Анализ оборотных средств МУЗ «Городская больница №21» Кировского района города Перми

Организационно-экономическая характеристика учреждения

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница №21» Кировского района города Перми относится к сфере нематериального производства, находится в муниципальной собственности. По численности персонала относится к большой организации.

Нормальное функционирование любого бюджетного учреждения тесно связано с системой его финансирования (средства государственного бюджета, внебюджетные источники). Финансирование учереждения здравоохранения из местного бюджета - всегда проблема.

Основным источником финансирования производственно-хозяйственной деятельности «Городская больница №21» Кировского района города Перми, социального развития коллектива и оплаты труда работников служат средства государственного бюджета, определяемые по нормам.

«Городская больница №21» Кировского района города Перми является юридическим лицом, находящимся в ведении отдела здравоохранения администрации Кировского муниципального района и функционирующим в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Учредителем Учреждения является отдел здравоохранения администрации Кировского муниципального района.

Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием, угловой штамп, приобретает имущественные и неимущественные права. «Городская больница №21» Кировского района города Перми вправе от своего имени заключать договоры. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.

Отношения Учредителя и «Городская больница №21» Кировского района города Перми регулируются действующим законодательством, а также договором. Договор между Учредителем и Учреждением определяет взаимные обязательства сторон, условия, порядок финансирования деятельности Учреждения Учредителем, материальную ответственность сторон, основания и условия расторжения договора, решение социальных вопросов, стоящих перед организацией задач. Высшим органом управления анализируемого учреждения является главный врач, который назначается Учредителем по согласованию с трудовым коллективом.

В соответствии с Законом РФ «О некоммерческих организациях» «Городская больница №21» Кировского района города Перми обязан иметь смету.

Смета - это план поступлений и расходов материальных и денежных средств организации. Она составляется ежегодно специалистами (главным врачом и главным бухгалтером) организации, рассматривается и утверждается высшим органом управления.

В 2009 году финансирование деятельности «Городская больница №21» Кировского района города Перми осуществляется за счет все тех же источников.

Данные о методах оценки активов и обязательств учреждения, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сведения о методах оценки активов и обязательств

 

Наименование объекта учета Характеристика метода оценки и момент отражения операции в учете Правовое обоснование  
Основные средства По первоначальной стоимости сформированной при их приобретении, безвозмездном получении, изготовлении хозяйственным способом в момент поступления их в учреждение Инструкция по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. №148н), р. 1  
Амортизация Линейный способ - ежемесячно 1/12 годовой суммы по ОС свыше 10 тыс. руб., до 10 тыс. руб. начисляется 100% в момент передачи ОС в эксплуатацию    
Материальные запасы Фактическая стоимость - оприходование на склад    
Денежные средства Выписка ОФК - дата выписки Инструкция по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. №148н), р. 2  
Подотчетные суммы Авансовый отчет - заявление сотрудника    
Обязательства Договорная сумма - момент возникновения обязательств Инструкция по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. №148н), р. 3  
Дебиторская задолженность Договор, счет - момент оплаты    
Кредиторская задолженность Акт выполненных работ, счет-фактура - момент получения документов    
Платежи в бюджет По налоговому законодательству - момент возникновения обязательств    
       

Финансово - хозяйственная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с утверждённой сметой расходов. В этих целях учреждение организует:

целевое, рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание учреждения, а также обеспечение сохранности основных фондов и товарно-материальных ценностей;

своевременный капитал и текущий ремонт зданий и сооружений, коммуникаций и оборудования, благоустройство территории, работу вспомогательных служб;

соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, санитарно - гигиенического режима;

ведение бухгалтерского учёта в соответствии с Инструкцией о бухгалтерском учете и отчетности в бюджетных учреждениях, а также инструктивными актами.

Бухгалтерская и статистическая отчетность представляется в установленном порядке.

Финансовое состояние предприятия, организации - совокупность показателей, оценивающих степень удовлетворения потребностей предприятия в финансовых ресурсах, необходимых для его нормального функционирования, отражающих обеспеченность или необеспеченность предприятия денежными средствами для осуществления нормальной хозяйственной деятельности (своевременного погашения задолженностей и т.д.).

При рассмотрении вопросов в анализе финансов учреждения важным является планирование расходов, т.е. составление различных смет. Ежегодно специалисты учреждения составляют смету доходов и расходов. Наряду с бюджетными ассигнованиями организации, в эту смету закладываются и денежные поступления от платных услуг. При планирование расходов в первую очередь утверждается штатное расписание. Проблема в организации финансов учреждения возникает уже на данном этапе. Недостаток в том, что механизм экономического стимулирования результатов работы специалистов находится не на должном уровне, руководитель должен приложить немало усилий, чтобы вышестоящее руководство утвердило систему материального поощрения. Заработная плата среднего звена специалистов до сих пор остается низкой.

Существуют несколько методов планирования.

Первый метод заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. В нашей стране данный метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется.

В «Городская больница №21» Кировского района города Перми используется, в основном, нормативный метод. По бюджетной деятельности расчет расходов по каждой статье производится главным бухгалтером и главным врачом организации на основании отчетных данных за отчетный год. На каждую статью пишется обоснование, в котором подробно обосновывается повышение затрат.

 

Основные фонды

Любой процесс труда включает в себя два основных компонента: средства производства, которые в свою очередь делятся на предмет труда и средства труда, и рабочую силу. Средства труда в экономике принято называть основными средствами труда или основными фондами предприятия.

Основные средства (фонды) - та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования. Все основные средства делятся на основные производственные средства и основные непроизводственные средства.

Основные средства принято делить на две части: активную и пассивную часть. К активной части основных средств относят те средства, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе (машины и оборудование). К пассивной же части основных средств относят те средства, которые обеспечивают нормальное функционирование производственного процесса.

Если основой функционирования сферы материального производства выступают основные производственные фонды, то материально-технической базой бюджетных учреждений, в том числе и «Городская больница №21» Кировского района города Перми являются основные непроизводственные фонды.

Непроизводственные основные фонды не принимают непосредственное участие в производстве материальных благ, функционируют в качестве предметов длительного потребления, постепенно утрачивают свою стоимость и их обновление производится за счет средств государственного бюджета и внебюджетных источников. От наличия непроизводственных фондов, их состояния и степени использования во многом зависят объем и качество предоставляемых услуг.

Отражение вновь приобретенных основных средств бюджетных организаций в бухгалтерском учете и отчетности осуществляется по первоначальной стоимости, которая формируется из фактических затрат по их приобретению, сооружению и изготовлению.

Первоначальная стоимость складывается для объектов основных средств:

- изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

- полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а так же неучтенных объектов основных средств - по рыночной стоимости на дату оприходования;

- приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Основные средства бюджетной организации могут отражаться в бухгалтерском учете также и по восстановительной стоимости.

Кроме того, еще одной отличительной особенностью формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за счет средств бюджета, является включение в нее налога на добавленную стоимость на основании документов поставщика (ТТН, счет-фактура).

Основные средства, которые прошли переоценку в установленном действующим законодательством порядке, учитываются по восстановительной стоимости.

Переоценку стоимости имущества должны проводить все учреждения, независимо от видов и периода деятельности. При этом переоценке подлежит стоимость имущества учреждений, используемого как при осуществлении бюджетной, так и приносящей доход деятельности.

Источниками для приобретения основных средств в учреждения, финансируемые из бюджета, служат бюджетные средства, внебюджетное финансирование и безвозмездное получение от других организаций.

В балансе бюджетного учреждения отражаются основные средства, приобретенные за счет средств бюджета соответствующего уровня, а также полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.[1]

Имущественные права в отношении основных средств для бюджетных организаций закреплены нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации, в статьях 294-299. Так в соответствии со ст. 296 ГК РФ имущество закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.[2]

Согласно ст. 43 БК РФ, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в их оперативном управлении, а также материалов, полученных от разборки основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета. Доходы от реализации движимого имущества остаются в распоряжении бюджетного учреждения.[3]

Основные средства, пришедшие в негодность, списываются в установленном порядке.

В процессе анализа основных средств изучают состав, структуру, состояние, уровень обеспеченности и эффективность их использования бюджетными учреждениями.

Важность анализа основных средств обусловлена необходимостью соблюдения режима жесткой экономии бюджетных ресурсов, спецификой деятельности бюджетных учреждений, которая заключается в высокой социальной значимости конечных результатов их работы.

Значение анализа основных средств заключается в том, что с его помощью можно определить пути повышения эффективности использования объектов основных средств.

Проведем анализ структуры основных фондов организации. Для сравнения возьмем отчетные данные за два года, составим для сравнения таблицу 2.

Таблица 2. Состав и структура основных средств МУЗ «Городская больница №21».

 

Виды основных средств На 01.01.07 На 01.01.08 Изменения, (+, -)

 

  сумма (Тыс. руб.) удельный вес, % сумма (Тыс. руб.). удельный вес, % сумма (Тыс. руб.). удельный вес, %  
Здания 8939,8 95,15 8939,8 95,17 0 0,02  
Сооружения 27,1 0,29 27,1 0,29 0 0  
Передаточные устройства - - - - - -  
Машины и оборудование 305,0 3,25 306,4 3,26 1,4 0,01  
Транспортные средства - - - - - -  
Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь 122,6 1,31 120,3 1,28 -2,3 -0,03  
Библиотечный фонд - - - - - -  
Всего 9394,5 100 9393,6 100 -0,9 0  
               

В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются, то есть утрачивают свои первоначальные свойства, физические качества, технико-эксплуатационные возможности, вследствие чего уменьшается их потребительная стоимость.

Износ основных средств учреждений, состоящих на бюджете, отличается от процесса износа основных производственных фондов. Если основные фонды материальной сферы, перенося по частям свою стоимость на готовую продукцию, формируют источник своего возмещения в виде амортизационного фонда, то непроизводственные основные средства бюджетных учреждений возмещаются за счет бюджетных и внебюджетных источников. Обобщающими показателями состояния основных средств являются коэффициенты износа и годности. Для их расчета в качестве источника информации используются накопительная ведомость начисления износа и данные баланса исполнения сметы расходов.

Особое место среди целей и задач в области анализа финансов занимает постоянное увеличение стоимости имущества предприятия, организации, максимизация его стоимости. Но, так как вторая стадия - производственная у МУЗ «Городская больница №21» отсутствует, т.е. организация сама ничего не производит, а только закупает продукты питания для больных, и реализует услуги, то в процессе решения проблем по увеличению оборотных средств предстоит рассмотрение только вопросов приобретения, доставки материальных ценностей.

Вывод: На балансе организации числится основных средств по состоянию на 01.01.2008 г. на сумму 9393600 руб., произошло уменьшение основных средств, за счет списания хозяйственного инвентаря. Основные средства, функционирующие в организациях бюджетной сферы, не участвуют в процессе производства, а обслуживают происходящие в этих организациях процессы по удовлетворению социально-культурных потребностей населения, осуществлению функций государственного управления, т.е. являются непроизводственными основными средствами.

Основные средства организаций, финансируемых из бюджета, представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в течение длительного времени.

Основные средства относятся к капитальным расходам бюджетных организаций и занимают значительное место в доле расходов государственного бюджета.

Поэтому значение экономической категории «основные средства» для бюджетных учреждений достаточно велико, так как они обеспечивают функционирование объектов бюджетной сферы.

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ к основным средствам бюджетных организаций можно отнести материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев, стоимостью на дату приобретения за единицу свыше 1000 рублей. В составе основных средств бюджетных учреждений учитываются: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, драгоценности и ювелирные изделия, прочие основные средства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: