Государственные расходы — часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Они связаны с выполнением внешних и внутренних функций государства, т.е. это социальные, экономические, управленческие, оборонные, международные функции. Государственные функции выполняются как органами управления, так и через предприятия, организации и учреждения. Государственные расходы состоят из двух частей:
- прямые расходы государства через бюджет и внебюджетные фонды;
- расходы предприятий, организаций, учреждений.
В условиях административной хозяйственной системы государство является собственником средств производства и основным инвестором, выполняющим организационно-хозяйственную функцию, диктует свои условия предприятиям. При переходе к рынку государство координирует экономику с помощью методов финансового регулирования, меняется структура государственных расходов, повышается роль децентрализованных расходов. Государственные расходы в условиях рыночной экономики включают:
|
|
- затраты на инвестиции действующих и вновь создаваемых предприятий;
- социальная защита;
- децентрализованные государственные расходы, которые осуществляются непосредственно государственными предприятиями — они связаны с хозяйственной деятельностью предприятий, а также социальными запросами работников этих предприятий;
- затраты на содержание управленческих структур;
- затраты на военные расходы.
Совокупность всех видов расходов взаимосвязаны между собой и составляют систему государственных расходов.
Выделяют следующие принципы осуществления системы государственных расходов:
- целевое расходование средств, строго по финансовому плану. В коммерческой сфере — это расходы на капитальные вложения и финансирование оборотных средств. А в некоммерческой сфере — затраты на заработную плату, текущее содержание предприятий и на капитальные вложения;
- безвозвратность расходования, т.е. эти расходы не нуждаются в обязательном возмещении, но учитывается результативность инвестиций;
- соблюдение режима экономии. Это система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата, т.е. необязательно должно быть сокращение затрат, но обязательно затраты должны быть результативными.
Финансирование государственных расходов может осуществляться в трех формах:
- самофинансирование, когда собственными финансовыми ресурсами предприятия покрываются его расходы;
- бюджетное финансирование. Применяется для обеспечения затрат общегосударственного значения.
- кредитное обеспечение. Используется государственными предприятиями, когда они подучают банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат. А также применяется государственными структурами различных уровней управления. Они заимствуют денежные средства в форме государственного кредита.
Все эти формы государственных расходов должны иметь рациональное соотношение.[4]