Норматив расхода и запасов материально-технических средств

Планирование МТС на предприятии.

   Базой для планирования и составления заявок служит:

- объем выпуска продукции;

- удельные нормы расхода материалов, топлива, энергии;

- расчетная величина запасов материальных ресурсов;

- данные о фактическом расходе соответствующих материальных ресурсов в отчетный период.

Отделом МТС составляются заявки на материалы. Перед составлением заявок проводится анализ расхода материальных ресурсов в отчетный период. В процессе анализа выявляют сложившиеся договорные связи, порядок, степень реализации фондов, их соответствие ассортименту и качеству, составленные заявки НГДУ направляет в объединение, там они корректируются и обобщаются. Некоторые материалы приобретают в порядке самозаготовок:, например, гравий и песок, т.е. на эти материалы заявки не составляются. На основании полученных извещений, на предприятии разрабатывается детальный план снабжения, в котором четко выделяются остатки, потребности и запасы по цехам и участкам, исходя из нормативов в сутках.

Размер необходимых предприятию материальных ресурсов устанавливается в плане МТС, предусматривается количество, цена, срок поставки, а в финплане - в стоимостном выражении, т.к. для приобретения используются оборотные средства в рублях.

Норматив расхода и запасов материально-технических средств

По нормам расхода материальных ресурсов определяют максимально допустимую величину их потребления в производстве, для расчета принимается 2 метода:

а) расчетно-аналитический - когда ориентируются на фактически сложившиеся показатели за предыдущий период с учетом корректировки на перспективу;

б) метод прямого расчета, в основу которого берутся паспортные данные оборудования, технические условия изготовления, проведение экспериментальных исследований, нормативы установлены на единицу продукции, т.е. на 1 тн нефти, 1м3 воды для закачки в пласт на 1 метр проходки.

Все запасы материальных ресурсов распределяются на:

 - сбытовые запасы на складах предприятий-поставщиков, запасы в пути;

 - производственные запасы, размещенные на складах предприятий-потребителей.

Производственные запасы условно делятся на:

· текущий запас, величина которого определяется как произведение среднесуточной потребности (тн, шт.) на интервал между поставками в сутках;

· подготовительный запас обеспечивается подготовительным временем работы предприятия на  период выгрузки и оформления документов. Норма подготовки запаса равна суткам;

· страховой (гарантийный) - запас на период перебоя в снабжении;

· сезонные запасы включают текущий, подготовительный и страховой запас.

Величина сезонного запаса определяется:

 1) сезонностью поставки, которая зависит от длительности сезонного перерыва в транспортных связях;

2) неравномерностью потребления ресурсов, вызываемое изменением объема их расхода в зависимости от сезонного характера различного рода работ и колебаний тепловых нагрузок.

Тема: 16  ПЛАНИРОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Задачи планирования вспомогательных производств.

Планирование по повышению нефтеотдачи пластов.

Планирование перекачки и хранения нефти.

Планирование сбыта нефти и нефтепродуктов

Планирование подземного ремонта скважин.

Планирование капитального ремонта скважин.

Планирование энергоснабжения предприятия.

Планирование транспортного обеспечения.

Задачи планирования вспомогательных производств.

    Цель планирования вспомогательных производств – увязка их работы с работой основного производства и обеспечение ритмичного и бесперебойного протекания основного производственного процесса на предприятии.

    Главные задачи планирования вспомогательного производства – это максимальное удовлетворение нужд основного производства во всех видах обслуживания и наиболее полное и рациональное использование производственных мощностей и основных фондов вспомогательных производств, повышение фондоотдачи, непрерывный рост производительности труда работников этих производств, эффективное использование топливно-энергетических и других материальных ресурсов, потребляемых во вспомогательных производственных процессах предприятия.

    Планы вспомогательных производств отражают особенности их технологических процессов и организации производства и труда и характеризуют объем и качественные показатели их деятельности.

    План каждого вспомогательного производства составляют по основным разделам их деятельности:

1. по производству продукции, работ или оказанию услуг;

2. по труду и заработной плате;

3. по затратам на производство и себестоимости продукции, работ или услуг.

 

Важная задача планирования вспомогательных производств – это повышение технической вооруженности труда, внедрение комплексной механизации и автоматизации вспомогательных процессов, сокращение численности работников, занятых ручным трудом, которая особенно велика на вспомогательных и подсобных работах.

 

Планирование по повышению нефтеотдачи пластов.

Планирование по повышению нефтеотдачи пластов осуществляет специализированное управление УПНП и КРС.

 Основными методами повышения нефтеотдачи является: интенсификация добычи нефти как поддержания пластового давления путем заводнения жидких растворителей, сухого газа, горячей воды и т.д. В целях обеспечения хозрасчетных заинтересованностей объединения и НГДУ, для применения новых методов создан централизованный фонд повышения нефтеотдачи пластов. Нормативные отчисления устанавливаются в виде ставок. Весь фонд централизован в объединении и соответственно расходуется на опытно-научные, исследовательские работы.

В ОАО «Татнефть» функционируют УПНП и КРС и УПТЖ, роль которых направлена на повышение конечной нефтеотдачи пластов (торпедирование, солянокислотные обработки, ГРП).

Основным плановым показателем производственной программы является показатель объема закачки воды в пласт, который устанавливается проектом разработки пласта и должен превышать отбор жидкости из пласта.

При определении объема закачки воды в год исходят из суточной закачки и календарного числа дней планируемого периода

                      Зв = Зв.сут. x tкал

Где: Зв  -  объем закачки воды в пласт (м3);

Зв.сут - объем суточной закачки воды, превышающий суточный отбор жидкости из пласта (м3);

tкал - календарное число дней (сут.)

Количество нагнетательных скважин определяется на основании необходимого объема закачки, установленного проектом разработки. При этом используется следующая формула:

                       Зв = Р x nч x kэ

Где: Р – месячная приемистость скважины в м3/1 скв.-мес. эксплуатации;

           объем работы или

     nч – объем работы в скважино-месяцах, числившихся по нагнетательным   скважинам в год;

     kэ – коэффициент эксплуатации, учитывающий остановки по нагнетательным скважинам, кустовым станциям и водозаборам.

 

Объем работы или объем эксплуатации в скважино-месяцах, по нагнетательным скважинам равняется

             nч = сн x tкал

                       30

Где: сн -   Количество нагнетательных скважин

              сн = Зв x 30

                               Р x tкал x kэ

Количество нагнетательных скважин зависит от того насколько правильно установлен объем закачки в пласт, также месячной приемистости нагнетательных скважин и коэффициента эксплуатации.

Затраты, связанные с нагнетанием воды в пласт, устанавливаются сметой, на основании которой определяется калькуляция себестоимости 1 м3 воды.

 

 

Планирование перекачки и хранения нефти.

Система сбора нефти обеспечивает:

1.  отделение от нефти газа, очистку ее от воды и песка;

2. индивидуальный замер дебита скважин (нефти, газа, воды);

3. внутри промысловую транспортировку нефти;

4.  подготовку нефти к переработке;

5. сдачу нефти.

 

Работу по сбору и перекачки нефти от скважины до сборной установки осуществляют работники промысла, а последнюю работу - хранение, учет и сдача потребителю проводится в цехах подготовки и перекачки нефти.

В цехах подготовки и перекачки нефти наиболее сложный участок - подготовка нефти к переработке. Она должна проходить комплексно, т.е. включать отстой от механических примесей, обезвоживание (деэмульсацию), обессоливание и стабилизацию.

Под стабилизацией понимается удаление из нефти искусственным способом растворимых летучих углеводородов, в результате чего состав нефти в обычных условиях остается постоянным. Проводится лабораторный контроль за качеством сдаваемой нефти

В плане перекачки и сдачи нефти отражаются следующие показатели:

 - количество тонн нефти (брутто), т.е. запланированное к приему и перекачке количество нефти с содержанием в ней примесей;

            Б = (Н x100)

                 (100 - з),

Где: з - загрязненность в %,

    Н - нетто;

 - количество тонн нефти (нетто) - нефть берется из баланса нефти за минусом загрязненности. Загрязненность планируется в %;

 - процент загрязненности - это средневзвешенная величина порезервуарно, и представляет собой отношение весового количества тонн механических примесей к весовому  количеству тонн брутто, выраженное в процентах:

                з = З х100

                    Б

Где: З - механические примеси, тн.

   Б - брутто;

 - потенциал бензина - возможное содержание бензиновых фракций в нефти с пределом (началом) кипения до 150 С0, определяется в %.

              Б = Пб x 100,

                     Н

Где: Пб – количество бензиновых фракций,

      Н - нетто,

      Б – потенциал бензина.

Для определения затрат на перекачку нефти, подготовку и хранение составляют смету затрат, которая включается в смету затрат по НГДУ. Эти расходы, занимают в калькуляции добычи нефти определенный процент (от4 до 8%-ов). В смете указываются следующие элементы: сырье, вспомогательные материалы, топливо, э/энергия, пар, вода, з/плата, амортизация, транспорт и цеховые расходы.

 

Планирование сбыта нефти и нефтепродуктов

План сдачи или поставки нефти состоит из 2 разделов:

 -  сдача нефти НПЗ;

 - прочим потребителем на собственные нужды, (УБР, ЖКХ – в качестве топлива например газ)

План сбыта нефти и нефтепродуктов разрабатывается на основе плана добычи нефти и газа и производства нефтепродуктов, а также заявок потребителей, фондов и нарядов. Сбыт нефти и нефтепродуктов осуществляется посредством централизованного распределения и лимитирования объемов потребителя основных видов продукции. Из 350 наименований нефтепродуктов примерно 150 распределяется централизовано. В соответствии с основными условиями поставки продукции взаимоотношения ответственных поставщиков и потребителей требует от потребителей обязательной выборке установленных фондов, в свою очередь с поставщика снимаются премии при невыполнении централизованных поставок. План сбыта составляется в натуральном выражении по группам и ассортименту с поквартальной разбивкой и является основным документом на резервирование оборотных средств.

 

Планирование подземного ремонта скважин.

В цехах (на промыслах) производят текущие и капитальные ремонты подземного оборудования скважин.

Основной задачей планирования ПРС является определение объема ремонтов. При этом необходимо установить характер, количество и продолжительность подземных ремонтов скважины, количество отремонтированных скважин и коэффициент частоты ремонтов.   

Текущий подземный ремонт - это комплекс мероприятий по поддержанию подземного эксплуатационного оборудования в работоспособном состоянии. Как правило, ПРС проводят в порядке планово-предупредительного ремонта, восстановительных работ с целью ликвидации возможных нарушений нормальной эксплуатации скважин.

Количество ПРС и отремонтированных скважин определится в соответствии с потребностью ПРС и согласно технологическому режиму работы скважин.

Продолжительность ремонтов определяется по видам ремонтов по Справочнику единых норм на ПРС в часах.

  Коэффициент частоты ремонтов определяют как частное от деления количества ПРС за данный период времени на количество отремонтированных скважин за тот же период времени, т.е.

К ч.р. = Р

           n,

Где: Р - количество ПРС;

   n - количество отремонтированных скважин.

Коэффициент частоты ремонтов указывает на количество ремонтов, которое в среднем приходится на одну скважину за данный период времени.

 

Задача работников, занятых ПРС заключается в изменении межремонтного периода скважин. Под межремонтным периодом эксплуатации скважин подразумевается отрезок времени, т.е. период фактической или плановой их эксплуатации, между последовательно проводимыми ремонтами. В общем виде межремонтный период 1 скважины можно выразить формулой:

   Мп = (tкал. – tрем)

                 Р

Где: tкал. - календарное время работы скважины;

tрем - время ремонта;

Р – количество ПРС.

Для определения среднего межремонтного периода эксплуатации скважин по участку из общего календарного времени всех действующих скважин вычитается общее время, планируемое на ремонт, и полученное число скважино-месяцев эксплуатации делят на суммарное число запланированных ремонтов по скважинам действующего фонда.

       Мср = (Σtкал – Σtрем)

                       Р

Ремонтные работы осуществляется за счет эксплуатационных затрат, которые включается в себестоимость добычи нефти и газа за период, когда они произведены.

Планирование капитального ремонта скважин.

Капитальный ПРС имеет свои особенности в связи с тем, что работы проводят по восстановлению работоспособного состояния эксплуатационного горизонта и подземной части оборудования, а также проведения мероприятий по охране недр.

План по КРС включает:

1. Производственную программу;

2. план по труду;

3. план по себестоимости.

Производственная программа отражает все особенности цеха и планирует показатель продукции – количество законченных КРС, коэффициент производительного времени и показатели объема производства.

