирования цивилизованных пенсионных институтов является решение проблем повышения и оптимизации доходов населения, снижения необоснованной дифференциации заработной платы, повышения увязки размеров пенсии с размерами заработной платы.
Помимо важного института доходов населения НПФ является мощным инвестиционным ресурсом: величина накоплений в ряде стран (Нидерланды, Великобритания, Швейцария) соизмерима с объемами национальных ВВП.
Двенадцатилетний опыт функционирования НПФ в России свидетельствует о том, что для их становления и полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Что касается состояния НПФ, то динамика их развития в течение последних лет в значительной степени определяется опережающим ростом наиболее крупных фондов.
Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое бы обеспечило значительным слоям населения страны весомую прибавку к пенсии - это задача будущего.
Задействовать возможности негосударственного пенсионного обеспечения возможно только с помощью системных мер, принимаемых в одном пакете с мерами по формированию других пенсионных институтов, а также регулирования систем заработной платы и налогов.
ГЛАВА 2. Анализ поступления и расходования средств Пенсионного Фонда РФ в 2000 – 2006 гг