К среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с которой организация имеет конкретное и непосредственное взаимодействие. В центре внимания находятся потребители, конкуренты, поставщики.
Таблица 1
Факторы | Проявление | Влияние на предприятие | Возможная реакция со стороны предприятия |
1.Развитие Российской экономики | В период спада наблюдается снижение пр-ва продукции | В период спада увеличиваются издержки, в период роста издержки снижаются | |
2.Усиление конкуренции на рынке | Рост предприятий с аналогичной продукцией | Может привести к вынужденному снижению цен | Разработка новых маркетинговых стратегий |
3.Выход на международный ранок | Увеличение поставок продукции зарубеж | Увеличение прибыли | Расширение круга потребителей |
4.Развитие производства | Модернизация производства | Выпуск новых товаров | Закупка оборудования |
5.Нововведение в области товаров | Разработка и выпуск новых видов продукции | Увеличивает круг потребителей | |
6.Нововведение в области технологии | Способствует применению новой технологии и сырья | Положительное влияние на предприятие | Повышение уровня квалификации специалистов |
7.Состояние природных ресурсов | Невоспроизводимый и ограниченный в природе ресурс | Непостоянная сырьевая база | Поиск новых источников, переработка бракованных изделий |
8.Тенденция уровня образования | Повышение уровня профессиональной подготовки | Увеличение выработки | Увеличение рабочих мест |
9. Установление высоких налогов | Уменьшение платежеспособности предприятия. | Отток средств | Поиск путей минимизации налогов |
10.Увеличение количества полновозрастных работников | Возраст работников (физическое старение), изменение численности мужского населения работоспособного возраста | Снижение выработки | Привлечение молодых специалистов |
11.Поставщики строительных материалов | Стабильные поставки | Стабильный заработок | Непрерывность работы |
12.Проявление нормативных актов | Защита свободной конкуренции | Увеличить конкурентоспособность продукции |
Динамика объема производства строительных материалов свидетельствует об отсутствии тенденции стабильного роста, что обусловлено следующими причинами:
|
|
· Нестабильностью потребительского спроса;
· Простоями основных цехов по причине неисправности изношенного оборудования;
· Отсутствием четкой маркетинговой политики, что часто приводит к невостребованности продукции предприятия на рынке.
· В настоящее время из-за колебаний спроса на продукцию по-прежнему остается нерешенной проблема затоваренности складов. Это связано
|
|
также с отсутствием анализа и прогнозирования рынка сбыта и недостаточно эффективной работой службы маркетинга.
· На предприятии применяется простая система сбыта, то есть конечная продукция продается непосредственно потребителям без участия сторонних организаций. Специфика производимой продукции находит отражение и в организации торговли – нет каких-либо специализированных торговых помещений. Вся продукция хранится на складах или открытых площадках, откуда непосредственно отгружается конечному потребителю.
· Анализ работы отдела сбыта ОАО "Стройматериалы" позволяет сделать вывод об отсутствии сколько-нибудь продуманной политики в области маркетинга. Сотрудники отдела занимаются в основном оформлением документов по реализации продукции (выписка счетов-фактур) и не уделяют должного внимания поискам новых рынков сбыта производимой продукции. Более того, в последние годы были утрачены связи с такими, казалось бы, постоянными потребителями технического мела, как заводы резино-технических изделий Белоруссии, Молдовы и Прибалтики. Недостаточно производится отгрузка извести сельскохозяйственным предприятиям области.
· Невелики затраты на рекламу продукции, хотя эффективность рекламы, скорее всего, незначительна, поскольку основные потребители продукции АО "Стройматериалы" - крупные строительные организации, являющиеся постоянными клиентами. Прирост же прибыли за счет роста объема закупок частными лицами незначителен.
· Ценовая политика предприятия, ориентированная на рыночные требования, обладает достаточной гибкостью. Так, например, реализация продукции УКСу Белгородской области и фонду ИЖС осуществляется по регулируемым ценам.
Таблица 2
Сильные и слабые стороны предприятия
Аспект среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Производство | 1.Высокая мощность предприятия 2. Реконструкция существующих производственных мощностей | 1. Высокая стоимость нововведений 2. Растущий процент брака продукции |
2. Маркетинг | 1. Рынки других регионов хорошо исследованы 2. Наличие постоянных покупателей | 1. Неэффективная реклама 2. Отсутствие службы маркетинга |
3. Кадры | 1. Высокая квалификация персонала 2. Низкая текучесть кадров | 1. Низкая заработная плата 2. Неучастие персонала в принятии управленческих решений |
4. Организационная | 1. Высокий имидж предприятия 2. Четкое распределение трудовых обязанностей 3. Сплоченность коллектива | 1. Нет чёткого стратегического направления развития 2. Отсутствие некоторых функциональных отделов в структуре организации |
5. Финансы | 1. Увеличение оборотных средств 2. Положительная кредитно-финансовая история | 1. Нет инвестиционных вливаний 2. Существуют кредиторские задолженности 3. Существует дебиторская задолженность |
Таблица 3