Воспитание ценностного отношения к Родине: цель, задачи, принципы

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

Спекулятивные воззрения на почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма. Все они рассматривается как преднамеренные извращения истиного смысла и значения патриотической идеи.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» [1, с.224]

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [1, с.224]

Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности. [1, с.224]

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.

Я.Л. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия" [19, с.207]

В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия "патриотизм" и "советский патриотизм", его характеристики, пути и средства формирования и др,), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.).

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная" [19, с.201]

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.Л. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству" [19, с. 102]. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина [19, с. 104].

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия "патриотизм", "патриот" приобретают негативный оттенок. В.В. Путин в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" [17, с.6]

Однако процессы частичной утраты патриотизма происходят и в российском обществе, особенно среди молодежи, по таким причинам, как:

- «…большая часть, которой не имеет возможность, не может или не хочет трудиться, особенно заниматься производственным трудом»

- резкое снижение экономического статуса молодежи, значительная часть которой находятся на грани бедности и нищеты в силу падения жизненного уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т.д.

- ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в обществе, что привело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального потенциала и к падению роли молодежи как социального ресурса в целом;

- усиление духовного кризиса молодежи, девальвация ее важнейших социально-экономических ценностей, преобладание негативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и нередко противоправным путем.

Но, как пишет А.В. Усова, "если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи". Тем более что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, "последним гибнет даже в злодее".

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

- во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;

- во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;

- в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;

- в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;

- в-пятых, истинный патриотизм - в его духовности.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

В связи с этим мнением стиль учителя при организации воспитательно-образовательного процесса правомерно учитывать замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:

обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;

обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;

интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;

опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;

координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия "патриотизм", а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.

Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.

 1.3. Становление и развитие идеи воспитания ценностного отношения к Родине в истории философской и педагогической мысли

Вопрос воспитания бережного отношения и уважения к своему Отечеству издавна волновал людей. У наших предков было развитое чувство патриотизма, которое крепло в борьбе с суровой природой, в тяжелом и упорном труде. Воспитание у древних славян отличалось признаками патриархальности, то есть почитанием богов, предков и старших членов общины, в особенности ее главы - отца. Это служило источником воспитания любви к Родине, желания защищать ее и гордиться ею. Для русского самосознания еще со времен средневековья был характерен религиозный (православный) мессианизм, который был определен географическим положением и исторической судьбой России. Образ русского патриота во многом воплощался в былинном богатыре. Истоки национальной религиозной идеи, взятой в широком культурно-историческом смысле, восходят к «Слову о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (первая половина 11 века), в котором славится Русская земля, принявшая благодать Нового Завета. Проявление патриотических настроений отмечается в летописях, в «Слове о полку Игореве», в исторических песнях, в «Поучении Владимира Мономаха» и других древнерусских литературных источниках.

Русский патриотизм отличался от других своей беспредельной и безусловной верностью государству, что порой приводило к подмене интересов Отечества интересами престола. []

Обращение к Западу в начале 18 века сыграло отрицательную роль в формировании концепции национального воспитания, однако русская интеллигенция и в своих книгах, и в практической деятельности пыталась восстановить приоритет русского в народном образовании. М.В. Ломоносов, осуждая засилье учителей-иностранцев, подчеркнул фундаментальную роль родного языка в развитии национального образования.[]

Высокие требования к патриоту предъявлял А.Н. Радищев: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же».[] С патриотизмом А.Н. Радищева перекликается патриотизм декабристов.

Историк и писатель Н.М. Карамзин считал любовь к Отечеству неотъемлемой  частью жизненных воззрений человека и совершил первую в русской истории попытку детально изучить патриотическое чувство, разобраться в его составляющих. Данное понятие он рассматривает с трех сторон: «Любовь к Отечеству может быть физическая, моральная и политическая. Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов: есть дело природы - и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями...». [] Другими словами «физическая» сторона любви к Родине, по Н.М. Карамзину, выражает свойственную русскому патриотизму безусловность, любовь к Родине независимо от внешних обстоятельств. Моральную сторону любви к Родине Н.М. Карамзин трактует следующим образом: «...любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались или живем, есть вторая, или моральная любовь к Отечеству» [] Таким образом, «моральная» сторона скорее обращена к факторам формирования образа Родины. И, наконец, третья сторона, политическая, понимается Н.М. Карамзиным так: «Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его... любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма». [] В этом положении Н.М. Карамзин выдвигает один из мотивов положительного отношения к своей Родине - личная заинтересованность и гордость, а личностный мотив, безусловно, всегда сильнее остальных.

В первой четверти 19 века - времени завершения процесса формирования русской нации - формируется народный патриотизм, который занял центральное место в идеологии декабристов. Пробуждению русского самосознания способствовал П.Я. Чаадаев[], который подверг серьезной критике состояние России.

И снова смирение перед самодержавием стало в определенной степени обратной стороной великой национальной гордости. По понятным историческим причинам чувство это должно было сосредотачиваться на царе как на воплощенном символе национального единства. Идея того, что любовь к Родине - эта черта, присущая настоящему гражданину, получила свое теоретическое обоснование в принципе «общего блага» как цели, условия объединения людей в общество.

Философ и педагог 19 века И.М. Ястребцов выделял обязанности каждого человека, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе. Причем пользу Отечеству И.М. Ястребцов ставил выше пользы собственной. Определяя понятие «Отечество», ученый подчеркивал, что «оно не есть земля, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, государственном телоустройстве, законах, искусстве, языке, науках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями».[]

Связь патриотического воспитания с нравственным и умственным впервые прозвучала у А.Ф. Афтонасьева, который считал, что «Воспитание умственное только тогда достигает своей цели: а) когда оно согласуется с духом Отечества, или духом национальности; б) когда своего родного не унижают для древнего и заморского»[]

Началом нового этапа в развитии идеи русского патриотизма стала полемика славянофилов и западников, инициатором которой стал русский критик и публицист В.Г. Белинский. Он выступал за воспитание людей, готовящее к борьбе за общественное благо и переустройство общества, формирование человека, у которого личное является отражением общественного. Этот путь к общечеловеческому В.Г. Белинский видит в развитии чувства народности. Важно отметить, что В.Г. Белинский подчеркивал роль институтов образования в воспитании патриотического чувства: «На родителях, на одних лежит священная обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений — сделать их учеными гражданами, членами государства на всех его ступенях» []

Идеолог славянофильства А.С. Хомяков считал, что у России свой путь, так как русская культура развивается на основе православия. Исходя из этого, он предложил особую систему организации школы России. Апологет патриархальных устоев А.С. Хомяков очень большое значение придавал семейному воспитанию.

Во второй четверти 19 века народ стал главным предметом философско-исторических, социально-политических и культурно-исторических суждений. Русский народ был признан молодым, то есть способным возглавлять технический прогресс. Основанием этого мнения было «запаздывание» в развитии России, ее способность усваивать опыт других стран. Мысль о единстве судьбы русского народа с судьбами человечества и его предназначенности для решения общечеловеческих задач воплотилась в характерной для национального самосознания формуле «всечеловечности» русского характера, рожденной в эти годы. Утверждение ценности общечеловеческого единства, без которой нет национальной специфики, стало одним из основных приобретений русской философской мысли 40-х годов 19 века.

Усиление акцента на «деятельном» характере любви к Родине в концепции Н.А. Добролюбова связано с историческими условиями: «Любовь к Родине проявляется не в словах, а в самоотверженном служении обществу, в деятельности, направленной на улучшение положения народа, на ликвидацию самодурно-крепостнических отношений» []

Впервые в русской педагогике именно у Н.А. Добролюбова мы видим попытку выделения «стадий развития» патриотического чувства, и, следовательно, и путей его формирования: первая ступень - неосознанный патриотизм, характеризующийся «полной и безграничной преданностью всему своему все равно будет ли это хорошее или дурное».[] На следующей ступени ребенок начинает различать эти две стороны, и в то же время происходит переход как бы на новый уровень от семейного круга, круга своего села к «увлечению» народом и государством. Наконец, на третьей ступени человек обращается к изучению других народностей и «постигает отвлеченную идею человечества...».[] Поэтому настоящий патриот «готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен», так как подлинный патриотизм есть частное проявление «любви к человечеству»[].

Идея народности развивалась также в работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, но именно у К.Д. Ушинского она впервые получила научную педагогическую разработку. Вызванная развитием национального самосознания русского народа эта идея стала центром его педагогической системы. К.Д. Ушинский считал, что идеал человека у каждого народа соответствует национальному характеру, он уверен, что народность является единственным источником жизни народа в истории и, следовательно, прирожденной наклонностью, на которую может рассчитывать воспитание: «Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, укоренной одним страхом наказаний».[]

К.Д. Ушинский подчеркивает особую роль семьи в национальном воспитании, так как уже даже на генетическом уровне — «организм родителей со всеми его характеристическими прирожденными особенностями и со всеми изменениями, внесенными в него духовной жизнью человека, в разнообразнейших комбинациях передается детям и составляет для них весь объем прирожденных наклонностей». К.Д. Ушинский большое значение придает родному языку, так как в нем одухотворен народ и Родина.

Но идея народности воспитания не всегда воспринималась однозначно. В полемику с К.Д. Ушинским вступил СИ. Гессен. Он видит противоречие между идеей народности и практической деятельностью К.Д. Ушинского: «обоснование Ушинским своего взгляда при помощи понятия народного духа, как некоей готовой и законченной в себе субстанции, мало соответствовало его собственным практическим устремлениями», так как «идти в народ для того, чтобы поднять его до уровня образованного слоя общества, являющегося в настоящее время единственным носителем и владельцем богатств национальной культуры, - эта чисто народническая мысль определяла собой практические идеи педагогической деятельности К.Д. Ушинского».[] В основу пути сохранения нации СИ. Гессен кладет принцип культуросообразности: «...задача национального образования, то есть создания и упрочения нации, сводится, очевидно, к приобщению всех слоев народа к культуре и, в частности, к образованности как высшему ее проявлению. Вовлечение всего народа в образовательный процесс - вот единственное средство уничтожить чисто пассивное отношение высших слоев народа к нации...»[]. СИ. Гессен высказывает идею сохранения прошлого путем творческого его преобразования. Кроме того, воспринимая родной язык как сильный фактор, создающий нацию, СИ. Гессен считает, что язык изменяется, вбирает новое по мере роста нации. СИ. Гессен делает попытку увязать национальное образование и мировое, общественное: «Говорить о национальном образовании в сущности так же неправильно, как говорить об образовании».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: