Инструменты управления экономическим развитием региона

 

Наиболее действенными на данном этапе инструментами уп­равления экономическим развитием региона являются стратеги­ческое планирование и региональный маркетинг.

Стратегическое планирование и стратегическое управление – испытанные методы современного менеджмента. Практика дока­зала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную не­обходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспор­те, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегичес­кое планирование с успехом используется в коммерческой дея­тельности, в работе высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, здравоохранительных учреждений и дру­гих некоммерческих организаций. Особенно плодотворным ста­новится применение стратегического планирования в управлении развитием региона.

Все процедуры стратегического планирования или соответ­ствующей адаптации применимы к планированию регионов Рос­сийской Федерации (рис. ниже). Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комп­лексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и горо­дах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

 

 

(рис.: Цикл стратегического планирования развития региона)

 

 

Некоторые приемы стратегического планирования, формали­зованные в бизнес-планировании, уже достаточно широко приме­няются в практике работы региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегичес­кого планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, – это как выйти из кризиса, по­высить уровень благосостояния жителей и заложить прочные ос­новы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований – созданию условий, обеспечивающих дос­тойные уровень и качество жизни человека. Исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Уровень социального разви­тия региона в конечном счете определяется его экономическим развитием: качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую оче­редь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона являются: привлечение в регион новых производств; обновление структуры производства; развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения; создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов – это не только привлечение в регион эко­номических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользова­ния, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущ­ных экологических проблем.

Цикл стратегического пла­нирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

1. Определение целей развития.

2. Анализ внешней среды развития региона.

3. Определение сильных и слабых сторон региона.

4. Использование имеющихся и создание новых местных пре­имуществ.

5. Разработка концепции развития.

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности че­ловека с учетом разумных соотношений государственного регули­рования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

При составлении программ развития регионов необходимо соблюдать следующие принципы:

• переориентация деятельности всех структур на развитие че­ловека и создание условий достойной жизни, повышения уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;

• постановка целей и определение задач, которые необходи­мо решить, чтобы обеспечить достижение цели;

• выбор критериев и показателей развития человека, создание условий достойной жизни, повышение ее уровня и качества;

• выявление потенциала и ресурсов для решения поставлен­ных задач и достижения цели;

• выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;

• проведение многовариантных расчетов и выбор приорите­тов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых резуль­татов, времени на достижение цели, возможностей исполь­зования факторов повышения эффективности;

• разработка стратегических планов, программ развития, за­ключение договоров и контрактов на ближайшую и более от­даленную перспективу со всеми предполагаемыми участни­ками их реализации;

• применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегической планирование, программно-целевой, сетевой график, синхронизация, мониторинг, управление по резуль­татам);

• закрепление законодательными актами и нормативами за­рекомендовавших себя методов управления.

Общая структурная схема механизма реализации программы включает в себя следующие блоки: 1) информационный; 2) нормативно-правового регулирования; 3) организационно-распорядительный; 4) финансово-экономический; 5) ресурсный; 6) оценочный.

Для разработки и реализации программ привлекаются на до­говорных началах компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники.

Разработка социально-экономических проектов решения кон­кретных проблем региона проводится на основе выбранных при­оритетов с учетом действительного положения дел в регионе и опыта, накопленного в других регионах.

Механизмы проведения преобразований, которые включают способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих струк­тур и проведение необходимых оргтехмероприятий, конкретизи­руются при разработке программ реализации социально-экономических проектов. Программы реализации проектов в совокупно­сти составляют сбалансированный комплекс. Без разработки та­кого комплекса практически невозможно успешное внедрение проектов, даже самых совершенных с точки зрения полноты и точности описания желаемых результатов социально-экономических преобразований. При отсутствии организационной подготовки неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.

Программы реализации проектов включают в себя регламен­тацию следующих основных организационно-технических аспек­тов:

• поиск заинтересованных юридических и физических лиц, концентрация и задействование материальных и финансо­вых ресурсов;

• формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение материальной и моральной заинтересованнос­ти каждого человека, который может повлиять на достиже­ние конечных результатов, поддержка и «выращивание» ростков нового;

• подготовка и принятие на соответствующих уровнях норма­тивных и директивных документов, необходимых для про­ведения преобразований;

• создание организационных структур реализации проектов, обучение специалистов работе в новых условиях;

• контроль за выполнением планов и программ.

Для развертывания работы по управлению социально-эконо­мическим развитием желательно создать агентство экономическо­го развития. Это агентство могло бы укрепить связи с банками, содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовать контакты с потенциальными инвестора­ми, проводить региональный маркетинг, создать бизнес-инкуба­тор, выявить резервы использования нежилых помещений, орга­низовать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с региональной администрацией должно за­няться разработкой общественного видения решения проблем, для чего регулярно проводить в администрации встречи с предприни­мателями для уточнения конкретных вопросов развития региона, организовывать обучающие семинары по проблемам экономичес­кого развития. Новый подход к экономическому развитию реги­она состоит в том, что оно становится заботой не только специа­листов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

Планирование экономического развития региона – это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного пла­на экономического развития позволяет осуществлять текущие ре­шения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс пла­нирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само эко­номическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: