Развитие фонематического восприятия как одна из задач подготовки дошкольников к обучению грамоте

   Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Исследования и опыт работы педагогов показывают, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо — виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев)[4; с.74].

Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием [7; с.91].

Д.Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке. Например, при иероглифическом письме смысловые единицы (слова, понятия) кодируются с помощью особых значков — иероглифов. Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоемкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание.[12; с.115]

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Русское письмо — звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтенияизменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое. Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д.Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи [12; с.130]

Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ исинтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько; метод Д.Б. Эльконина и другие).

При овладении грамотой обучающиеся должны:

1) различать четко все гласные и согласные фонемы;

2) находить гласные фонемы в словах;

3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;

4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными [10; с. 34].

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух — это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина идругие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка — миска) [9; с. 46].

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков вслове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов Д.Б. Эльконин назвал фонематическим восприятием [12; с. 116]. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку иречи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение [16; с. 36].

Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д.Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Содержание современных программ существенно отличается. Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте. Закономерности овладения чтением и письмом позволяют при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделить следующие направления:

—ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

—ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;

—ознакомление со словесным составом предложения, деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

—ознакомление со слоговым строением слова — членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

—ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы.[18; с. 156]

В других документах в обязательное содержание работы по специальной подготовке старших дошкольников к обучению грамоте входит:

• ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

• ознакомление с предложением и его словесным составом;

• деление предложения на слова и составление изслов (2-4) предложений;

• членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

• ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

• знакомство с буквами [3; с. 112].

Главным в этойработе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, или развитие фонематического восприятия, так как процесс письма связан с переводом фонем устной речи на язык графических знаков (кодирование), чтение – обратный процесс (декодирование). Умение выделить звуки слова в их последовательности лежит в основе этого механизма.

В самом раннем детстве у ребенка формируется фонематический слух. Сначала малыш учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки и т.п.) от звуков ращенной к нему речи. Стремясь к удовлетворению своих потребностей, ребенок активно ищет звуковые обозначения предмет и явлений окружающего мира, с жадностью ловит их из речи взрослых. Однако малыш использует те средства языка, которые слышит от взрослых, совсем не так, как они. Звуки детской речи, как показали исследования Е.И. Негневицкой и А.М. Шахнаровича, не всегда укладываются в систему взрослого языка. Они образуют свою собственную, строго упорядоченную систему. В частности, у ребенка другой принцип противопоставления глухих и звонких согласных: в начале слова произносятся только звонкие, а в конце — только глухие. Постепенно эта система корректируется самим ребенком и «доводится» до системы языка взрослого. Можно только поражаться тому, как настойчиво малыш стремится к поиску закономерностей, к системе, к организации звуковой стороны речи по каким-то правилам. При этом ребенку совершенно необязательно уметь произносить те или иные звуки, чтобы совершенствовать их различия.[6; с. 67].

По данным Н.Х. Швачкина, уже к концу 2-го года жизни ребенка хорошо различать слова, т.е. фонетический слух развивается настолько, что дает возможность ребенку стать борцом за языковую норму. Однако А.Н. Гвоздев отмечал, что дети могут заметить недостатки произношения, но не могут назвать, какой же звук произнесен неправильно.

Возможность выделить и назвать отдельный звук возникает только тогда, когда у ребенка развито фонематическое восприятие, которое предполагает:

– разложение слова на составляющие звуковые элементы,

– установление их последовательности (ток, кто, кот – разные слова, в которых звуковые элементы и их количество равны).

Фонематический слух, какподчеркивал Д.Б. Эльконин, – это умение различать звуковую форму отдельного слова, а фонематическое восприятие – это специальное умственное действие, направленное на выделение звуков в слове и установление их последовательности. Хорошо развитый фонематический слух является основой фонематического восприятия, но не приводит к нему автоматически.

Особенности фонематического восприятия и трудности его развития у дошкольников выделены в исследованиях отечественных психологов и педагогов, и в первую очередь в работах Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой.

Во-первых, фонематическое восприятие развивается только в ходе специального обучения (фонематический слух в процессе повседневного общения).

Во-вторых, фонематическое восприятие – это сложное умственное действие и формируется поэтапно. Исходя из теории П.Ф. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, фонематическое восприятие проходит следующие этапы: уяснение задания, материализация, освоение умственных действий в плане громкой речи, интериоризация, автоматизация.

Третья особенность фонематического восприятия проявляется также в тех трудностях, которые приходится детям преодолевать. Одна из трудностей связана с тем, что при звуковом анализе следует выделить звук (фонему) как единицу. Фонемы – единицы языка, которые редко произносятся отдельно, поэтому они изолированно труднее артикулируются, чем слоги – артикуляционные единицы. Из-за этого очень часто дети смешивают эти единицы. Вместо звука ребенок может назвать слог. Значительную трудность представляет выделение гласных в открытых слогах (в слияниях).

Специфической особенностью является то, что для того, чтобы ребенок «услышал» звук в слове требуется особый прием «акцентированного произнесения звука».

Наконец, дети затрудняются анализировать собственную речь, им легче анализировать речь, произносимую другими. Поэтому в ходе развития фонематического восприятия авторы рекомендуют сочетать анализ собственной речи с анализом чужой речи.

Таким образом, развитие фонематического восприятия у старших дошкольников является одной из задач подготовки их к усвоению грамоты (чтения и письма), поскольку фонематическое восприятие является психологическим механизмом осуществления кодировки устной речи на язык графических знаков, и перевод графического изображения фонем в устную речь. Основой для становления фонематического восприятия является фонематический слух. Фонематическое восприятие является сложным умственным действием дошкольника, которое формируется в условиях специального обучения с учетом этапов формирования умственных действий, выделенных П.Ф. Гальпериным, и с учетом его особенностей развития у детей.

 

1.2.Технологии развития фонематического восприятия в теории и практике дошкольного образования.

 

Одним из новых для педагогики является понятие технология, часто встречающееся в педагогической (научной, учебной) литературе. Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.

Определение технологии может быть сформулировано приблизительно следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить «продукцию» с заданными параметрами. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. [14; с.81]

В отечественной методике развития речи технологии работы по формированию фонематического восприятия детей были представлены в трудах многих педагогов.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей Феликс Алексеевич Сохин ставит следующие задачи в работе над звуковой культурой речи:

1. Воспитывать речевой слух детей (слуховое внимание, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм). На данном этапе огромная роль отводится работе воспитателя в игровой деятельности с детьми.

2. Развивать артикуляционный аппарат посредствам артикуляционной гимнастики (позволяющей развивать подвижность языка, достаточный уровень подвижности губ и т.д.)

3. Развивать речевое дыхание (используя специальные игровые упражнения вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох. Например, игровые упражнения «Свечка», «Кораблики»)

4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. На данном этапе задачей воспитателя является: развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту.

5. Воспитывать интонационную выразительность.

6. Формировать нормальный темп речи; правильное произношение всех звуков;

Последовательная отработка звуков по мнению Ф.А. Сохина [18; с.62] дает возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи.

Сохин предлагает четыре вида работы позволяющих отрабатывать все звуки родного языка (данные виды работы могут осуществляться как на занятиях, так и вне их).

1–й вид работыуточнение движений органов артикуляционного аппарата. На данном этапе воспитатель дает игровые упражнения для развития или уточнения движений, выработки определенных положений способствующих правильной артикуляции звуков. (игровые упражнения «На прогулку», «Летят снежинки»)

2–й вид работыуточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха. Воспитатель дает игры или игровые упражнения для уточнения произнесения изолированного звука или высказывания его подражанию. Используются игры для выделения данного звука из группы звуков. Этот вид работы способствует воспитанию речевого слуха, умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания (артикуляционная гимнастика «Насос»).

3-й вид работы – воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха. На данном этапе воспитатель дает различный игровой материал (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов. (игровое упражнение «Знаешь ли ты?», «Что есть в магазине?», «Кто живет в зоопарке?»)

4–й этап работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Педагог на этом этапе дает специальный речевой материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки [18; с.80].

В старшем дошкольном возрасте Ф.А.Сохин рекомендует знакомить детей со звучащим словом, с тем, что слова состоят из звуков, что звуки произносятся друг за другом, последовательно, что их бывает много или мало. Демонстрируя детям динамику слова, последовательность звуков в нем, Ф.А.Сохин предлагает использовать звуковую линейку, по которой дети смогут определять место звука в слове, вспомнить слова, в которых имеется определенный звук, добавить последний звук в слове, не до конца произнесенном воспитателем.[17; с.176]

Таким образом, предложенные Ф.А.Сохиным этапы работы над звуковой культурой речи, фонематическим восприятием дают возможность детям последовательно усвоить и закрепить определенные положения и движения органов артикуляционного аппарата, способствует лучшему формированию правильного произношения звука, облегчают переход к настоящему анализу.

В исследованиях Галины Анатольевны Тумаковой рассматриваются содержание, методы и приемы работы воспитателя по развитию у дошкольников 3-7 лет фонематического слуха, формированию умения ориентироваться в звуковой стороне слова.

В методическом пособии Г.А. Тумаковой широко представлены дидактические игры и упражнения для детей разных возрастных групп, описаны методы и приемы работы педагога при ознакомлении детей со звуковой стороной слова. Предлагаемые методические рекомендации важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников, помогают овладеть им богатством родного языка. Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, постижение которого духовно обогащает человека.

Первое, на что обращает внимание автор – это развитие фонематического слуха детей с помощью интонационной выразительности их речи. Воспитатель закрепляет правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка: «Что бы это значило? Как ты это понимаешь? Как по-другому можно сказать об этом? Какое слово из названных самое подходящее? Почему? Чьи слова мы запишем в наш альбом и поместим в книжный утолок? Почему ты использовал именно эти слова?».

Когда дети овладеют термином «слово», воспитатель переходит к играм и игровым упражнениям на их звучание. Это задания на вслушивание в звучание слов, которым даются«звуковые характеристики (шуршащие, звонкие, громкие, тихие и т.п.), припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию (мак — рак),подбор рифмы и др.

Дошкольник рассматривает предметы, действует с ними, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать, передавать словесно все увиденное и пережитое. Общение со взрослыми организует его самостоятельную деятельность и чувственный опыт.

В процессе ознакомления с окружающим детям сообщаются наименования предметов. Они узнают, что каждый предмет обозначается названием (словом). Новые названия вводятся в систему уже известных детям понятий. Но самостоятельно переключить внимание с наблюдаемого предмета, его признаков и свойств дошкольники не могут, так как слово выступает перед ними прежде всего со стороны своего значения, смыслового содержания. Особенно трудно дли детей звуковое различение слов на слух. Вслушиваясь в звуки речи, самостоятельно произнося их, ребенок не осознает звуковой состав слов, преднамеренно не задумывается над звуковым строением слова.

Процесс обследования звукового состава слова для дошкольника сложен потому, что одновременно ему нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования и количество. И хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо развита, необходимо формировать у него такие умения и навыки, которые помогут научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность. Задолго до непосредственного обучения грамоте детям в дошкольном учреждении дают первоначальные представления о слове и его структуре (звуковой, слоговой), о звучащем слове как единице языка.

Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Подобные действия со словами очень важны, так как дети в таких случаях манипулируют словом как звуковым комплексом, освобожденным от лексического значения.

В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.

Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Для того чтобы не было задержки в речевом развитии малыша, взрослый должен своевременно приходить ему на помощь и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии», — подчеркивал Д. Б. Эльконин. [12; с.78]

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется сознательное лингвистическое отношение к речи и языковой действительности, что является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, замечать и активно использовать в связной речи оттенки значений слов, их грамматическую форму. Обучение разным сторонам родного языка взаимосвязано: ребенок знакомится не просто со звуками речи, но и с их «работой» в словообразовании, лексике, морфологии. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития: ребенок начинает самостоятельно экспериментировать, играть со словами, звуками. К этому и должно стремиться развивающее обучение.

Г.А. Тумакова рекомендовала следующие произведения: сказку братьев. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит», «Жил на свете человек...» К. Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Барто; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского.

С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».

Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие). В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово:«Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный»и др.

Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

- придумывание предложений с заданным словом;

- придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам;

- придумывание названия к картине;

- придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение, словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

В исследованиях Алексеевой М.М., Яшиной В.И. рассматривается система работы по ознакомлению дошкольников со звуковым строением слова, обучению звукопроизношению.

Авторы методики предлагают на специальных занятиях развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Обучение произношению, по мнению Алексеевой М.М., Яшиной В.И., должно начинаться с гласных (а, у, и, о, э), затем отрабатываются легкие в артикуляционном отношении согласные. В обучении звукопроизношению наиболее эффективны следующие виды занятий: дидактические игры с игрушками на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»; рассказ-драматизация с игрушками; рассказ воспитателя с включением высказываний детей; игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили».

Алексеева М.М., Яшина В.И. наиболее целесообразным считают такое построение занятия по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ образца, во второй части – речевая активность детей, основанная на подражании образцу. Основной прием обучения – вызывание звука на основе подражания.

Цель этих занятий – упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать. На занятиях должны использоваться игровые упражнения для развития речевого дыхания, восприятия, внимания, речевого слуха. Примером может служить игра «Что делает Петрушка?». Петрушка перелистывает за ширмой странички книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чихает или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (развитие слухового внимания). Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назови ее и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.

На последующих этапах работы методика обучения должна усложняться. Кроме подражания необходима дополнительная установка на звук, привлекающая внимание к артикуляции. С этой целью наряду с показом образца вводятся небольшие пояснения к артикуляции сначала простых, а затем и более сложных звуков. Например, в игре «Чей домик?» при объяснении ее правил воспитатель говорит: «Корова мычит как? (Му-у-у.) Губы вытянуты вперед трубочкой. Козочки кричат: ме-е-е. Сложите губы так, как будто вы улыбаетесь». Такие объяснения помогают детям осознать, что при произношении разных звуков положение органов артикуляции меняется, и подготавливают к восприятию объяснения артикуляции трудных звуков в дальнейшем.

В первую группу входят упражнения, подготавливающие детей к занятиям (на развитие слухового внимания, речевого дыхания, артикуляционного аппарата). Ко второй группе относятся упражнения, закрепляющие программный материал занятий (различные дидактические игры на звукоподражание и игры с речевым материалом).

На пятом году жизни авторы методики предлагают обучение осуществлять на занятиях и вне их. Специальные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий должно определятся уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения – звукоподражательные, интонационные и др. – могут входить в другие занятия по развитию речи.

Работа над трудными для произношения звуками – свистящими и шипящими должен сопровождаться показом артикуляции объяснением ее. Но этот прием не всегда доступен детям без соответствующей подготовительной работы.

Структура занятия на пятом году жизни также меняется. В нем авторы условно выделяют три части. В первой части перед детьми ставится учебная задача, даются показ и объяснение артикуляции звука. Затем дети упражняются в произнесении изолированного звука. Повторные упражнения на этот звук возможны и в форме звукоподражаний (шум ветра, жужжание жука и др.). Подобные занятия проводятся как для постановки, так и для закрепления звуков. Со временем дети уже сами бывают способны сказать, в каком положении должны быть губы, зубы, язык. Иногда достаточно ограничиться напоминанием («Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно сказать звук ж»). На занятиях по закреплению звуков проводятся упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия: подобрать слова с нужным звуком, подобрать слова так, чтобы этот звук находился в разных позициях: в начале, середине, конце слова; четко назвать предложенные игрушки и отобрать те, в названиях которых есть искомый звук. Такие упражнения проводят на материале изучаемых звуков.

Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимости от задач и условий общения.

На шестом и седьмом году жизни работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится, как и на предыдущих возрастных этапах, в форме фронтального и индивидуального обучения.

В структуре занятия М.М. Алексеева, В.И. Яшина выделяют четыре части. В первой части занятия даются показ и объяснение артикуляции звука либо сравнение двух артикуляционных укладов (при дифференциации звуков); проводятся упражнения на произношение этих звуков.

Во второй части занятия звук включают в слова или фразы. Упражнения проводят с целью закрепления и дифференциации звуков. Третья часть занятия включает в себя упражнения на произношение звуков в связной речи: чтение и пересказ коротких рассказов; рассказывание по картинке, на предложенную тему. Эти упражнения являются обучающими и контролирующими одновременно. С их помощью можно проверить, насколько устойчиво произношение детей. Занятие заканчивается (четвертая часть) хоровым произнесением чистоговорок, скороговорок, потешек с целью упражнения детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчетливом произношении звуков и слов или в навыке использования вопросительной и повествовательной интонаций.

Большое место в методике Алексеевой М.М., Яшиной В.И., отводится ознакомлению детей со звуковым строением слова. Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе.

Этот этап рассматривается как пропедевтический (подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим. Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук.

Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к').

Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные пособия моделирующие последовательное появление (и исчезновение) звуков при произнесении слова.

В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).

На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков (используется звуковая линейка). После того как дети хорошо познакомятся со схемой, воспитатель переходит к формированию действия звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению всегда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее словах.

Следующий этап работыобучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог (методика раскрыта в предыдущем параграфе). В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета.

В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов.

Таким образом, методика Алексеевой М.М., Яшиной В.И. наиболее полно раскрывает все этапы работы над ознакомлением детей со звуковым строением слова, обучению звукопроизношению на занятиях, формированию звуковой выразительности речи.[2; с.320]

В исследованиях Александра Ивановича Максакова [3; с. 22],системе работы по воспитанию звуковой культуры речи, фонетического восприятия также отводится большое место. Он предлагает начинать данный вид деятельности уже в младшем дошкольном возрасте 1-2 раза в месяц (на специальных занятиях). 2-3 раза в месяц планировать упражнения на фонематическое восприятие, слуховое внимание.

Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость, скорость речи, пользоваться интонационными средствами выразительности), А.И. Максаков предлагает, прежде всего, научить их слышать и слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие.

Чтобы научить этому ребенка, ему предлагаются задания, которые дают ему возможность услышать различия в громкости, скорости произнесения одних и тех же слов или звукосочетаний. Большая часть заданий, по мнению А.И. Маскакова, должна быть посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.

В своем пособии А.И. Максаков, в качестве подготовительных упражнений предлагает задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Подобные задания подготавливают детей к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности.

Важным, А.И. Максаков считает также развитие темпа речи и речевого дыхания. Это достигается путем личного примера воспитателя.

Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивании детьми потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.

Самым благоприятным условием для развития звуковой культуры, по мнению А.И. Максакова, является спокойная обстановка в детском саду, не допускающая резкого шума, громкого разговора, крика, которые не только возбуждают и утомляют детей, но и заставляют их напрягать свой голос, снижают остроту слуха. Поэтому педагоги должны не только предоставлять детям образец совершенной речи, но и проявлять заботу о физическом состоянии самого ребенка, об охране органов чувств и нервной системы [3; с.24].

Программа по обучению грамоте Венгера Л.А., Запорожца А.В. в средней группе предполагает переориентировку детей со смысловой стороны речи на звуковую, когда речь становится предметом специального изучения.

Детей предлагают знакомить:  

- со звучащим словом;

- многообразием слов;

- с тем, что слова звучат по-разному и сходно;

- сравнение слов по громкости, звонкости;

- с протяженностью слов (длинные и короткие слова);

- со звуком, разнообразием звуков окружающего мира;

- способами интонационного выделения звука в слове (подчеркнутое произнесение звука на фоне слитного проговаривания всего слова);

- выделять и определять 1-й звук в слове;

- различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Решение вышеперечисленных задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов на следующей ступени обучения.

В работе с детьми 5-го года жизни собственно моделирование еще не вводится, но подготовка к нему имеет место. Она основана на естественном моделировании.

Курс обучения рассчитан на 16 занятий. Эти занятия могут быть распределены (в зависимости от того, как у детей данной группы развиты речевые умения) следующим образом: 1) включаются в контекст занятий по развитию речи (длительность — 5-7 мин) и проводятся 1 раз в две недели; 2) проводятся как самостоятельные занятия (длительность — 15-20 мин) 1 раз в две недели; 3) проводятся как самостоятельные еженедельные занятия (длительность — 15-20 мин), начиная со второй половины учебного года.

В старшей группе программа по обучению грамоте предполагает широкую ориентировку ребенка в звуковой стороне нашей речи и строится на своеобразном введении его в эту действительность. Это своеобразие заключается в переключении внимания ребенка со смысловой стороны речи на звуковую; дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов различной конструкции с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей звуков.

С первых шагов обучения; дети знакомятся со звучащим словом, они узнают, что слова звучат по-разному и похоже; знакомятся с протяженностью слова (длинные и короткие слова); овладевают способом интонационного выделения звука в слове (т.е. подчеркнутое произнесение звука на фоне слитного проговаривания всего слова «ррак, макарроны, Кот, мышКа»); учатся называть слова с заданным звуком, выделять его изолированно и определять 1-й звук в слове.

Дети знакомятся с основной словообразующей единицей — слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить двух- и трехсложные слова на слоги.

Ориентировка в многообразии слов родного языка связана с усвоением смыслоразличительной функции звука (дом — дым, врачи — грачи, дуб — зуб, лев — лес, мышка — мишка и др.).

Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т.е. последовательным вычленением всех звуков в слове по порядку (что в дальнейшем предупреждает пропуск букв при письме). Звуковой анализ предполагает и различение звуков по их качественным характеристикам: гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые и мягкие). Особое место в процессе обучения звуковому анализу занимает задача определения словесного ударения, это в дальнейшем способствует более быстрому переходу от слогового чтения к слитному.

В результате обучения грамоте дети могут проанализировать слово практически любой сложности, состоящее из 3-5 и более звуков.

Первоначальный этап обучения грамоте, словесные игры и упражнения не связаны непосредственно с моделированием этого процесса, хотя сам способ интонационного выделения звука в слове можно условно принимать за естественное моделирование.

Собственно моделирование (т.е. материализация звуков фишками и схемой звукового состава слова) начинается с момента разбора трехзвуковых слов. При этом детям даются фишки одного нейтрального (серого) цвета без различения звуков на гласные и согласные. В этом случае модель проста. Следующий этап — введение гласных звуков. Модель меняется — гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне прежних серых. Дальнейшее усложнение модели связано с введением согласных звуков и их дифференциацией на твердые и мягкие согласные, которые в модели обозначаются соответственно синими и зелеными фишками. В это же время модель усложняется за счет введения слов различной звуковой конструкции и за счет анализа четырех-пятизвуковых слов (луна, лиса, сани, паук, аист, слон, мышка, речка, вишня, слива и т.д.).

В контексте работы по звуковому анализу усложнение модели идет за счет включения в работу над словом знака ударения (дополнительная черная фишка над ударным гласным).

Умение работать с моделями звукового состава слов требует от ребенка не только установления последовательности звуков в слове, но и определения их качественной характеристики (т. е. различения звуков на гласные, ударные и безударные, и на согласные, твердые и мягкие).

Программа реализуется в доступной и интересной для детей форме: в дидактических играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях с использованием наглядного материала, игрушек. Курс обучения состоит из 34 занятий, которые проводятся один раз в неделю, длительностью 30—35 минут. [4; с. 120]

Таким образом, анализ состояния практики еще раз убедил нас в актуальности разработки технологии развития фонематического восприятия у старших дошкольников. Для наиболее эффективного освоения звуковой стороной слова дошкольниками, представляется необходимым обобщение и систематизация методов используемых разными авторами.

 

1.3.Игровые приёмы и методы развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» [3; с. 6].

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально – действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности [5; с. 117].

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры и др. Г.А. Урунтаева [17; с.78] предлагает следующую классификацию обучающих игр:

- сюжетно-отобразительная игра;

- сюжетно-ролевая игра;

- строительные игры;

- игры-драматизации;

- игры с правилами;

- подвижные игры;

- дидактическая игра.

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться: а) от начала к концу; б) от первой игры к последующим играм той же группы детей; в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей [6; с. 38].

Средствами игры являются:

- знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

- способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

- те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

В настоящее время в дошкольном возрасте широко применяются игровые технологии, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.). [12; с. 34]

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов работы и проводится в игровой форме, начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

С помощью игр можно обучать детей в игровой форме. В развитии речи, прежде всего, используются игры со звукоподражанием. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала, где одновременно с закреплением трудных звуков преодолевается возрастная смягченность речи. Поэтому сначала звуки предлагаются в изолированном виде («у-у-у» — гудит поезд; «и-и-и» — кричит жеребенок) или в простых сочетаниях с твердыми согласными («тик-так» — тикают часы; «тук-тук» — стучит молоток; «га-га» — кричит гусь). Показывая образец произношения, воспитатель делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласный звук. В дальнейшем в содержание игры включаются более трудные звуки: шипящие («ш», «ж», «ч», «ш»), а также «л и «р».

Воспитанию фонематического восприятия также способствуют дидактические игры, которые используются во всех возрастных группах как на занятиях, так и вне занятий. С их помощью решаются задачи звуковой культуры речи. Например, для того чтобы учить детей различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, кто позвал?»: малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети — по тому, как их позвали (тихо, громко медленно, быстро, ласково и т.д.). Для формирования фонетического слуха можно использовать следующие игры: «Выдели слово» (Детям предлагают хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.) «Какой звук есть во всех словах?» (Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.) «Подумай, не торопись» (Детям предлагаются несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей,грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Назови предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т.д.)

Для закрепления произношения звуков в средней группе можно предложить игру «Телефон»: дети садятся на стулья в ряд, воспитатель тихо говорит первому сидящему слова, в которых есть нужный звук, и тот передает их соседу и т.д.; тот, кто исказит слово, садится в конец ряда.

В детских садах широко используются подвижные и хороводные игры («У медведя во бору», «Шутки-минутки» и др.). Они не только дают детям возможность подвигаться, но и упражняют их в произношении отрабатываемых на занятиях звуков.

Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшей группе – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, ее цель – научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, а также правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.

Значение термина «слово» раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, дидактических играх. В процессе различных словесных игр дети узнают, что слов много, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, слова могут быть длинные и короткие, учатся сравнивать слова по протяженности. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха.

На подготовительном этапе у детей формируют умения интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Задача педагога на этом этапе - научить ребенка новой артикуляции, которая выполняет функцию обследования звукового состава слова и которая поможет детям преодолеть естественное послоговое произнесение слова. Фрагменты занятий, посвященных формированию интонационного выделения звуков проводятся в виде дидактических игр и упражнений, в процессе которых дети не только упражняются в выделении определенного звука в слове, и усваивают обобщенный способ выделения любых звуков словах. Словесный материал для занятий должен подбираться таким образом, чтобы выделение согласных звуков различной артикуляционной характеристики (легко тянутся или нельзя произнести протяжно) чередовалось.

В процессе словесных игр (например, «Знаешь ли ты?», «Что есть в магазине?», «Почтальон») дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, в середине или в конце). Полученные умения подводят детей к овладению звуковым анализом слов. (Практически обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.)

Но дети не смогут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, поэтому необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели. Представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок - слово, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, в которых изображены кружочки – звуки. В процессе звукового анализа ребенок будет заполнять последовательно клеточки на карточке фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема (под рисунком) дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет функцию контроля. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность.

Таким образом, при обучении звуковому анализу слова педагог дает детям средства для его проведения и учит ими пользоваться: картина-схема звукового состава слова, карточки, фишки, интонационное выделение звуков в слове, «чтение» слова по звуковой схеме в соответствии с движением указки. Проведение звукового анализа слова на начальном этане осуществляется следующим образом:

• педагог предлагает детям рассмотреть картинку-схему, которую демонстрирует детям на доске; просит назвать слово, которое будут анализировать;

• дети «измеряют» слово, делают предположение, сколько звуков в нем;

• педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука, ведя указкой по схеме и задерживая указку в первой клеточке;

• дети вслед за педагогом произносят слово так же;

• затем воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово мак, то [м]);

• дети произносят звук вслед за воспитателем и кладут фишку в первую клеточку;

• дети произносят второй звук изолированно и выкладывают фишку во вторую клеточку;

• так же выделяется третий звук;

• когда будут выделены все звуки в слове, воспитательпредлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме.

В дальнейшем дети сами проводят звуковой анализ с помощью воспитателя. Для этого к доске может быть вызван один ребенок, который найдет все звуки слова, а можно вызывать для анализа каждого звука по ребенку.

Сначала дети овладевают навыками звукового анализа трехзвуковых слов, потом – четырехзвуковых слов. Самое пристальное внимание педагогу необходимо сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

После того как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что этим звукам ничто «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах. Спустя некоторое время на последующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Сравнение звуков по их произнесению, которое нужно проводить в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

Далее дети узнают, что у согласных звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев». Педагог учит различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, при этом в начале работы термины «твердый» и «мягкий» согласный звук не вводятся. В основу методики обучения положен принцип сопоставленияоппозиционных по твердости-мягкости пар: берутся для сравнения два слова (кот и кит),проводится их звуковой анализ, дети пытаются найти одинаковые звуки в этих словах. Педагог просит определить па слух как звучит звук [к] в слове кот, а как в слове кит.

Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками продолжается в процессе игр, в ходе которых дети попеременно произносят парные твердые и мягкие звуки. Например, все становятся в круг. Вообразить, что круг - это мяч, его надувают насосом. Дети имитируют работу насоса, произнося: с-с-с-с.Затем маленьким насосом надувается маленький мяч. При этом дети произносят: сь-сь-сь-сь. Эти умения закрепляются в различных упражнениях с использованием игровых ситуаций. Например, игра«Назови братца». [12; с.134]

На занятиях по обучению грамоте в старшей группе дошкольников знакомят с предложением. Дети учатся составлять предложения из 2-3слов, делить предложения на слова, называя их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении. Работа с предложением идет на протяжении всего года как часть занятия по подготовке к обучению грамоте.

В старшей группе учат делить слова на части (слоги) с использованием различных приемов: «прошагать» слово, прохлопать слоги ладошками, медленно произносить, поднеся руку к подбородку и т.д. Протяжное произнесение гласных звуков слове приводит к послоговому проговариванию его, что является естественным для нашей речи.

В процессе формирования звуковой стороны речи воспитатели используют разнообразные средства: игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, стихи, считалки. (Например: загадки на дифференциацию звуков: «с» - «ш»

Лежит - молчит, подойдешь - заворчит. (Собака)

Я бел как снег, В чести у всех, И нравлюсь вам, Да во вред зубам. (Сахар)

Чистоговорки, загадки, стихи: «с» – «ш»

Шла Саша по шоссе, несла сушки на шесте.

Шишки спали на сосне, Сушки снились им во сне.

Саша сварит Даше горшок сладкой каши.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости. (А. Барто)

При умелом и правильном подборе они способствуют усвоению всех разделов звуковой культуры речи.

Средства, методы и приемы, о которых говорилось выше, могут использоваться на всех занятиях по воспитанию звуковой культуры речи в самых разных сочетаниях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: