Концессия как форма привлечения крупного иностранного капитала имеет преимущество перед другими формами мобилизации капитала, которое обусловлено внешнеполитическим положением России и заключается в предоставлении иностранному промышленнику более определенных гарантий прибыли в форме прописанных в договоре условий эксплуатации конкретного промышленного предприятия. Россия, таким образом, может получить из-за границы денежный и промышленный капитал, а также предпринимательский опыт иностранных специалистов.
По концессионному договору одна сторона (концедент) предоставляет другой стороне (концессионеру) на срочной и возмездной основе за счет и на риск концессионера при условии осуществления концессионером предусмотренных концессионным договором инвестиций:
· право пользования либо исключительное право пользования государственным или муниципальным имуществом, право на создание (строительство) концессионного объекта либо право на создание (строительство) такого объекта с правом пользования этим объектом. При этом под концессионным объектом понимается имущество, подлежащее передаче в соответствии с концессионным договором в состав государственной или муниципальной собственности после завершения создания (строительства) этого имущества или после истечения указанного в концессионном договоре периода, в течение которого концессионеру принадлежит право пользования этим имуществом.
|
|
· право осуществления в пределах определенной концессионным договором территории отдельных видов деятельности, исключительное право на осуществление которых принадлежит государству.
Концессионный договор применяется при:
· пользовании природными ресурсами на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
· строительстве и/или эксплуатации объектов производственной и социальной инфраструктуры (в частности, железных и автомобильных дорог и дорожного хозяйства, трубопроводов, гидротехнических систем, морских, речных и аэропортов, линий связи, объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, объектов туризма, гостиничного хозяйства, культуры, науки, здравоохранения, образования);
· строительстве и/или эксплуатации объектов муниципального и коммунального хозяйства (водо-, электро-, тепло- и газоснабжения, городских инженерных сетей, общественного транспорта, коммунальных общественных центров, зданий и сооружений, благоустройства территорий, утилизации мусора, ритуальных услуг, содержания, эксплуатации и ремонта зданий и сооружений муниципального жилого фонда);
|
|
· управлении государственными и муниципальными предприятиями;
· осуществлении отдельных видов деятельности, исключительное право на которые принадлежит государству.
Благодаря государственно-частному партнерству органы власти могут освободиться от забот по управлению процессом производства, (а в случае концессии и от забот по вложению инвестиций в соответствующие виды имущества) и сосредоточиться на регулировании отрасли (в том числе тарифном) и контроле за качеством предоставляемых услуг, в то время как частный оператор, для которого данная деятельность является профессиональной, будет искать пути ее оптимизации для обеспечения требуемого качества обслуживания потребителей. Это может дать ощутимую выгоду местному сообществу в виде повышения качества предоставляемых услуг, а также принести политические дивиденды местным властям.
При использовании концессионной формы сотрудничества сокращается время сооружения объектов и освоения месторождений полезных ископаемых.
При концессионной форме сотрудничества основная часть валютных поступлений за пользование концессиями может быть получена в более короткие сроки, чем при использовании других форм международного сотрудничества.
Однако с созданием государственно-частных партнерств могут быть сопряжены не только выгоды, но и определенные риски и угрозы.
Одним из недостатков концессии является то, что ограничиваются права правительства принимающей страны по участию управлении и не допускается его вмешательство в деятельность фирмы. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в качестве партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров.
Слабый контроль регулирующих органов может приводить, а зачастую уже и приводит к изъятию монопольной ренты ориентированными прежде всего на получение прибыли частными компаниями-операторами. Для более эффективного контроля необходимо обеспечить должную прозрачность финансовой деятельности частных компаний и построить систему мониторинга за исполнением ими условий заключенных договоров, включая контроль реализации согласованной производственной и (в случае концессии) утвержденной инвестиционной программ.
Заключение
Инвестиционная деятельность национальных либо иностранных инвесторов в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, а также деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, в РФ могут осуществляться на основе концессионного договора инвесторов с Правительством РФ.
Концессия - это договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях земли, природных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. Концессии являются средством мобилизации валютных средств при минимальных затратах собственных капитальных вложений.
В России имеется огромный потенциал для развертывания инвестиционной деятельности на основе концессий. Однако сегодня этот потенциал не только не используется, но и для многих концессионные договоры непонятны и чужеродны. В то время европейские страны успешно пользуются этим инструментом.
Безусловно, не стоит рассматривать концессию в качестве идеального инструмента для решения всех проблем, имеющихся на сегодняшний день в России, в первую очередь в коммунальной сфере. Однако в ряде случаев именно концессия может стать самым эффективным, а порой и единственным способом привлечь частные инвестиции в те сферы хозяйства, которые государство не может или по каким-то причинам не хочет приватизировать.
|
|
Широкое внедрение концессии возможно только в случае реализации четкой тарифной политики, позволяющей окупать вложенные инвестиции в течение рассчитанного периода времени.
Практическое задание
Расчет привлекательности привлечения иностранного капитала в форме создания совместных предприятий.
Решение задачи основано на методике многомерного сравнительного анализа и основных подходах используемых рейтинговым агентством «Эксперт-РА»
Исходные данные для решения задачи представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Исходные данные для расчета
Первая буква фамилии Х – Я | Последняя цифра зачетной книжки 6 – 0 | |||
Показатель | Регион «А» | Регион «В» | Регион «С» | |
Количество ПИИ, единиц | 13 | 15 | 13 | |
Индекс изменения количества ПИИ | 0,83 | 0,91 | 0,8 | |
Численность работающих на ПИИ, человек | 600 | 750 | 700 | |
Индекс изменения численности | 0,75 | 0,83 | 0,85 | |
Объем производимой продукции (работ, услуг) на ПИИ, тыс. руб. | 321 | 460 | 219 | |
Индекс изменения произведенной продукции (работ, услуг) | 1,2 | 1,3 | 1,31 | |
Объем реализации продукции (работ, услуг) ПИИ на внутреннем рынке, тыс. руб. | 123,7 | 135 | 172 | |
Индекс изменения реализации продукции (работ, услуг) ПИИ на внутреннем рынке | 1,02 | 1,05 | 1,09 | |
Внешнеторговый оборот ПИИ, тыс. руб. | 6,75 | 8,9 | 8,3 | |
Индекс изменения внешнеторгового оборота | 0,9 | 0,95 | 1,11 |
На основе методики агентства «Эксперт-РА» в качестве составляющее привлекательности инвестиционных ресурсов в форме создания предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) введены две самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал региона и региональный коэффициент риска.
Исходя из того, что региональный коэффициент риска есть отношение средневзвешенного индекса риска страны в целом к доле риска для конкретного региона, используют формулу:
,
где – доля риска -ого региона.
Инвестиционный потенциал региона определяют по формуле
,
|
|
где – привлекательность ПИИ в -ом регионе; – общий потенциал ПИИ в -ом регионе.
Для определения потенциалов текущих показателей используют формулу
где – текущий показатель деятельности ПИИ в -ом регионе; – индекс, учитывающий текущее состояние, динамику и характеристики показателей ПИИ в -ом регионе.
Расчет потенциалов текущих показателей по регионам проведем в таблице 2.
Потенциал количества ПИИ
- Регион «А» – = 13 * 0,83 = 10,79
- Регион «В» – = 15 * 0,91 = 13,65
- Регион «С» – = 13 * 0,8 = 10,4
Потенциал численности работающих на ПИИ
- Регион «А» – = 600 * 0,75 = 450
- Регион «В» – = 750 * 0,83 = 622,5
- Регион «С» – = 700 * 0,85 = 595
Потенциал производства продукции ПИИ
- Регион «А» – = 321 * 1,2 = 385,2
- Регион «В» – = 460 * 1,3 = 598
- Регион «С» – = 219 * 1,31 = 286,89
Формируем матрицу исходных данных в таблице 3.
Таблица 2 – Результаты расчета потенциалов текущих показателей по регионам
Входные данные | |||
Показатель | Регион «А» | Регион «В» | Регион «С» |
Количество ПИИ, единиц | 13 | 15 | 13 |
Индекс изменения количества ПИИ | 0,83 | 0,91 | 0,8 |
Численность работающих на ПИИ, чел. | 600 | 750 | 700 |
Индекс изменения численности | 0,75 | 0,83 | 0,85 |
Объем производимой продукции (работ, услуг) на ПИИ, тыс. руб. | 321 | 460 | 219 |
Индекс изменения произведенной продукции (работ, услуг) | 1,2 | 1,3 | 1,31 |
Объем реализации продукции (работ, услуг) ПИИ на внутреннем рынке, тыс. руб. | 123,7 | 135 | 172 |
Индекс изменения реализации продукции (работ, услуг) ПИИ на внутреннем рынке | 1,02 | 1,05 | 1,09 |
Внешнеторговый оборот ПИИ, тыс. руб. | 6,75 | 8,9 | 8,3 |
Индекс изменения внешнеторгового оборота | 0,9 | 0,95 | 1,11 |
Выходные данные | |||
Показатель | Регион «А» | Регион «В» | Регион «С» |
Потенциал количества ПИИ, единиц – | 10,79 | 13,65 | 10,4 |
Потенциал численности работающих на ПИИ, человек – | 450 | 622,5 | 595 |
Потенциал производства продукции ПИИ, тыс. руб. – | 385,2 | 598 | 286,89 |
Потенциал реализации продукции ПИИ на внутреннем рынке, тыс. руб. – | 126,174 | 141,75 | 187,48 |
Потенциал внешнеторгового оборота ПИИ, тыс. руб. – | 6,075 | 8,455 | 9,213 |
Таблица 3 – Матрица исходных данных потенциалов текущих показателей
Регионы | Потенциал количества ПИИ | Потенциал численности работающих на ПИИ | Потенциал производства продукции ПИИ | Потенциал реализации продукции ПИИ на внутреннем рынке | Потенциал внешнеторгового оборота ПИИ |
Регион «А» | 0,7905 | 0,7229 | 0,6441 | 0,6730 | 0,6594 |
Регион «В» | 1 | 1 | 1 | 0,7561 | 0,9177 |
Регион «С» | 0,7619 | 0,9558 | 0,4797 | 1 | 1 |
Согласно таблице исходных данных по каждой графе определяем максимальный показатель, который принимаем за единицу. Затем все элементы данной графы делим на данный пок азатель. В результате получаем матрицу стандартизированных коэффициентов (таблица 4.).
Таблица 4 – Матрица стандартизированных коэффициентов данных потенциалов текущих показателей
Регионы | Потенциал количества ПИИ | Потенциал численности работающих на ПИИ | Потенциал производства продукции ПИИ | Потенциал реализации продукции ПИИ на внутреннем рынке | Потенциал внешнеторгового оборота ПИИ |
Регион «А» | 0,8832 | 0,8131 | 1 | 0,8252 | 1 |
Регион «В» | 1 | 1 | 0,9670 | 1 | 0,9971 |
Регион «С» | 0,2426 | 0,2720 | 0,3194 | 0,3990 | 0,5245 |
Все элементы созданной матрицы возводим в квадрат, суммируем и из полученной величины извлекаем квадратный корень. Результаты расчета представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Матрица стандартизированных коэффициентов данных потенциалов текущих показателей
Регионы | Потенциал количества ПИИ | Потенциал численности работающих на ПИИ | Потенциал производства продукции ПИИ | Потенциал реализации продукции ПИИ на внутреннем рынке | Потенциал внешнеторгового оборота ПИИ | Полученные рейтинговые оценки |
Регион «А» | 0,6249 | 0,5226 | 0,4149 | 0,4529 | 0,4348 | 1,5653 |
Регион «В» | 1 | 1 | 1 | 0,5717 | 0,8422 | 2,1009 |
Регион «С» | 0,5805 | 0,9136 | 0,2302 | 1 | 1 | 1,9298 |
Полученные рейтинговые оценки ранжируем и определяем место каждого региона по полученным показателям. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Рейтинговая оценка регионов
Регионы | Рейтинговая оценка | Место |
Регион «А» | 1,5653 | 3 |
Регион «В» | 2,1009 | 1 |
Регион «С» | 1,9298 | 2 |
Согласно проведенным расчетам наиболее привлекательным для иностранного капитала является регион «В». Регион «С» уступает ему незначительно. А вот регион «А» в данном случае непривлекателен для иностранных инвестиций.
Для изменения ситуации в регионе «А» следует расширить объемы производства и численность работающих, а также наращивать внешнеторговый и внутренний обороты.