Олимпиада по русскому языку проводится отдельно для 9-го, 10-го и 11-го классов.
Главная задача олимпиады – выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка, выбор сильнейших из них. Это определяет и требования к олимпийским заданиям.
Они должны быть разнообразными по форме и содержанию.
Задания рекомендуется составлять из вопросов, охватывающих все уровни языка. Желательно, чтобы вопросы имели однозначный ответ. По уровню сложности вопросы должны опираться на школьную программу и содержать элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся.
Задания могут следовать в произвольном порядке. Расположение заданий в рамках письменного тура определяется необходимостью смены форм умственной деятельности и переключения внимания и степенью сложности.
Участники олимпиады должны продемонстрировать:
· владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);
|
|
· знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;
· знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;
· знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;
· знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
· навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
· знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;
· знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;
· осведомленность в области истории русского языкознания;
· творческие способности.
Типы заданий:
Задания условно можно объединить в три больших блока:
Лингвистические тесты.
К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора и т. п.
Лингвистические задачи.
Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие: а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение). Содержание заданий может быть любым, но обязательной является установка не на воспроизводство заученных сведений, а на эвристический подход к их решению, применение знаний к анализу фактов языка, умение проводить аналогию между неизвестным и известным и т.д.
|
|
Творческие задания.
Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов также можно рассмотреть в составе двух групп:
· от модели текста к тексту
Задания первого типа обнаруживают текстовую компетенцию, владение навыками построения связного тематически целостного и стилистически единого текста, умение выбрать форму, соответствующую содержанию.
· от текста к тексту.
Этот тип заданий связан с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст.
Движение мысли «от текста к тексту» может подразумеваться и в других творческих заданиях. К ним можно отнести:
- преобразование, творческую переработку текста;
- перевод древнего текста;
- создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т. п.
Методические рекомендации по составлению
Заданий школьного этапа Всероссийской