Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.
Использование компьютерных программ решает ряд важных задач:
üделает процесс обучения наглядным;
üповышает объективность оценки ответов;
üпозволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
üсокращает время проверки знаний учащихся.
На уроках, элективных курсах по биологии и во внеурочное время можно использовать электронные учебники, которые помогают решить следующие дидактические задачи:
üусвоить базовые знания по предмету,
üсистематизировать усвоенные знания,
üсформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера,
|
|
üоказать учебно – методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
üобеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей; позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования памяти, внимания, мыследеятельности, гуманизации содержания образования. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Новые информационные технологии активно внедряются и в исследовательскую деятельность учащихся. Многие школьники с удовольствием выполняют исследовательские и проектные работы по биологии и экологии, сравнивая таблицы, схемы, рисунки, диаграммы. Так, для защиты некоторых проектов ребята самостоятельно подготавливают слайд – фильмы.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Полезным и эффективным может быть посещение Интернет в трех основных случаях:
|
|
во –первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её для последующего использования. Например, при изучении темы «Генетические основы селекции» в 11 классе учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много очень интересной информации по данным вопросам.
во – вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении в 11 классе темы «Генетическая и клеточная инженерия» учащиеся нашли сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых.
в –третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа учащегося.Например, в 11 классе по теме «Достижения биотехнологии».
Кроме проведения уроков, использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ.
Применяя информационные технологии в своей работе, необходимо помнить, что более эффективное применение на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Использование мультимедиа в течении всего урока неэффективно, проще и легче использовать фрагменты или конкретный вопрос.
Компьютерные уроки также эффективны в использовании обобщающих уроков, уроков – зачетов, а также уроков – семинаров, игр.
Использование традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.
(Прилагаются презентации уроков, созданные учителем и учениками, а также адрес сайта в Интернет)
Заключение
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно – воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
sСодержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
sТрадиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
sВажнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
sОсобая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.
sНамечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро – и макросоциума.
sУвеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого – педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
s от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
s от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
|
|
s от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
s от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, не тратить время на открытие уже известного.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.