Процесс принятия решений — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения. Наиболее целостное и наглядное преставление о процессе принятия решений (ППР) дает схема, отражающая его основные стадии и порядок их следования. Такая схема представлена на рис.3.
Рисунок 3 - Процесс принятия управленческих решений
Следует, однако, отметить, что схема эта является идеализированной моделью. Реальные процессы принятия решений, вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. фактически структура ППР во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.
Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы: платежная матрица; дерево решений; методы прогнозирования [8; C.130].
|
|
Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Особенно полезен в ситуации, когда руководитель должен установить, какая стратегий в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизменно будет другим (табл.2).
Таблица 2 – Платежная матрица
Вероятность той или иной погоды | Туман (0,1) | Ясная погода (0,9) |
Стратегия 1: Самолет Стратегия 2: Поезд | + $ 2000 + $ 3000 | + $ 4500 + $ 3000 |
В целом платежная матрица полезна, когда имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними; то, что может случиться, с полной определенностью не известно. Результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива, и какие события в действительности имеют место. Кроме того, руководитель должен иметь возможность объективно оценить вероятность релевантных событий и рассчитать ожидаемое значение такой вероятности. Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения – основного понятия платежной матрицы. Ожидаемое значение альтернативы или варианта – это сумма возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности. Определив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы, руководитель без труда может выбрать наиболее оптимальный вариант.
|
|
Дерево решений – схематичное представление проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. «Дерево решений - это схематичное представление проблемы принятия решений». Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность «учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы». Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.
Метод дерева решений может применяться как в ситуациях, в которых применяется платежная матрица, так и в более сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения. То есть дерево решений – удобный метод для принятия последовательных решений. На рис. 4 проиллюстрировано применение метода дерева решений для разрешения проблемы, требующей определенной последовательности решений.
Рисунок 4 -Дерево решений
Методы прогнозирования. Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования. Существуют различные разновидности прогнозов: экономические прогнозы, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование. Все типы прогнозов используют различные методы прогнозирования.
Методы прогнозирования включают в себя: неформальные методы; количественные методы; качественные методы.
Неформальные методы включают в себя следующие виды информации:
Вербальная информация – это наиболее часто используемая информация для анализа внешней среды. Сюда относят информацию из радио- и телепередач, от поставщиков, от потребителей, от конкурентов, на различных совещаниях и конференциях, от юристов, бухгалтеров и консультантов. Данная информация легкодоступна, затрагивает все основные факторы внешнего окружения, представляющие интерес для организации. Она изменчива и нередко неточна.
Письменная информация – это информация из газет, журналов, информационных бюллетеней, годовых отчетов. Эта информация обладает теми же достоинствами и недостатками, что и вербальная информация.
Промышленный шпионаж.
Количественные методы прогнозирования используются, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которая может продолжиться и в будущем, и когда достаточно информации для выявления таких тенденций. К количественным методам относятся:
Анализ временных рядов. Он основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение к оценке будущего. Проводится с помощью таблицы или графика.
Причинно-следственное (казуальное) моделирование. Наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования. Используется в ситуациях с более чем одной переменной. Казуальное моделирование – прогнозирование путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Из казуальных прогностических моделей самыми сложными являются эконометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики экономики.
Качественные методы прогнозирования подразумевает прогнозирование будущего экспертами. Существует четыре наиболее распространенных метода качественного прогнозирования:
1. Мнение жюри – соединение и усреднение мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальная разновидность метода – «мозговой штурм».
2. Совокупное мнение сбытовиков. Мнение дилеров или предприятий сбыта очень ценно, так как они имеют дело непосредственно с конечными потребителями и знают их потребности.
|
|
3. Модель ожидания потребителя – прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации.
4. Метод экспертных оценок. Представляет собой процедуру, позволяющую группу экспертов приходить к согласию. По данному методу эксперты из различных областей заполняют опросник по данной проблеме. Затем им дают опросники, заполненные другими экспертами, и просят пересмотреть свое мнение либо аргументировать первоначальное. Процедура проходит 3-4 раза, пока в результате не будет выработано общее решение. Все опросники анонимны, как и анонимны сами эксперты, т.е. эксперты не знают, кто еще входит в группу.
Рассмотрим следующие виды прогнозирования. Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательное (поисковое) и нормативное.
В основе изыскательного прогнозирования лежит ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуации на основании имеющейся при разработке прогноза информации. Изыскательному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от низкого уровня к более высокому, т.е. от средств и возможностей к потребностям и целям (например, прогнозирование в электронике, т.е. последовательное перемещение технологий из локальной сети во всемирную сеть).
В нормативном прогнозировании характерным является подход к разработке прогноза, исходя из целей и задач, которые ставит перед собой организация в прогнозируемый период. К числу методов нормативного прогнозирования относится метод горизонтальных матриц решений, когда производится определение первоочередного выполнения поставленных целей.
Матрицы используются для определения оптимального распределения ресурсов при заданных ограничениях (табл.2,3) [3; C.20].
Таблица 2 - Горизонтальная матрица решений
Одно измерение соответствует ресурсам, другое проблемам. Матрицы позволяют структурировать мышление и четко осмысливать конечное использование результатов деятельности.
|
|
В инструментарий нормативного прогнозирования входят методы построения дерева целей. Каждой из рассматриваемых целей приписываются количественные весовые коэффициенты, а для каждого проекта оценивается вклад в достижение каждой из целей, если он ненулевой. Определяются цели, например, повышение качества продукции и распределение объемов производства. Степень вклада впоследствии умножается на весовой коэффициент.
Таблица 3 – Модуль ожидаемой ценности
Очень важно при разработке прогноза отличать количественную и качественную информацию. Количественная информация – если достаточно надежна, обладает тем преимуществом, что позволяет использовать точные математические методы и модели и определять тенденции развития ситуации с определенной точностью с возможными погрешностями и т.д.
К сожалению, количественная информация не всегда бывает надежной. Но круг проблем, для которых можно применить математические методы и модели гораздо уже, чем ситуации требующие принятия решений.
При разработке прогноза к числу ситуаций, имеющих качественную информацию, относятся данные в виде вербальных (словесных) описаний, когда оценка получена с помощью вербальных или вербально-числовых шкал, и имеется информация лишь о сравнительных оценках альтернативных вариантов и т.д. В связи с этим в последние годы получило развитие экспертное прогнозирование, ориентированное на работу не только с количественной информацией, но и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов.
Заключение
Разработка, принятие и реализация решений являются концентрированным выражением самой сущности управления.
Решение — это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.
Принятие решений в организациях (т.е. управленческих решений) имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, т.к. является не индивидуальным, а групповым процессом.
На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).
Комплексный характер проблем современного менеджмента требует и комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению форм принятия решений.
Методыразработки управленческих решенийвключают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. В данной работе рассмотрены наиболее распространенные методы используемые при принятии управленческих решений. Суть каждого принимаемого руководством решения - выбор наилучшей из нескольких альтернатив по конкретным установленным заранее критериям.
Основными характеристиками качества управленческих решений являются: обоснованность, своевременность, непротиворечивость, адаптивность, реальность.
|
Список используемой литературы
1. Голубков, Е.П. Технология принятия управленческих решений: учебник / Е.П.Голубков. – М.: Дело и сервис, 2005. – 150 с.
2. Грищенко, О.В. Управленческий учет. Конспект лекций / О.В.Грищенко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. – 55 с.
3. Злобина, Н.В. Управленческие решения: учебное пособие / Н.В.Злобина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 80 с.
4. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов / А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 157 с.
5. Кулагин, О.А. Принятие решений в организациях / О.А.Кулагин. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 139 с.
6. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента: Учебный курс. Часть 1 / Г.Г.Лигинчук. - М.: МИЭМП, 2009. - 74 с.
7. Лукичeвa, Л.И. Классификация методов разработки и принятия управленческих решений / Л.И.Лукичёва; под ред. Ю.П.Анискина. - М.: Омега-Л, 2006. — 360 с.
8. Мескон, М. Основы менеджмента / М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. - М.: Олма-Пресс, 2007. - 704 с.
9. Орлов, А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие / А.И.Орлов. - М.: Издательство «Март», 2004. - 656 с.
10. Пузанков, Д.В. Поддержка принятия решений. Методы принятия управленческих решений / Д.В.Пузанков, В.Н.Ушаков. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. – 164 с.
11. Ременников, В.Б. Управленческие решения Учебный курс / В.Б.Ременников. - М.: МИЭМП, 2004. - 132 с.
12.
|