 

Основными показателями КРС является:

-   законченной КРСкважины – считается скважина, в которой после проведения необходимых ремонтных работ и опробирования получен установленный дебит и которая принята промыслом для дальнейшей эксплуатации. К законченным КРС относятся также такие, которые после капитального ремонта используются как нагнетательные, наблюдательные или контрольные и те, у которых установлена полная непригодность дальнейшего использования и принято решение о ликвидации;

Ср = ((Нд – Ндп) / Нд1)+Сп, где

Нд1 - средняя продолжительность одного капитального ремонта в нормо-днях;

Ндп – объем работ по переходящим на планируемый год скважинам;

Сп – количество переходящих ремонтом скважин.

 

 - коэффициент производительного времени представляет собой отношение производительного времени по капитальному ремонту ко всему календарному времени ремонтных работ.

 -   показатели объема производства:

объем производства в КРС выражается в бригадо-днях, в нормо-днях и в стоимостном выражении.

1) Объем работ в бригадо-днях (Бд) определяется умножением количества бригад (Б) на календарное число дней в планируемый период (tк)

           Бд = Б х t календ;

2) объем работ в нормо-днях (Нд) определяется умножением объема в бригадо-днях (Бд) на коэффициент производительного времени (Кп)

           Нд = Бд х Кп

 Для всех бригад капитального ремонта скважин, исходя из количества календарных дней в году, составляется план-график, для производства непредвиденных и ненормируемых работ планируются «окна».

  

Для определения объема работ по КРС в денежном выражении составляются индивидуальные сметы на КРС по нормам и единичным расценкам текущего года. Единичные расценки на отдельные виды работ, материалы и т.д. определяются на основании отчетных данных, исходя из объема работ.

    В ОАО «Татнефть» составляется, план работ по КРС для каждого НГДУ на определенный период, который  направляется, в АУПНП и КРС где производится сопоставление заданного объема работ с фактически выполненными работами за истекший период. В свое время АУПНП и КРС изучив вариант разбивки плана на определенный период, делает выводы, достаточно ли выделено средств – согласно показателям средней стоимости ремонта по номенклатуре. 

        Смета состоит из шести разделов:

1. З/плата;(основная и дополнительная)

2. Оплата заливочных и продавочных агрегатов и тракторов – подъемников;

3. Материалы;

4. Прокат бурового оборудования и труб;

5. Услуги; (услуги КИП, электрометрические работы)

6. Накладные расходы.

 

На основании производственной программы и смет на КРС с учетом переходящих и незавершенных скважин определяется объем работ по КРС в денежном выражении.

 

Планирование энергоснабжения предприятия.

Нефтяная и газовая промышленность – большой потребитель энергетических ресурсов. Расходы электроэнергии составляют в эксплуатационном бурении – 6%;

в разведочном бурении – свыше 9% себестоимости строительства скважин. В добыче нефти на их долю приходится свыше 12%, а при механизированной добыче более 17% всех затрат. В связи с дальнейшим усложнением разработки нефтяных и газовых месторождений потребление энергетических ресурсов будет увеличиваться.

Прокатно-ремонтный цех электрооборудования и электроснабжения (ПРЦЭиЭ) обеспечивает производственные объекты электроэнергией, проводит техническое обслуживание и ремонт электрооборудование сетей и подстанций в границах обслуживающего цеха. Деятельность цеха в вопросах электроснабжения осуществляется в соответствии с действующими правилами.

Теплоэнергетический цех (ТЭЦ) или цех пароводоснабжения (ЦПВС) обеспечивает бесперебойное снабжение паром и горячей водой объектов основного, вспомогательного производства, социально-бытового назначения НГДУ, а также может обеспечивать питьевой водой и содержать канализационные сети.

 

Производственная программа энергетического производства содержит показатели, характеризующие объем работ в денежном и натуральном выражениях.

Объем работ в натуральном выражении определяют исходя из удельных норм расхода энергии (топлива).

Потребность в энергии для технологических нужд рассчитывается по формуле:

,

где: ЭТ – энергия для технологических нужд;

  НЭ – норма расхода энергии на единицу продукции;

  Q – объем выпускаемой продукции (объем работ) в натуральных единицах.

Планируемое потребление силовой электроэнергии рассчитывается по формуле:

,

где: ЭС – потребление силовой электроэнергии;

  НС – часовая норма потребления энергии в расчете на единицу оборудования;

  З – планируемая загрузка оборудования, час.;

  n – число единиц оборудования.

    Планируемое потребление электроэнергии на освещение устанавливают в соответствии с нормами освещения производственных и административных помещений, а также территории цехов, с числом часов освещения и освещаемой площадью.

    Планируемую потребность воды и пара определяют в соответствии с объемом выпускаемой продукции (выполняемых работ) по подразделениям предприятия, потребляющих воду и пар, и нормами расхода воды и пара на единицу продукции (работы).

    Планирование энергоснабжения предприятия включает не только потребление, но и экономию топливно-энергетических ресурсов, которая достигается на основе осуществления ряда организационных и технических мероприятий.

 

 

Планирование транспортного обеспечения.

В настоящее время транспортные затраты составляют 11% эксплуатационных расходов на добычу нефти и занимают большую долю в составе постоянных затрат.

Данный вид услуг в структурных подразделениях и дочерних обществах ОАО «Татнефть» обеспечивается в настоящее время преимущественно собственным транспортом (более 80%). В течение 2002-04гг. были предприняты меры по оптимизации транспортной сферы ОАО «Татнефть», включающие в себя реорганизацию транспортных предприятий, изменение структуры транспортного парка, преобразования в заправочной деятельности, в организации снабжения их ГСМ и материалами. В результате с 2002 года среднесписочное количество транспортной техники в структурных подразделениях и дочерних обществах компании уменьшилось почти на 10% и составляло на 1.01.2005года 11,5 тысяч единиц. Расход ГСМ на работу транспорта только в 2004 году сократился на 7,7%.

В предстоящий период (2005-2007гг.) реформирование транспортного комплекса будет направлено на обеспечение конкурентоспособного функционирования транспортных предприятий в рыночных условиях и формирование рынка транспортных услуг.

С 1апреля 2005 года начат вывод транспорта общего назначения в отдельные транспортные предприятия. Создание новых предприятий осуществляется по зональной принадлежности. На втором этапе будет проведено укрупнение новых транспортных предприятий.

Вывод транспортных предприятий сформирует здоровую конкурентную среду, приведет к расширению рынка транспортных услуг, побудит их поиску дополнительных заказчиков и оптимизации транспортного парка посредством реализации невостребованной техники. Для материнской компании будут обеспечены прозрачность транспортных затрат, повышение качества транспортных услуг, расширение их номенклатуры и снижение стоимости.

  

Производственную программу транспортного хозяйства составляют в денежном и натуральном выражениях. Для ее разработки необходимы сведения об общем грузообороте и грузопотоках, о характере и весе грузов, подлежащих перемещению, о расстоянии между пунктами транспортировки грузов, времени нахождения транспортных единиц в движении и на погрузочно-разгрузочных работах, распределении транспортных услуг между потребителями, производительности транспортных единиц в день числе машино-дней работы одной машины.

К основным натуральным показателям производственной программы транспортного хозяйства относятся:

4. перевозка грузов в тоннах;

5. перевозка грузов в тонно-километрах (произведение тонн перевозимого груза и среднего расстояния перевозки его в километрах);

6. число рейсов с грузом;

7. количество автотракторной техники в работе;

8. коэффициенты использования автотракторной техники (отношение числа Машино-дней работы к числу машино-дней пребывания машин в хозяйстве в планируемом периоде);

9. общий пробег всех автомобилей в километрах;

10. пробег всех автомобилей с грузом;

11. коэффициент использования пробега (отношение пробега с грузом к общему пробегу автомобилей).

 

Для обеспечения рационального использования

всех транспортных средств необходимо:

1. улучшать использование грузоподъемности и увеличивать коэффициент полезного пробега автомашин,

2. сокращать число холостых пробегов и время на оборот транспортной единицы,

3. правильно выбирать транспорт для перевозки грузов,

4. повышать механизацию и улучшать организацию погрузочно-разгрузочных работ,

5. организовывать заправку транспортных средств при минимальных затратах времени,

6. проводить регулярный профилактический осмотр и своевременное выполнение ремонтов транспортных средств.

                     

 

 

Тема: 17          ПЛАНИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: