Глава 3. Перспективы развития института «сухих» портов в Российской Федерации

Анализ деятельности морских портов в России и зарубежом

В  Российской Федерации насчитывается 62 морских порта, в том числе 34 из них обслуживают внешнеторговые перевозки.

Грузооборот отечественных портов динамично растет на фоне общего роста ВВП и в 2007 г. составил 451 млн. тонн (+7.2%), из которых 187 млн.т. (42%) - сухие, 264 млн. т. (58%) - налив­ные грузы. Объем перевалки сухих грузов вырос на 7% в основном за счет роста импортного контейнерного потока (+22% y-o-y). Оборот налива увеличился на 7,4%.

Морской портовый комплекс России разделен на три укрупненные группы по принципу принад­лежности к морским бассейнам - Северо­Западному, Южному и Дальневосточному.

Оборот портов крупнейшего по грузообороту Северо-Западного бассейна - по итогам 2007 г. составил 209,5 млн. тонн, т.е. 46% общей перевал­ки грузов по России. На порты Южного и Дальнево­сточного бассейнов приходится 36 и 18% соответ­ственно.

Наиболее высокие темпы прироста грузооборота наблюдаются сейчас в Дальневосточном ре­гионе – 15,0% (у-о-у) до 79,68 млн.т.

Самый динамично развивающийся сектор - контейнерные перевозки. По данным InfraNews, по итогам 2007 г. российский контейнерный терми­нальный оборот вырос на 26,3% до 3,074 млн. TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Рост в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил 24.9%.

С учетом финского транзита и перевозок по РЖД объем российского контейнерного рынка составляет 5.27 млн. TEU. Это контейнеры, дос­тавляемые в Россию морем. Из-за специфики концентрации потребителей импорта большая часть контейнерного потока идет через Балтику.

На фоне мирового финансового кризиса наметилась очевидная тенденция замедления темпов роста мировой экономики и глобальной тор­говли, которые, как известно, являются определяющими факторами увеличения объемов грузоперевозок.

По прогнозам в 2009 г. темпы роста российской экономики также замедлятся, что может негативно отразиться на рынке портовых услуг.

В этой связи в ближайшие годы ожидается замедление темпов развития отечественного портового комплекса, так как основные драйверы роста стивидорного рынка в настоящее время не вселяют особого оптимизма.

В структуре переработки грузов Северозападный бассейн занимает лидирующие позиции - 46% по всем грузам и 62% по контейнерам.

Крупнейшими портами бассейна по гру­зообороту являются Приморск (74 млн. т.), Санкт-Петербург (60 млн. т.), Мурманск (25 млн. т.) и Высоцк (17 млн. т.).

Порт Приморск (дочерняя компания Транснефти - ООО «Спецморнефтепорт «Приморск») имеет нефтяную специализацию. Через него в 2007 г. было прокачано и перевалено на экспорт 74.2 млн. тонн нефти.

Большой порт Санкт-Петербург (25 портовых операторов) по общему объему перевалки грузов является третьим в России после Приморска и Новороссийска.

На протяжении последних лет по обработке сухих грузов и контейнеров он остается абсолютным лидером. Основными игроками здесь являются ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ), Национальная Контейнерная компания (НКК), Universal Cargo Logistics Holdings B.V. (UCLH), группа Н-Транс[8].

Первый контейнерный терминал (ЗАО ПКТ), находящийся под управлением НКК (совместный проект FESCO и First Quantum), является лидером рос­сийского контейнерного рынка.

В Екатеринбурге в конце 2006 года был открыт международный сухой порт. Там заработал контейнерный терминал для транспортировки и хранения железнодорожных и морских контейнеров с двумя железнодорожными ветками. На Дальнем Востоке «Восточная стивидорная компания» (BCK) также планирует строить контейнерные терминалы по типу сухой порт. В Приморском крае в районе поселка Новый планируется строительство перегрузочного комплекса, который будет выполнять функцию сухого порта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: