Основные ценностные ориентации молодежи

Те или иные формы социальности формируемые или складывающиеся в обществе и предъявляемые им, выживают и процветают или умирают (иногда формально или номинально считаясь существующими) в зависимости от разных факторов: от готовности общества принять те или иные нормы, от готовности самих этих норм стать организующим социальным фактором и т.п. Красиво провозглашенная идея социального равенства и общественной собственности не имела иных шансов на выживание в нашей стране, иначе как в форме равенства в нищете и полурабовладельческой собственности, ввиду объективного уровня развития общественного организма, и в первую очередь, уровня развитости его материального производства. По той же категории причин формально существовали, а не деле превращались в фикцию, многие хорошие начинания, не встретив подготовленной социальной почвы. А таковой в большом числе случаев является наличие социальной базы, людей, готовых "проживать" или осуществлять ту или иную социальную реальность. И здесь значимым и немаловажным фактором является, как уже отмечалось, система социальных ориентиров или ценностей. Большинство из них задается и транслируется объективными общественными процессами - уровнем и характером развития производства, историческими и эстетическими корнями, традициями и особенностями. А часть формируется воспроизводством и развитием общественного сознания, которое хоть и следует в главном и основном за развитием бытия, но в конкретное историческое время может существовать достаточно автономно, влиять и формировать объективные общественные процессы, придавать им направленность, динамику, конкретизировать их в те или иные формы. Поэтому знание о доминирующих в обществе ценностных ориентирах - это не только необходимое условие формирования социальной политики, это также необходимое условие успешности социального управления, решения социальных проблем как с ориентацией на достижение общественного интереса, так и на удовлетворение индувидуально-группового. Это гарантия от многих ошибок, просчет возможностей социального отклика на те или иные инициативы, ожиданий возможного результата, состоятельности того или иного выбора (например, при формировании инвестиционной политики и т.п.)

Одним словом, знание о социально-ценностных установках населения - это барометр состояния общества. И здесь наше исследование получило как банальные и ожидаемые так и такие результаты, которые необходимо иметь в виду при формировании государственной политики (в том числе и в работе с молодежью). Уже сегодня с определенностью можно констатировать, что молодежь начинает ориентироваться в жизни общества исходя из некоторой другой шкалы ценностей, которая в принципе является для возникающих рыночных отношений более логичной и напоминающей западные образцы (хотя, и не все здесь просто, о чем речь - ниже), так в указанных ценностях молодежи (опрос-521 человек, октябрь 2002 г.)

ТАБЛИЦА № 5

Место Наименование ценности Количество ответов
1 материальная обеспеченность 47-6 %
2 семейное счастье 43-2 %
3 общение с духовно близкими людьми 37,8 %
4 интересная работа 37,6 %

Что сегодня представляет для вас наибольшую ценность?

ТАБЛИЦА №6

 

Свердловская область, апрель 1998 г.

г.Екатернбург,2002 г. %

ценность %опрошен. Ранг %опрошен. Ранг
интересная работа 28,0 5 37,6 4
нравственное духовное самосовершенствование. 22,3 6 14,4 6 -7
семейное счастье 38,9 1 43,2 2
любовь 31,4 3 27,8 5
секс 13,2 8 8,3 10
друзья, общение с духовно близкими людьми 30,4 4 37,8 3
материальная обеспеченность 32,4 2 47,6 1
творческая, профессио-нальная самостоятельность 7,1 10 14,4 6 -7
возможность для политической и общественной деятельности 1,0 13 0,8 13
общественныйуспех, признание окружающих 6,4 11 11,3 9
личная безопасность 8,8 9 11,7 8
социальная справедливость 13,5 7 4,4 11
спокойствие, возможность ни во что не вмешиваться 4,4 12 1,7 12

Таким образом, исследования показывают, что в молодежной среде усиливается прагматическая ориентация, в ряду ее жизненных ценностей наиболее значимыми становятся стремление к материальному достатку, высокому заработку, к хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. Это можно было бы принять как неизбежность и не видеть в этом большого криминала, если бы при этом одновременно не наблюдались падение престижа образования, эрудиции, культуры, девальвация духовных ценностей, низвержение идеалов.

Прагматизм и прагматики хороши тогда, когда существующий социальный механизм позволяет, руководствуясь его нормами, занимать достойное место в обществе, сообразно личному вкладу каждого. В нашей же ситуации скорее нужны реалисты и романтики. Первые - как способные трезво оценить ситуацию и предложить конкретные выходы из сегодняшних трудностей, а вторые, верящие в возможность возрождения нашего общества и превращения его в цивилизованное,- как призванные связать проекты программы первых с долгосрочными перспективами развития именно нашего общества. Но воплощением цивилизованности будут не преуспевающие бизнесмены, чьи образы навязываются сегодня средствами массовой информации, а по крайней мере люди, глубоко озабоченные состоянием среды обитания человека и выстраивающие свою деятельность в соответствии с социальными, нравственными и экологическими ценностями.

Второй яркой чертой ценностной ориентации молодежи сегодня является инидивидуализм. Индивидуализм всегда возрастает в условиях потери доверия и разочарования в социальных средствах. Когда общество становится неспособным своими социальными рычагами защитить индивидуума или социальную группу, тогда действующий субъект переходит к самозащите, и этот переход выражается в смене социально-ценных ориентиров инидвидуально-ценными. Как правило, появление тенденции смещения ценностной в сторону индивидуально-обеспечивающих является сигналом ослабления и беспомощности, несрабатывания социальных механизмов, следствием чего является падение их ценностного значения.

Так, дальнейший перечень ценностей оттеняет индивидуалистическую направленность, как тенденцию в образе жизни молодежи: на пятом месте 27,8% - любовь, и на 6 - 22,1% возможность иметь доступ к престижным и не всем открытым удовольствиям - поездки за границу и т.д.

Индивидуализм, как образ жизни, как некоторый образец для подражания, предъявляет ряд требований и к отдельному молодому человеку, и ко всей когорте, т.е. к будущему своего поколения. Это демонстрируют и другие цифры. Например, отмечая черты, присущие сегодняшней молодежи, каждый второй респондент отметил "стремление жить сегодняшним днем, не думая о завтра", а в качестве доминирующей черты 39% отметили индивидуализм.

В динамике сравнения ценностей (хотя исследование проводилось в апреле 1991 г. и по области, но Екатеринбург включался в выборку, и потому можно сопоставлять данные), картина особенно ярко демонстрирует сдвиг ценностей в сторону индивидуализма, достаточно посмотреть на снижение отношения к социальной справедливости как в относительных величинах, так и в ранжированном порядке.

Переходя к более детализированному анализу, отметим еще раз, что подавляющим ценностным фактором на 1 взгляд оказывается материальное благополучие (47,6%). Но выяснилось, что построить социальную политику на этом факторе, как основном приоритете, можно потерпеть фиаско (обоснование - ниже). Значит - необходим более детализированный взгляд на систему ценностей и здесь есть над чем поработать.

Так выявилось, что материальное благополучие - ценность №1 не у всей, а лишь у учащейся молодежи. Отметим как примечательный факт, что у работающей молодежи он занял в системе ценностей лишь IY место, пропустив вперед интересную работу, семейное счастье и общение с друзьями. Это показывает, что материальное благополучие при нормальном ценностном раскладе - фактор следственный, а не целевой. Снимок с общества, где оно подминает под себя все остальные ценности, свидетельствует о глубоких проблемах этого общества. Ибо хлеб, как суперценность есть показатель очень голодного человека, у человека сытого, позволяющего себе планируемый рацион хлеба, в меню может не оказаться вообще.

Здесь мы выскажем предположение, исходящее из достаточно интуитивного понимания ситуации. (Здесь отсутствует возможность определить значениеперечисленных ценностей как цели и средства, в пилотажном исследовании не может быть учтено все, и это - вопрос более детальной проработки. Но косвенные аргументы продемонстрируют ниже, что зачастую сдвиг имеется в сторону цели. Материальное благополучие становится самоценностным (самоцелью), и когда оно достигнуто, с ним не знают, что дальше делать.)

Учащаяся молодежь - наименее ориентированная часть населения в плане осознания иерархии ценностей. Она легко поддается идеологической обработке. И выдвижение материального обеспечения в качестве целевого ориентира (что вполне возможно, хотя еще и не является доказательным фактом) могло бы означать следующее. Сейчас, на повороте истории, когда рушится прежняя социальность с ее значимыми факторами, большая часть населения оказывается сильно дезориентированной в том, на какие опорные ценности она должна опираться, идет смена приоритетов, и на изломе она может принять фактически любую навязанную модель. И принимает она (а косвенно это проявляется в декларируемых ценностных установках) ту систему ориентиров, которую продвигают наиболее широко и интенсивно средства массовой информации и расхожая общественная психология, то, что проще и быстрее можно воспринять без особых усилий, что доступно лежит на поверхности.

Наш социально-ценностный менталитет очищен от прежних "догм" и готов принять любые другие. Ситуация - крайне благоприятная и крайне неблагоприятная, в зависимости от того, чем будет заполнен вакуум. Но, к сожалению, мы вынуждены сейчас констатировать негативную тенденцию этого процесса. Ибо государство и общество фактически устранило "идеологию" и устранилось само от рационального взращивания другой. Но свято место пусто не бывает, и пустота тут же заполняется наиболее расхожим материалом. А таковым оказывается (опять таки ввиду отсутствия целенаправленной политики социализации в работе с механизмами формирования общественного сознания) суррогатные ценности из подвалов и подворотень "Бронксов", "Шанхаев" и прочих потоком хлынувшие на теле и киноэкраны страны, на страницы полупорнаграфических изданий, брошюр, газет, журналов, ставших наиболее расхожей продукцией, бестселлерами в витринах и афишах, встречающихся на каждом шагу. Культ богатства и насилия, красивой (и незаработанной) жизни, прорастает на почве люмпенизированного сознания духовного пролетария, и в первую очередь всходит буйными всходами в молодых душах, раскрытых на восприятие (позиция ученичества) и лишенных мудрых запретов и ограничений. Идет мощнейший процесс духовного разложения нации, и первые жертвы - это наше юное поколение.

Лозунг деидеологизации социальной жизни лишь тогда чего-нибудь стоит, когда речь идет о замене одной устаревшей идеологии другой, более адекватной новым задачам социального развития на новом витке. Устранение идеологии вообще на деле означает отказ общества от собственного воспроизводства в его социальном, т.е. человеческом аспекте. Это негласное уничтожение социального менталитета, за которым уже не остается общества, за ним - захлестывание стадного полусознания - полуинстинкта. Свидетельство тому - 13-ое место в 15 факторной шкале и 0,8% признания ценности "возможности для политической и общественной деятельности". Это не просто безразличие или непонимание, это социальный развал. Добавим сюда, что за полтора года наша реальность, в том числе и средства массовой коммуникации и информации, преуспели в пропаганде нормы жизни, в которой социальная справедливость является производной от индивида, его личных качеств, а не является задачей государства. В этом же контексте понятна еще одна сравнительная цифра: рост рейтинга популярности творческой профессиональной самостоятельности - он поднялся с Х места в апреле 1998 г. на YI место в октябре 2002 г. Это и есть качественные изменения в системе ценностей.

Вывод - экстренный и неотложный: в пожарном, экстремальном порядке уже вчера, а не сегодня и не завтра нужна целенаправленная социальная программа формирования целевого, ценностного, эстетического пространства возрождения и формирования социально-значимых ориентиров функционирования и развития общества. Социальная наука во всех ее структурных подразденлениях, и главные социальные субъекты формирования его - образование и пресса обязаны быть приведены в состояние готовности и разворачивания широкомасштабной работы. Надежды еще есть, об этом свидетельствуют данные исследования:

ТАБЛИЦА №7

ценность   количество ответов
интересная работа 37,6%
нравственное и духовное самосовершенствование 14,4%
профессиональное творчество 14,4%
социальная справедливость 4,4%

еще хотя бы на декларативном уровне сохраняющие место в шкале ценностей. Если не наполнить их сейчас реальным новым содержанием, а для этого нужна специальная и напряженная работа, они уйдут в небытие даже в виде лозунгов, формальных ценностей.

Заметим: пик популярности ценности материальной обеспеченности - это возраст 18-20 лет, с 21 года и старше она либо вообще отступает на план, либо не выступает самоценностью и делит свои Ш-IV места наряду с другими факторами, такими, как семейное счастье, интересная работа, общение с друзьями, профессиональное творчество. А это уже показывает, что ситуация меняется в принципе: материальное благополучие из самоценности превращается в средство для утверждения и выживания других. Поднять престиж интересной работы и творческой профессиональной самостоятельности, создать возможности (сейчас - тенденция умирания) для реального нравственного и духовного роста, воспитать потребность социальной справедливости, возродить ценность участия в общественно-политической жизни, при этом укрепив достоинство семейного счастья, любви, дружбы - вот основные направления новой идеологической работы как формы воспроизводства общества и воспитания новых поколений. Вспомним, что образец гражданина и человека является объектом целенаправленной работы во всяком цивилизованном обществе, включая и все современные развитые страны. Это гомеостатический ракурс общества, а не благое пожелание.

Если говорить о возможных формах работы в этом направлении (разработка форм - особая задача), можно для примера указать такой. Скажем, для поднятия престижа интересной работы, можно воспользоваться опять-таки данными этого исследования. Интересная работа в качестве ценности имеет гораздо более широкое распространение среди работающих, а не учащихся. Сравним:

ТАБЛИЦА №8

группа молодежи количество ответов
работающие 19,3%
школьники 15,4%
учащиеся ССУЗов 12,9%
студенты ВУЗов 11,7%

и добавим еще, что интересная работа в перечне ценностей у работающих занимает I место.

Здесь сразу напрашивается целый ряд выводов, рекомендаций, констатаций. Во-первых, престиж интересной работы формируется в процессе включения человека в интересную работу. Еже раз подтверждена старая, как мир, мудрость многих предшествующих поколений: приобщение подрастающего поколения к труду есть не голо прагматическая процедура увеличения семейного бюджета, а есть проверенная веками форма социализации подрастающего поколения, форма его воспитания и приобщения к истинным ценностям. Уберегая и выключая молодых людей из процесса труда из благих пожеланий, наше общество демонстрирует свою неразумность и движение вспять объективным, проверенным и подтвержденным историей процессам формирования социального. Надо шире ставить работу по приобщению детей к посильному, настоящему, развивающему труду (правда, здесь нужна продуманная и правильная политика).

Во-вторых, процесс "отключения" молодежи от истинных ценностей, в частности, через сферу труда, начинается, по-видимому, где-то с 14 лет (8 класс школы). И самую неблагоприятную картину здесь мы наблюдаем в вузовской среде. Это сигнал о неблагополучной обстановке в стенах высших учебных заведениях. Этот вопрос требует серьезного внимания и активной работы по изменению ситуации в формировании высшего профессионального эшелона страны. Лозунги, пожелания и призывы реальной ситуации здесь не сделают.

Достаточно взглянуть на распределение ценностных ориентаций вузовского студенчества:

ТАБЛИЦА №9

ценность место %ответивших
интересная работа 5 11,7
нравственное и духовное совершенствование 7 5,8
творческая профессиональная самостоятельность 9 3,4
социальная справедливость 11 2,5
возможность общественнополитической деятельности - 0

Комментарии, как говорится, излишни. Можно еще привести возможные формы работы с молодежью по воспитанию и приобщению ее к истинным ценностям. Возьмем из исследования еще один ценностный фактор - "спокойствие, возможность ни во что не вмешиваться", и отметим немаловажную деталь. У наиболее обеспеченных материально людей этот фактор как ценность вообще не признан! Они отрицательно относятся к политике невмешательства. Вот информация к размышлению молодежи, стремящейся к материальной обеспеченности.

Невмешательство - удел людей среднего достатка и наоборот, средний достаток - удел позиции невмешательства! Надо использовать этот объективно-научный эмпирический выявленный факт в воспитательно-формирующих целях. Вот что нужно в приемлемых формах обыгрывать в прессе, стоящей на социально-ориентированной платформе "коллективного организатора и воспитателя". Вот пути совмещения интереса индивидуального и интереса общественного.

Что волнует сегодня общественные слои и группы? Решение каких вопросов получат у них одобрение и поддержку? Чего больше всего они ждут? На чем политика сможет поиметь свои дивиденды. Первая тройка наиболее значимых проблем выглядит та к:

1 - рост цен, инфляция - 66,8%

2 - рост преступности - 52,8%

3 - экологическая проблема - 52,0%.

Отметим в этом ряду, что проблема № 1 - это, как было выяснено, на сегодняшний день не проблема. Пугает не сам реальный процесс с его проявлениями, а его возможные и малоизвестные последствия.

То, что в ценниках появилось два лишних нуля, мало отразилось на уровне жизни за исключением небольших и определенных групп молодежи. Так что цифра 66,8% - это скорее дань нагнетания атмосферы общественного смятения, вольно или невольно порождаемому открытыми дискуссиями специалистов, аргументирующих и обосновывающих возможные прогнозы, и в гораздо большей степени дань митинговому запалу противостоящих политических сил. Что же касается второго фактора, то, пожалуй, это проблема прочувствованная и в житейских буднях, когда уже не только вечерами небезопасно на улицах города и даже в общественных людных местах - в транспорте, кинотеатрах и дворцах культуры (последнее напрашивается в данной связи быть заключенным в кавычки), и через сообщения поступающие со слухами и в материалах средств массовой информации. Проблема № 1 относится к объективным процессам, которые складываются, протекают и регулируются не на местном уровне. Без социальной государственной политики в этом вопросе, задаваемой сверху, через государственно-правительственные решения, на местном уровне можно разве что пытаться эти проблемы как-то смягчать, если это вообще сколько-нибудь целесообразно и посильно. Проблемы же № 2 и № 3 - это факторы, имеющие не только свою местную специфику, но и возможность регулирования на местном уровне. Однако, проблемы эти достаточно сложные, не говоря уже о том, что и очень затратные - в финансовом, кадровом, интеллектуальном и прочих отношениях. Но решение их - это разумная воля государства, реализующего общественный интерес имеющимися только у него средствами политико-правового режима. Давно пора, не дожидаясь указов сверху или со стороны, изыскивать финансы и интеллектуальные кадры для разработки программы экологизации региона и достижения правовой стабильности. Здесь за эту работу необходимо браться не только непосредственным структурам и учреждениям, чьи служебным и профессиональным назначением является решение этих проблем, но и гораздо более широкая общественная система, в том числе структуры здравоохранения, социальной защиты населения, образования, науки и культуры - один в контрольно-востребующем, другие - в мобилизационно-обеспечивающем порядке. К этим проблемам имеет отношение в частности и проблема №6 "возрастание угрозы здоровью, неразвитость и бедность медицины". Известно, что медицина преимущественно и спасает положение, создаваемое тремя этими факторами, она идет за ними в арьергарде, образно говоря "подбирая раненых, оставленных на полях этих сражений". И здесь следует отметить, что безусловно, ситуация в здравоохранении у нас катастрофическая. Но без решения указанных проблем, она рискует превратиться в бездонную бочку, которая поглотит безрезультатно любые вложения. Проблемы медицины в большей степени носят следственный характер, а потому решить их без решения проблем причинного свойства принципиально невозможно.

Обратим внимание еще на 3 фактора, тесно между собой взаимосвязанных, но имеющих глубокую детерминацию и связь с главными вышеуказанными проблемами. Этот фактор № 5 "падение уровня культуры, науки и образования", № 9 "падение нравственности" и несколько на первый взгляд отстоящая от них проблема № 8 "обострение межнациональных отношений"

ТАБЛИЦА №10

проблемы ранг %ответивших
падение уровня культуры, науки и образования Y 39,9
возрастание угрозы здоровью, неразвитость и бедность медицины YI 35,1
обострение межнациональных отношений YIII 32,6
падение нравственности IX 27,8

Отметим, что падение культуры и образования сопряжено с падением нравственности из которого вытекает рост преступности, и обострение межрегиональных отношений (как одна из связей, но не единственная). Опять же падение науки и образования, наряду с падением нравственности (которая в числе прочих норм содержит и общественный и профессиональный долг) порождает, в числе прочих факторов и неразвитость медицины (интеллектуальную, профессиональную, кадровую). Перечень проблемных факторов условно можно разделить на проблемы индивидуальные (или семейные) и проблемы общественные. К первым можно отнести все вопросы, связанные с обеспечением выживания (цены, продовольствие, промтовары, жилье), т.е. где превалирует индивидуальный интерес, а по вторым - где превалирует интерес общественный (образование и культура, медицина - обеспечивающая общественный гомеостаз, преступность, экология, межнациональные отношения, нравственность). И можно по результатам опроса констатировать угрожающую картину. Все социально-значимые проблемы (экология, образование, культура, межнациональные отношения, нравственность) волнует в первую очередь... школьников! Школьники, а не более социально-адаптированные или ориентированные группы населения оказались наиболее чуткими к проблемам сохранения социализации. С одной стороны, можно отметить, что школа все же на сегодня лучше других форм включения в деятельность "держит фронт" социальных факторов. С другой стороны, следует понимать, что не поддержанная за пределами школы система формирования социальных ориентиров, неизбежно сдает свои позиции факторам индивидуализации. В озабоченности падением уровня культуры, науки и образования и нравственности группа школьников собрала в 1,5-2 раза больше единомышленников, чем студенты и учащиеся техникумов, разделила первенство с учащимися ССУЗов по встревоженности проблемой роста преступности, оказалась наименее упадшей духом по поводу нехватки продовольствия, дефицита промышленных товаров и жилья. И лишь проблемы медицины (возраст!) не удостоены ею должным вниманием (7 место).

Следовательно, те же усилия, которые принимает школа по воспитанию у молодежи ценности социальных факторов, необходимо развивать и поддерживать за пределами школы. Это - проблемы других учебных и деятельных структур, воспитательной работы ССУЗов, ВУЗов и т.п.

В наиболее индивидуалистических ориентированной позиции находится работающая молодежь. Потому общественно-государственные инициативы по укреплению и развитию социальности будут восприняты ею с меньшим ожиданием, чем меры, направленные на решение вопросов и усиление индивидуализированных показателей жизни людей.

Кроме того, социальной базой поддержки и приветствия социально-ориентированных мероприятий будет среда холостяков, среди которых озабоченность всеми этими проблемами распространена в 1,5-2 раза шире, чем в среде людей, имеющих семьи. Семья сейчас больше рассчитывает на себя и надеется выжить в одиночку. В этом опять-таки наблюдается объективный уровень такого развития общества, когда общественные механизмы обеспечения выживания недостаточны и не пользуются доверием, как - то имеет место в обществе с развитыми социальными механизмами и структурой. Неспособность или ограниченность социальных связей решать проблемы людей подрывает воспитываемые школой их ценность и доверие к ним, трансформируют отношение к ним людей и в принципе могут просто уничтожить их в сознании людей как ценности. Человек теряет к ним интерес и лишь начинает заботиться об индивидуальной защите от их возможного негативного влияния. Это схема начала распада социальности. У нас свидетельства о наличии пространств такого социального некроза имеются и в данном, и в других социологических исследованиях. Социальная позиция женщин несколько превалирует над социальной позицией мужчин (культура, образование, медицина, нравственность).

При выстраивании системы социализации молодежи необходимо учитывать социально-психологические и деятельностно-групповые особенности этого контингента. Школа и образовательные учреждения, безусловно, занимают здесь ведущие позиции и по сей день. И этот факт объективен, как бы не пытался сейчас преподавательский корпус снять с себя в истинном смысле слова педагогические функции. Имеющая сейчас широкое распространение тенденция перехода от педагогической к преподавательской позиции учителей - это тревожный симптом, требующий активного вмешательства в этот негативный, с точки зрения общественного интереса, процесс. Ситуация здесь еще "не ушла", школа, по крайней мере, еще на сегодня не сдала всех позиций, и об этом свидетельствуют данные исследований по многим вопросам. Но изменение настроений в учительской среде, уже имеющий место, требует усиления соответствующей воспитательной и разъяснительной работы. Ибо при дальнейшем развитии наметившихся тенденций, уже в скором будущем можно прогнозировать не просто выпадение школы из социализирующих подрастающее поколение социальных институтов (что объективно невозможно, ввиду того, что школа является основным местом деятельности и функционирования молодежи достаточно большого возрастного интервала), а вырождение школы в фактор негативного влияния на процесс приобщения человека к обществу. (Даже сейчас уже на поверхности обнаруживаются следствия новой мировоззренческой профессиональной ситуации в учительской среде - падение авторитета школы и учителя, о чем см. ниже). В средних и высших учебных заведениях обстановка значительно хуже, и это особый разговор в заинтересованных инстанциях. Положение с нашим профессиональным образованием сейчас уже можно охарактеризовать как критическое, и меры здесь уже требуются государственного масштаба. Сейчас задача N 1 хотя бы не потерять теперь уже и школу. Причем, представляется, что работа здесь еще возможна и эффективна на местном уровне. ВУЗы и ССУЗы, по-видимому, это уже "пациенты" инстанций более высокого уровня, хотя и местный потенциал здесь можно было бы задействовать, но это пройдет, скорее всего, не раньше, чем войдет в силу муниципализация и регионализация высшего и среднего специального образования. Сейчас можно надеяться только на личностный потенциал и государственную позицию руководителей этих учреждений, но объективные результаты пока сводят к минимуму эти надежды. Есть еще по меньшей мере 4 фактора, играющих значительную (или определяющую) роль во вхождении человека в общество и придающих те или иные черты как самой форме, так и качественной определенности результата этого процесса. Это - семья, молодежные групповые и межличностные коммуникации и труд.

Молодежь от 14 до 16 объединяют прежде всего занятия спортом (28,1%) и музыка (8,9%). Все остальные организации сегодня или попросту не существуют, или не являются привлекательными для молодежи. Молодежь это ясно осознает, и в ряду волнующих ее проблем, сразу после отношений с родителями (34,4%), стоит проблема отсутствия в городе возможностей удовлетворять свои потребности в культурном, интеллектуальном, профессиональном росте. Это - практически заявка молодежи, запрос в адрес городской власти - создать такие места (функционально или на постоянной основе), где молодежь могла бы удовлетворять свои культурные потребности, одновременно общаясь со сверстниками, ведь для них быть рядом со сверстниками - 21 % (первое место в ряду причин), которые могут дать совет и поддержать в трудную минуту, т.к. сверстник - это второй человек (36,2%) после матери (44,9%), к кому обращается молодой человек в трудную минуту.

Здесь же уместно рассмотреть и вопрос об основных структурах социализации и их влиянии на человека. Отвечая на вопрос, на кого Вам хочется быть похожим больше всего,- молодые люди ответили следующим образом в порядке убывания:

ТАБЛИЦА №11

вариант ответа % ответивших
ни на кого 23,1
на знаменитого человека (артист, спортсмен, ученый) 13,6
на мать 13,1
на героя книги, фильма 11,5
на отца 11,3
не знаю 9,4
на брата, сестру 8,1
на взрослого знакомого 5,5
на своего приятеля, сверстника 2,9
на деда, бабушку 2,4
на своего учителя 0,5

Здесь просматривается, прежде всего, та же тенденция: право на свою индивидуальность провозглашается высшей формой отношения к действительности. Но дальше перечень, как в калейдоскопе, перемешал знаменитого человека с матерью и героя фильма с отцом. Такая картина есть наглядная демонстрация того обстоятельства, что семья все-таки остается сегодня основным институтом социализации, и она испытывает мощную конкуренцию со стороны средств массовой информации (сумма первого института - 24,4%, второго - 25,1%). А вот третий, традиционно-упоминаемый в джентльменском наборе, - школа (учитель) оказывается далеко на последнем месте и практически не значимым (в субъективном плане) фактором. Конечно же, школа дает знания (39,4%),умения и т.д., но меньше всего она является местом, где молодой человек может проявить свои способности (5,8%) и ему интересно (9,2%).

Далее логично было бы рассмотреть еще такой важный фактор социализации молодежи, как труд. Но его значение выходит за пределы только этого аспекта анализа. Его роль настолько фундаментальна и жизнеопределяюща, что целесообразней было бы уделить ему большее внимание. А поэтому более детально мы рассмотрим его в блоке экономических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: