Каналы реализации зерна

      Сложная ситуация складывается и с реализацией зерна. Каналы реализации – это возможные пути сбыта, в данном случае зерновой продукции. До последнего времени в России так и не сложилась система цивилизованных форм его организованного сбыта. Единственный канал, который отвечает этим требованиям - это контрактная закупка зерна в федеральный и региональные фонды. Однако объемы продаж по этому каналу снижаются. Государство, как крупный оптовый покупатель, уходит с зернового рынка и товаропроизводители в условиях отсутствия нормальной биржевой торговли вынуждены продавать его многочисленным торгово-посредническим закупочным структурам, обменивать на необходимые промышленные и строительные материалы, расплачиваться им за получаемые товарные кредиты или сервисные услуги. [33] Низкие объемы закупок зерна в федеральный и региональные фонды позволили государству в 2000-2005 гг. обеспечить потребность в зерне на продовольственные нужды. Каждый товарный рынок имеет свои особенности товародвижения, определяющие характер деятельности по планированию, организации и контролю за физическим перемещением товаров от мест их производства к местам пользования. В границах продовольственного комплекса взаимодействуют следующие группы субъектов:

ü субъекты сельского хозяйства, формирующие ресурсы продуктов питания, производимых крупными сельхозпредприятиями, межхозяйственными агрофирмами, кооперативными и фермерскими хозяйствами на основе сложившегося многоукладного производства;

ü субъекты перерабатывающей промышленности, формирующие предложение продовольственных товаров;

ü субъекты производственной инфраструктуры, выполняющие задачи по трансформации потенциальной потребительной стоимости в реальную, путем развития транспортировки, заготовок, хранения продовольствия, тарного хозяйства, а также розничной реализации продукции конечному потребителю. [36]

      Производство продукции с самого начала должно быть ориентировано на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия реализации. Сбыт сельскохозяйственной продукции представляет собой экономическую активность в процессе реализации продукции на пути её продвижения от производителя к потребителю.

      Реализация сельскохозяйственной продукции зависит от следующих факторов:

ü физического свойства сырья и продукции;

ü предпочтений и доходов потребителей;

ü целесообразных затрат сельского производителя;

ü территориального размещения производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции;

ü технологии производства и затрат в организациях торговли и переработки. [45]

      Физические свойства сельскохозяйственной продукции играют важную роль в процессе её реализации и потребления. Продукция, которая не требует дополнительной переработки, может напрямую поставляться потребителю.

      Другие виды продукции реализуют заготовительные организации или предприятиям перерабатывающей промышленности для последующей доработки. Последние выступают посредниками между производителями и конечными потребителями продуктов питания и выполняют функции по хранению и доведению продукции до требуемых параметров качества.

      Сельскохозяйственные организации реализуют зерно по различным каналам. При этом, под каналами реализации зерна подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта и принимают на себя или передают другому лицу право собственности на зерно. [32]

      Выявление общих закономерностей развития продовольственного рынка страны позволяет перейти к исследованию региональных особенностей его формирования.

 

        Динамику валовых сборов зерна по исследуемому предприятию и Оренбургской области в целом можно проследить по таблице 2.6.

 

Таблица  2.6 – Динамика урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур в СПК «Кульминский» Кваркенского района

 

Виды культур

Урожайность, ц/га

Валовой сбор, ц

2005 год 2006 год 2007 год 2007г в % к 2005г 2005 год 2006 год 2007 год 2007гв % к 2005г
Зерновые и зернобобовые – всего 15,5 8,4 13,5 87 260201 139370 298840 90
в том числе:                
- яровые зерновые 15 8,4 13,5 90 234080 139370 298840 105
зернобобовые 0,5 - - - 26121 - - -
Многолетние травы 15 5 0   37100 20350 31000 84
Однолетние травы 29,5 4 0   21560 29200 42220 196

 

 

   Заметна тенденция роста валовых сборов зерновых и зернобобовых культур в 2006 году по отношению к 2005г., а также рост урожайности на 5,1% в 2006 по отношению к 2005 году. Хотя в среднем по Оренбургской области заметно сокращение в общем объёме валовых сборов зерна в 2006 году по сравнению с предыдущим 2005 годом.

     Для того, чтобы рассмотреть и выяснить по каким причинам повысился выход продукции, в следующих главах рассмотрим основные каналы реализации зерна.

      К основным каналам реализации зерна можно отнести следующие:

1. Продажа государству:

ü федеральный фонд;

ü региональный фонд.

При реализации продукции в федеральный и региональный фонды, а также перерабатывающим предприятиям договорные цены устанавливаются в зависимости от качества продукции и существующих государственных стандартов.

2. Свободная реализация:

ü на рынке;

ü бирже;

ü другим организациям;

ü по бартеру;

ü работникам предприятия;

ü другие каналы.

При реализации продукции на рынке по свободным ценам качество продукции должно соответствовать требованиям органов санитарного надзора, а цена складывается исходя из спроса и предложения.

Реализация продукции по бартеру осуществляется сельскохозяйственными предприятиями с поставщиками нефтепродуктов, строительных материалов, запасных частей, на основе взаимозачетов.

Сельскохозяйственные организации реализуют также сельхоз продукцию на производственные цели между собой по договорным ценам и бартеру. Предметами купли-продажи является зерно, элитные семена сельскохозяйственных культур.

В виде схемы каналы сбыта можно представить следующим образом:

 

Рисунок 2 - Каналы сбыта зерна в СПК «Кульминский» Кваркенского района

 

      В СПК «Кульминский» Кваркенского района преобладают каналы свободной реализации (перерабатывающим организациям и рынок).      Анализ данных о движении зерна в Оренбургской области за последние годы показывает существенное преобладание вывоза зерна за её пределы над ввозом. Так, в 2007 году объёмы вывозимого зерна в 70 раз превышали его поступление. Большая часть стоимости ввозимого зерна приходится на Курганскую область.

      В структуре вывоза зерна из области в регионы Российской Федерации преобладают поставки в Центральный Федеральный округ, на его долю приходится около 81% всей стоимости вывозимого зерна.

      Реализация зерна связана с определёнными затратами, которые получили название транзакционные. Под транзакционными следует понимать такие издержки, которые возникают не в результате производства товаров, а в результате их перемещения в сфере обращения. Они формируются при обмене услугами. При этом, уровень транзакционных издержек не всегда может быть определён заранее и зависит от особенностей продукта, технологического процесса, рыночной информационной проницаемости, а также поведения партнёров по обмену.

      На снижение транзакционных затрат определённое влияние оказывают:

ü наличие информации о рынке;

ü обеспеченность товаропроизводителей законодательными актами, юридической и нормативной документацией;

ü возможность перемещения продукции в экономическом пространстве;

ü выбор сбыта продукции. [57]

      Развитие продовольственного рынка связано с совершенствованием организационно-экономических взаимоотношений между участниками рынка, разработкой рациональных схем товародвижения, совершенствованием технологии переработки продовольственного сырья, комплексным использованием всех составных частей поставляемого продукта, выбором экономичных видов перевозок для каждого вида продукции, минимизацией затрат на транспортировку и хранение и т.п.

      В сельском хозяйстве действуют те же экономические законы, что и в других отраслях. При этом нужно учитывать, что производство зерна имеет свои специфические особенности, которые оказывают определённое влияние на конкурентоспособность и каналы реализации зерна.

        

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: