Еще несколько историй о величии еврейского духа

В последней главе мы подробно рассмотрели мидраш, повествующий о том, как Моше боролся с Ашемом за то, чтобы удержать Скрижали. Теперь мы знаем, что этот мидраш символизирует тот факт, что ни одна сила в мире (даже Сам Ашем!) не может отнять Тору у еврея против его воли. Как нам убедиться в том, что еврей способен пересилить Ашема, как это сделал Моше? Это подтверждает история Катастрофы.

В одном из гетто оккупированной нацистами Европы группой юношей была создана подпольная ешива, основателем которой был молодой человек по имени Матитьяу. Родившись в Венеции, в семье ассимилированных евреев, он был глубоко предан Торе и в 15 лет, несмотря на сильное противодействие отца, вернулся к соблюдению заповедей. В конце концов он покинул родной дом и отправился в Польшу, где поступил в ешиву и вскоре стал подающим надежды знатоком Торы.

К тому времени, как немцы оккупировали Польшу, Матитьяу сделался лидером группы молодых людей, искренне преданных идеалам Торы. Вскоре нацисты издали указ, обязующий всех еврейских мужчин сбрить бороды и пейсы; евреев заставляли работать в Шабат, в противном случае им не выдавали продовольственные карточки. Матитьяу сказал членам своей группы, что эти указы являются гзерат ашмад, — попыткой заставить евреев отказаться от своей религии.

"Будьте уверены, — сказал он, — нацисты хотят в конечном итоге уничтожить евреев, но прежде им нужны наши души. Мы не уступим их требованиям и уйдем в подполье. Мы сохраним бороды и пейсы, будем соблюдать Шабат и учить Тору, пока не умрем. До конца наших дней мы полностью посвятим себя служению Ашему".

Молодые люди стали скрываться. Община по мере возможности помогала им продовольствием, считая этих юношей своей гордостью. Подпольные группы в других гетто равнялись на них, и, когда приходил час смерти, евреи шли ей навстречу со священными книгами в руках и со Шма Исраэль на устах.

Сохранился дневник чудом уцелевшего молодого еврея из группы Матитьяу.

Он пишет, что один остался в живых в своем бункере. Ослабевший от голода, испытывая ужасные мучения, он понимает, что через несколько часов пламя, бушующее вокруг, оборвет его жизнь. Юноша знает, что по еврейским законам ему позволено броситься в огонь. Но, несмотря на это, он ведет спор с самим собой: прыгнуть ли ему в огонь и тем самым прекратить последние мучения или же погибнуть медленной смертью. Перед лицом неминуемой гибели он вспоминает о тяжелом положении евреев во времена испанской инквизиции.

Мараны были испанскими евреями, под угрозой смерти принявшими христианство, но тайно соблюдавшими еврейские законы и обычаи, хотя в случае разоблачения их ждала смерть на костре. И вот одна очень богатая семья маранов оказалась в опасности: власти узнали об их тайной приверженности Торе. Один из друзей предупредил их о грозящей беде, и семье удалось бежать, как говорится, в чем были.

Долгие недели несчастные скитались в поисках пристанища, пока в конце концов не оказались в лагере беженцев в Марокко. Жизнь в лагере была ужасающей и, конечно, не шла ни в какое сравнение с их прежней жизнью, но зато здесь они были среди своих.

Вскоре на лагерь обрушился мор. Люди умирали один за другим. В семье маранов, о которой идет речь, смерть не пощадила ни одного ребенка. Родители пытались оставаться мужественными и не роптали на свою судьбу.

Но после смерти жены муж поднял глаза к небесам и,сказал:

"Ашем, я знаю, Ты послал это испытание, чтобы проверить, не утрачу ли я веру и любовь к Тебе. Что у Тебя еще есть в запасе, чтобы сломить меня? Когда нас заставили принять христианство, мы продолжали втайне оставаться преданными Твоей Торе, жили в постоянном страхе разоблачения, но соблюдали все заповеди. Затем у нас был выбор — принять смерть или бежать, чтобы сохранить жизнь. Мы бежали, бросив все имущество, и стали нищими. Затем Ты забрал наше дитя. Мы не жаловались. Ты отнял у нас еще одного ребенка. Но мы оставались верны Тебе. В конце концов умерли все наши дети. А теперь я лишился и жены.

Мне кажется, у меня остались лишь две вещи. Одна из них — моя жизнь, другая — моя вера в Тебя. Если Тебе нужна моя жизнь — бери, ведь она и так Твоя. Но если ты хочешь отнять у меня мою веру в Тебя и любовь к тебе, то даже Ты, Всемогущий Б-г, не можешь сделать этого. Они принадлежат мне, мне одному".

И вот в пылающем еврейском гетто обреченный на смерть, измученный еврей вспоминает историю этой семьи и пишет в дневнике: "Моменты такой "конфронтации" с Ашемом — самое ценное из того, что может принадлежать человеку; они дают ему возможность доказать свою совершенную любовь и преданность Ашему". И он отбрасывает мысль о возможности приблизить свою смерть. Он обращается к Всевышнему: "В эти мгновения, когда нет надежды на спасение, когда жизнь потеряла всякий смысл, я понимаю: Ты проверяешь, насколько мы любим тебя, желаем Твою Тору и Заповеди, верим ли мы в Тебя? Ты боролся с нами. Ты боролся со мной, но не сломил меня. Скоро я умру мучительной, медленной смертью, но не стану торопить свой конец. Назначение этих последних часов, дарованных мне, — доказать Тебе, что даже превратившись в ад, земная жизнь остается самым ценным нашим достоянием, ибо, живые, мы можем сказать: "Ты не заставишь нас не любить Тебя. Можешь взять нашу жизнь, но не наше стремление к Тебе. Пошли нам любые испытания — я обещаю, что буду бороться с Тобой до последнего дыхания".

Иногда мы думаем, что Ашем борется с нами. Мы хотим быть настоящими евреями: служим Ему, соблюдаем Его Тору, но обстоятельства, как нам кажется, оборачиваются против нас. Ни в коем случае нельзя отчаиваться. Ашем может испытывать любого, но делает это, чтобы заставить нас понять: ни одна сила не может помешать любить Его.

Каждый шахматист пытается скрыть от партнера свою стратегию. Жизнь подобна шахматному поединку, где Ашем делает Свой ход и ждет нашего. Наша задача — понять, почему Он делает такой ход, и ответить на него.

Когда играют в шахматы, естественно, каждый стремится выиграть. Но когда отец играет с сыном, и сын, превосходя в мастерстве отца, выигрывает у него, то отец этому только рад. Поэтому, когда мы побеждаем Ашема, Он радуется нашей победе больше, чем Своей.

Возьмем, к примеру, толкование загадочного высказывания Ашема, приведенного в Гемаре. "Мои дети победили Меня"80. Мудрецы раби Иеошуа и раби Элиэзер спорили по некоему вопросу, и последний, чтобы подтвердить правильность своего суждения, решил обратиться за поддержкой к чудесным знамениям и сказал: "Пусть раздастся Голос с небес, подтверждающий мою правоту". И тут же мудрецы услышали голос, подтвердивший сказанное. Но в ответ раби Иеошуа процитировал Тору: "Она (Тора) не на небесах". И тогда Ашем сказал: "Мои дети победили Меня". Другими словами, правота ответа настолько очевидна, что даже небесный Голос можно не принимать во внимание.

Конечно, человек не может "перехитрить" Ашема. Но когда Ашем действительно хочет проиграть, тогда другое дело. Вот так следует понимать и реакцию евреев на Катастрофу.

Когда наступал Песах, многие евреи даже в самых ужасных условиях концентрационных лагерей пытались любым способом достать мацу. Когда это им не удавалось, сердца умирающих, голодных евреев страдали больше, чем тела. Когда еврею грозит смерть, ему позволяется, даже вменяется в обязанность есть все что угодно, лишь бы выжить, даже если это будет хамец, который при других обстоятельствах строго запрещается есть в Песах.

В одном из лагерей группа евреев поступила так. Они решили справить пасхальный седер, используя хлеб. Собравшись тайно, они прочитали по памяти Агаду, вспоминая историю Исхода евреев из Египта. Когда пришло время съесть мацу, они взяли хлеб и произнесли импровизированную молитву: "Господин Вселенной, Ты хорошо знаешь, насколько сильно наше желание исполнить то, что надлежит сегодня, — съесть мацу. Но Ты не дал нам такой возможности. И Ты не только не позволил нам исполнить заповедь, обязывающую в Песах съесть мацу, но даже принуждаешь нас есть хамец. Иначе мы погибнем. Поэтому хотя мы не можем выполнить эту мицву, мы исполним более важную заповедь — сохранить жизнь. И мы произносим благословение: амоци лехем мин аарец — "Выводящий хлеб из земли".

Они закрыли глаза и съели хамец так, как будто выполняли драгоценнейшую заповедь. Можно представить себе, с какой гордостью в этот момент Ашем смотрел на них с небес и говорил: "Мои дети победили Меня. Я отнял у них возможность выполнить заповедь есть мацу. Но они заменили ее еще более важной заповедью — сохранить жизнь. Они "перехитрили" Меня".

Мы никогда не должны позволять себе считать положение безнадежным. Мы должны в любых условиях в самые невыносимые, мучительные мгновения жизни доказывать Ашему: "Я люблю Тебя". Подобно Моше, который вырвал у Ашема Скрижали, мы можем бороться с Ним и победить.

Если мы смогли использовать свою свободу выбора для разрушения, пойти против воли Ашема в Эденском саду, отлить золотого тельца, убить Зехарию бен Иеояду, то, конечно, у нас есть возможность вернуться к Ашему, несмотря на все препятствия. Главное, что Он Сам хочет нашей победы.

И в Аушвице еврей мог открыть Ашема; он мог — и многим это удалось — восстановить свои особые отношения с Ним. Со всеми своими сомнениями и горечью, накопившейся за долгие годы, человек мог заново обрести любовь к Всевышнему и провозгласить о ней. Я могу засвидетельствовать это.

Не так давно молодая женщина, корреспондент европейского агентства новостей, путешествуя по Америке, пришла на одну из моих лекций. После лекции мы разговорились. Я узнал, что она происходит из ассимилированной семьи. Ее отец пережил Катастрофу. До войны он соблюдал Тору, но затем, разгневавшись на Ашема, стал воинствующим атеистом.

Чтобы сократить рассказ, скажу только, что эта женщина в Америке стала полностью выполнять все предписания Торы, чем буквально вывела отца из себя. Он говорил ей: "Я вычеркнул религию из своей жизни, а ты к ней возвращаешься. Ты понимаешь, что ты делаешь? Ты сошла с ума!"

Я захотел познакомиться с ее отцом, но она отказалась:

"Он слишком ожесточен, лучше этого не делать. Он все равно не станет Вас слушать".

В конце концов она решила уехать в Израиль. Чуть позже я приехал туда с лекциями, одну из которых читал в Тверии. Моя знакомая в это время находилась там же;

отец приехал навестить ее и остановился в местном отеле. Увидев афишу с моим именем, женщина пришла повидаться со мной.

Я предложил ей: "Раз ваш отец все равно здесь, почему бы не привести его на лекцию?"

— Нет, — отвечала женщина, — он ужасно сердит на вас.

— Все равно, — сказал я, — попробуйте. Ведь Вы ничего не теряете?

— Хорошо, — согласилась она. — Я попытаюсь.

Когда я начал лекцию, я не знал, находятся ли они в зале. Говорил я о том, что основным назначением еврейского народа в этом мире является посвящение себя Ашему82. Я упоминал о различных формах такого посвящения. Одна из них — готовность умереть ради Ашема, а другая, и она во многом труднее, готовность жить ради Ашема.

В качестве иллюстрации я рассказал о евреях в Треблинке. Это был один из самых жестоких лагерей смерти: менее чем за год там было уничтожено 800.000 евреев. И немцам было недостаточно уничтожить евреев физически — они хотели опорочить евреев, запятнать их души.

Занавеси, традиционно висящие перед ковчегом, где хранятся свитки Торы, висели перед входом в газовые камеры. На них была надпись: "Это врата к Ашему. Праведные войдут в них" (Теилим 118:20).

Цель нацистов заключалась в том, чтобы заставить еврея в последние мгновения своей жизни проклясть Ашема. Но получилось наоборот. Когда ассимилированные евреи видели этот занавес, многие из них духовно пробуждались. Они даже пели и танцевали, входя в газовые камеры! Они осознали, что, поистине, эти врата вели их к Ашему.

"Это то, что называется кидуш Ашем через смерть. Но есть другая форма посвящения себя Ашему, — говорил я аудитории — она во много раз труднее: это кидуш Ашем жизнью, это кидуш Ашем теми, кто уцелел и нашел в себе силы жить дальше. Они видели разрушение, но, несмотря на это, принялись восстанавливать свои семьи, свои общины, строили новые синагоги и вешали новые занавеси, на которых писали: "Это врата к Ашему. Праведные войдут в них". Их кидуш Ашем это, пожалуй, нисколько не меньшее освящение Б-жественного Имени".

Я закончил свою лекцию словами: "Все мы, собравшиеся в этом зале, пережили Катастрофу. И физическую, к счастью ушедшую в прошлое, и духовную, свирепствующую вокруг нас до сих пор. Каждого живущего сегодня еврея можно назвать пережившим Катастрофу".

После лекции женщина подошла ко мне и сказала:

"Знаете, мой отец был сегодня здесь".

— Почему бы нам не встретиться? — спросил я.

Она исчезла в толпе и вскоре вернулась вместе с ним. Он стоял, низко опустив голову, и я не знал, то ли он собирается накричать на меня, то ли расплакаться. В конце концов он сказал прерывающимся голосом: "Раби, я хочу, чтоб Вы знали: я был в Треблинке. Я видел те самые занавеси, о которых Вы говорили сегодня". Он помолчал несколько мгновений, а потом добавил все тем же прерывающимся от охвативших его чувств голосом: "Я выжил благодаря чуду. И вот поэтому был охвачен гневом. Я рассердился на Ашема за то, что Он спас меня, и миллион раз спрашивал себя: "Для чего я выжил? Почему я должен был пройти через ад, а потом жить с этим? Неужели Ашем настолько жесток, что не позволил мне умереть вместе с моей семьей и друзьями? Разве это не было достаточной пыткой? Неужели Он хочет мучить меня дальше, заставляя жить со смертью в душе?" "С этой болью я жил, — сказал он, — поэтому я и стал атеистом. Все эти годы я не мог найти ответа на вопрос: почему я уцелел? Почему после всего, что случилось со мной, я выжил? Разве справедливо причинять мне такую боль?"

Я спросил его: "Получили ли вы сегодня ответ на свой вопрос?" Он кивнул. Слезы душили его, говорить он не мог. Я воспользовался паузой и сказал: "Вы думали, что сможете бороться с Ашемом, создав нерелигиозную семью, но дочь нашла пути к своим предкам. Она из тех, кто создает новые занавеси и пишет на них: "Это врата к Ашему".

Я посмотрел на него и добавил: "Когда Вы видите ее, живущую осмысленной, полноценной еврейской жизнью, подобной той, которой жил Ваш отец, неужели Вам не становится ясно, что уцелеть действительно стоило? Жизнь Вам сохранена не в наказание, а как награда для того, чтобы Ваши глаза могли увидеть это".

Он больше не мог сдерживаться и разрыдался. Мы договорились встретиться с ним попозже и проговорили два часа. Впоследствии его мировоззрение и жизненные позиции полностью изменились. Он признал правоту своей дочери и был горд тем, что она нашла свой путь к Торе. Многие и многие из нас носят в себе столько боли! Но никто не лишен права выбора, когда дело касается выполнения той цели, для которой все мы были созданы: во имя жизни держаться за Тору, обручальное кольцо, символ соединения Ашема и Израиля. Еврей, переживший Катастрофу, и лишенный моральных устоев еврей, погибающий в Катастрофе современного общества, — оба они в равной степени могут обнаружить Б-га Израиля и потребовать обратно Свою Тору. Миссия еврея — признать Ашема и любить Его — никогда не потеряет своего значения83.

 

ПРИЯТНОЕ БЛАГОУХАНИЕ

Готовность еврейского народа пожертвовать всем на свете для исполнения миссии, назначенной ему Ашемом, является его главной чертой. Таким был Авраам. В молодости он вдребезги разбил идолов, принадлежащих его отцу, был заточен в тюрьму, а затем брошен огненную печь за свои убеждения, за то, что утверждал, что существует только один Б-г, сотворивший этот мир с определенной целью. Проходя испытание за испытанием, он вновь и вновь подтверждал свою преданность Ашему.

Благодаря Аврааму, самопожертвование сделалось характерной чертой еврея. Можно даже сказать, что оно предшествовало физическому рождению еврейского народа.

В мире, отличающимся от того, что образовался после Катастрофы, в том мире, каким он был в самые ранние времена своего существования, человек по имени Ноах вышел из ковчега. Когда он увидел новый мир, его охватило сильнейшее желание выразить всю мучительную тоску своей души. Он воздвиг алтарь и принес жертву Ашему.

Тора говорит об этом так:

"И Ашем обонял приятное благоухание. Тогда Ашем сказал Себе: "Больше Я не буду разрушать землю из-за человека, потому что наклонность человеческого сердца есть зло от юности его..." (Берешит 8:20,21).

Что означают эти слова? Мог ли Ашем быть ублаготворен сожжением на жертвеннике животных? Конечно, нет. Он был доволен тем намерением Ноаха, с которым тот совершил жертвоприношение. Какое намерение "обонял" Ашем в действиях Ноаха? Для того, чтобы лучше понять этот отрывок, нам следует обратиться к словам мудрецов из Мидраша. Они писали:

"Приятное благоухание, которое обонял Ашем, было благоухание его (Ноаха) потомка Авраама, который пожелает быть брошенным в огненную печь во имя Ашема".

Десять раз подвергался испытаниям Авраам. Когда он отказался отречься от своей веры в Ашема, его бросили в огненную печь (откуда Ашем спас его чудесным образом). Эта готовность принести в жертву свою жизнь и есть "благоухание", которое "обонял" Ашем в жертвоприношении Ноаха.

Мидраш продолжает свое повествование и рассказывает о том, что то приятное благоухание содержит намек и на другие будущие самопожертвования. Он упоминает также Хананью, Мишаэля и Азарию — трех еврейских юношей, которые были брошены царем Нэвухаднэцаром85 в горящую печь. Подобно Аврааму они были готовы скорее умереть, чем подчиниться приказу нечестивого правителя и поклониться идолу. И так же как Авраама, Ашем спас их чудесным образом, позволив выйти из огня невредимыми.

В конце повествования Мидраш добавляет, что в тот момент, когда Ноах совершал свое жертвоприношение, чувствовалось приятное благоухание еще одного будущего акта еврейского самопожертвования: поколения Тотального Разрушения (шмад).

Слово шмад означает разрушение через преследование, гонения, и его легко перевести как "геноцид" или "катастрофа". Один из толкователей Мидраша16 представляет самопожертвование поколения Тотального Разрушения следующим образом:

"Хотя Авраам, так же как Хананья, Мишаэль и Азария, был чудесным образом спасен из пламени, поколению Тотального Разрушения не удастся спастись. Оно отдаст свои жизни ради освящения Имени Ашема, и их тела сгорят в печах".

Безусловно, этот Мидраш чрезвычайно созвучен судьбе поколения, погибшего в печах нацистских лагерей. Эти слова подтверждаются удивительным открытием, которое стало возможным благодаря внедрению компьютерной технологии.

 

Скрытые коды

Развивая главную идею, содержащуюся в открытии кодов Торы87 раби Вейсманделем, компьютеру дали задание отыскать в книге Берешит место, где ивритский эквивалент слова "Гитлер" содержится при наименьшем шаге кода. ("Наименьший шаг" означает, что если слово, состоящее из пяти букв, находится не менее, чем в двух местах, компьютер определит то место, где расстояние между нужными буквами будет наименьшим.)

Компьютер произвел поиск и обнаружил в Торе зашифрованное имя Гитлера. Код с наименьшим интервалом в 31 букву88 найден в нашем отрывке, ше Ашем "обонял приятный аромат" поколения Тотального Разрушения, которому суждено погибнуть в горящих печах.

Более того, данная строфа содержит выражение "аацам ра — злой человек" там, где говорится: "Больше я не буду разрушать землю из-за человека, потому что наклонность человеческого сердца есть зло от юности его..." А кто лучше подходит к определению "злой человек"?

Дальнейший поиск обнаружил, что в этом отрывке зашифровано не только имя Гитлера, здесь дана наибольшая концентрация кодов с наименьшим шагом, относящихся к Катастрофе, включая ивритские эквиваленты слов "Берлин", "Германия", "нацист", "Аушвиц", "газовая камера", "Эйхман", "свастика" и др.

Нашей задачей не является детальная разработка этой впечатляющей находки. Не меньшее значение, чем обнаружение кода, имеют слова Мидраша, подтверждаемые этим кодом. Приведенная ранее цитата из Мидраша свидетельствует о том, что если существовало поколение, которое можно назвать поколением Тотального Разрушения, так это именно то, которое погибло в газовых камерах и печах нацистской Германии.

(Хотя совершенно очевидно, что такие трагедии, как крестовые походы, испанская инквизиция, казацкая резня 1648-1649 гг. были чудовищны, но только Катастрофа напоминает нам о животных, ведомых на заклание. Евреев перевозили в вагонах для скота, словно животных к жертвенному алтарю, т.е. к месту, специально предназначенному для их уничтожения. До этого никогда в еврейской истории массовые убийства не облекались в такую форму.)

Действия Авраама, Хананьи, Мишаэля и Азарии, так же как и поколения Катастрофы, составляют единую цепь длиной в 3800 лет. Еврейская нация началась с Авраама. Он был готов отдать свою жизнь, лишь бы не осквернять Имя Всевышнего в глазах людей. Эта основная черта Авраама проявилась через несколько поколений в Хананье, Мишаэле и Азарии. Они жили в начале вавилонского изгнания — первого из четырех, выпавших на долю евреев. Их самопожертвование и преданность послужили примером для евреев, оказавшихся перед выбором между жизнью и смертью, во всех последующих изгнаниях, которые им пришлось пережить. Этот пример поддерживал еврейский народ на протяжении всего пути до поколения Катастрофы.

Это поколение ступило на последнюю ступень испытаний готовности еврейского народа к абсолютному самопожертвованию. В представителях этого поколения ярко проявилась сущность характера Авраама, хотя они находились в наибольшем временном отдалении от него и менее всего стремились соперничать с ним. К тому же они на самом деле отдали свои жизни.

Это поколение Тотального Разрушения, которое служит последним доказательством готовности потомков Авраама, Ицхака и Яакова к самопожертвованию. Это такое святое поколение, что Ашем "обонял" его святость еще во времена Ноаха и затем объявил: "Больше Я не буду разрушать землю за человека..." Это было так, как будто Ашем сказал: "Пока в Мое мире есть народ, настолько готовый к самопожертвованию, Я временно буду терпеть жестокость и бессердечие неевреев".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: