Сценарии социально-экономического развития Южного федерального округа

Сценарии долгосрочного развития Южного федерального округа разработаны на основе стратегических ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее Концепцией-2020), а также Показателей уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 - 2013 годы[1].

Сценарии перспективного развития Южного федерального округа определяют направления, параметры, институциональные условия развития округа в рамках общенациональных сценариев социально-экономического развития, они обеспечивают реализацию на территории федерального округа общенациональных целей и приоритетов с учетом проблем и перспектив развития отдельных субъектов Российской Федерации.

Стратегическим ориентиром социально-экономического развития Российской Федерации, определенным в Концепции-2020, является переход к инновационной, социально-ориентированной модели экономического роста страны в долгосрочной перспективе. Экономический кризис не изменил глобальных приоритетов развития страны и его общего вектора в сторону усиления инновационных факторов, однако, сказался на количественных параметрах развития страны, прежде всего в среднесрочном аспекте. Помимо изменения по сравнению с предполагавшейся в Концепции-2020 базой экономического роста, кризис сформировал новые условия, ограничения, вызовы и угрозы, которые окажут сильное воздействие на траектории будущего развития, особенно в среднесрочной перспективе.

Кризис сократил финансовые резервы государства, которые могли использоваться для решения социальных проблем и модернизации экономики. В период кризиса из России ушла значительная часть иностранного капитала. Следовательно, экономический рост, особенно в среднесрочной перспективе, будет проходить в условиях более жестких инвестиционных ограничений.

Серьезное влияние на траектории регионального развития окажет свертывание многих инвестиционных программ и проектов, которые начали реализовываться в предкризисный период за счет бюджетных и частных средств и в форме государственно-частного партнерства. Инвестиционные планы изменились практически у всех компаний, значительная часть инвестиционных проектов, на которые опирались параметры прогноза в Концепции-2020, оказались замороженными или отложенными.

Наиболее востребованной отечественной продукцией на мировых товарных рынках останутся, по-прежнему, сырье и энергоносители. «Топливно-сырьевая» модель экономического роста будет консервировать сложившуюся неэффективную структуру экономики России и сокращать возможности реализации инновационного сценария развития.

Особенно неблагоприятным фактором, ограничивающим реализацию эффективных траекторий развития экономики, обострившимся в период кризиса, является состояние производственного аппарата практически во всех российских регионах. Прогрессирующее старение действующего производственного аппарата, особенно в обрабатывающей промышленности, создает угрозу продолжения технологического спада и консервации неэффективной структуры производства и требует кардинальных мер по стимулированию обновления устаревшего производственного аппарата.

В целом сочетание указанных условий существенно осложнит реализацию эффективных траекторий экономического развития в российских регионах.

Внутренние условия долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа будут определяться степенью реализации следующих ключевых факторов:

 - степенью развития и реализации сравнительных преимуществ экономики Южного округа в развитии аграрного сектора, туризма и рекреации, реализации транспортно-логистических функций, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

 - интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

 - динамикой развития транспортной и энергетической инфраструктуры, реализующей транзитный потенциал Южного федерального округа;

 - формированием на юге страны современного нефтегазодобывающего сектора на шельфе Каспийского моря и связанной с ним транспортной инфраструктуры;

 - решением социальных проблем Южного федерального округа, развитием человеческого капитала как основного фактора, формирующего модель перспективного развития региона;

 - развитием инновационного сектора экономики округа, реализацией научного и образовательного потенциала федерального округа;

 - диверсификацией традиционной промышленной и институциональной структуры производства в округе; эффективным развитием непромышленных отраслей округа; повышением роли в экономике малого предпринимательства;

 - интеграцией экономики Южного федерального округа в евроазиатское экономическое пространство, а также развитием интеграционных процессов, повышением связности экономического пространства, эффективности межрегиональных взаимодействий в рамках федерального округа;

 - направлениями и масштабами институциональных преобразований, степенью улучшения институциональной среды - развития конкуренции, защиты прав собственности и экономических свобод, улучшения инвестиционного климата.

Направления и приоритеты долгосрочного развития Южного федерального округа определяются в рамках двух сценариев перспективного развития: консервативного (Приложение 2) и инновационного, гармонизированных с позиций формирования приоритетных направлений развития страны в целом с Концепцией-2020 и учитывающих изменение условий развития российской и мировой экономики в результате мирового экономического кризиса.

Базовым для Южного федерального округа является сценарий инновационного развития, приоритетные направления развития округа в котором сформированы на основе приоритетов и направлений развития Российской Федерации, предполагаемых инновационным сценарием Концепции-2020.

Развитие Южного федерального округа в долгосрочной перспективе будет базироваться на реализации его конкурентных преимуществ и специализации в рамках общероссийского и международного разделения труда, поэтому при любой модели экономического роста России Южный федеральный округ сохранит за собой позиции крупнейшего производителя сельскохозяйственной продукции, всероссийского центра туризма и рекреации, крупного промышленного и транспортно-логистического центра страны.

Модель инновационного, социально-ориентированного развития Южного федерального округа базируется на гармоничном сочетании трех составляющих перспективного развития округа: экономики, социальной сферы и экологии.

Перспективы экономического развития Южного федерального округа при реализации базового сценария определяются следующими факторами:

- реализацией конкурентных преимуществ в аграрном секторе Южного федерального округа, формированием в округе мощного агропромышленного кластера, привлечением крупных производителей, развитием технологий, генетики и селекции, что позволит Южному федеральному округу стать основным в Российской Федерации поставщиком на отечественный и зарубежный рынок широкого перечня сельскохозяйственной продукции (растениеводства, животноводства, рыболовства и рыбоводства);

- поэтапным развитием туризма и рекреации: стимулированием наиболее известных «брендов» оздоровительных, горнолыжных и приморских курортов с последующим распространением инфраструктурных инвестиций государства на новые курортные центры; увеличением пропускной способности транспортных коммуникаций для обеспечения пассажиропотоков в зоны развития туризма, прежде всего, в г. Сочи в связи с предстоящей Олимпиадой, а также с созданием новых транспортных коммуникаций (организация скоростного сообщения Москва – Адлер, Ростов – Минеральные Воды – Кисловодск, Краснодар – Минеральные Воды – Кисловодск, Волгоград – Саратов; железнодорожные линии Ростов-на-Дону–Тихорецк–Армавир–Минеральные воды–Нальчик; Туапсе–Тихорецк–Ростов-на-Дону; Туапсе–Армавир–Минеральные воды–Нальчик), с развитием энергосистем этих территорий; с формированием новых особых туристических зон в регионах Южного федерального округа;

- модернизацией производства и технологическим прорывом в машиностроении и металлургии Южного федерального округа: развитием кластеров сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения; реализацией ряда инновационных проектов, в том числе созданием интегрированного производства технологических компонентов для солнечной энергетики в Ростовской области и др.;

- диверсификацией экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в химическом комплексе, в том числе в нефтегазохимии, в производстве строительных материалов, в фармацевтике и биотехнологиях;

- реализацией проектов развития нефте- и газодобычи на Каспийском шельфе; освоением ресурсов углеводородов Черного моря; строительством экспортного газопровода «Южный поток» по территории и акватории Южного федерального округа;

- созданием эффективной региональной инновационной системы, включающей научно – инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров; превращением макрорегиона – инновационного аутсайдера в базовый для России ареал технико-технологического «прорыва» в сфере агропромышленного комплекса, энергетики, рекреации, логистики;

- реализацией транспортно-транзитных преимуществ Южного федерального округа путем формирования ряда транспортно–логистических комплексов международного и межрегионального значения;

- интенсивным ростом сервисного сектора округа, базирующемся на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также развитии финансовых и страховых услуг; создание условий для развития кластеров финансовых, деловых и образовательных услуг, научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств, в том числе информационных технологий во взаимосвязанных агломерациях Ростова-на-Дону, Краснодара, Волгограда;

- реализацией системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов (кластеров – мультимодальных центров) в Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях; развитием перегрузочных портовых комплексов входящих в систему международных транспортных коридоров Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;

- формированием на базе крупных агломераций Южного федерального округа (Ростовской, Волгоградской и Краснодарской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.

Развитие социальной сферы Южного федерального округа при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.

Инновационный сценарий предполагает качественно новый подход к решению проблем рационального природопользования и экологии в Южном федеральном округе за счет снижения негативных экологических последствий экономической, туристической, научной и иной деятельности, осуществления значимых мероприятий в области экологически безопасного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, туризма, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов. Инновационными направлением снижения негативных экологических последствий экономической деятельности является создание и использование возобновляемых источников энергии, организация работ по реконструкции глубоководных выпусков сточных вод, современной системы утилизации отходов, базирующейся на использовании передовых технологий по их переработке и обезвреживанию.

Предполагается достижение следующих целевых установок развития Южного федерального округа:

экономических:

- рост ВРП Южного федерального округа составит в 2020 году 1,9 раза по сравнению с 2009 годом;

- реальные располагаемые доходы населения увеличатся в 2020 году в 2 раза по сравнению с 2009 годом;

- производительность труда в экономике округа к 2020 году увеличится в 2 раза;

социальных:

- средняя ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении возрастет с 69,9 лет в 2009 году до 77 лет в 2020 году;

- численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится с 18 процентов в 2009 году до 10 процентов к 2020 году;

- обеспеченность населения округа врачами (на 10 тыс. человек) увеличится с 47,9 в 2009 году до 51,8 в 2020 году;

- охват дошкольным образованием детей старше 5 лет вырастет с 53,9 процента в 2009 году до 87 процентов к 2020 году;

- доля граждан, живущих в неблагоустроенном жилье, сократится с 43 процентов в 2009 году до 17 процентов в 2020 году;

экологических:

- снижение доли населения, проживающего в городах с «высоким» и «очень высоким» загрязнением атмосферного воздуха;

- снижение доли населения, необеспеченного кондиционной водой для хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- снижение степени загрязнения водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, не отвечающих нормативам качества по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;

- рост доли обезвреженных и переработанных промышленных и твердых бытовых отходов,

- сокращение количества и занимаемых площадей мест хранения отходов, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям;

- рост доли сохраненных и рекультивированных земель.

Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта Южного федерального округа при реализации инновационного сценария в 2010-2020 годы составит 5,5 процента в год. Значительная часть прироста производства будет обеспечена за счет непромышленных отраслей: туризма, транспорта и связи, торговли, а также сектора услуг, рост которых базируется на развитии инновационных видов деятельности. Реализация крупных инвестиционных программ в регионе обусловит высокие темпы роста строительства, предполагается, что среднегодовой темп прироста инвестиций в экономику округа составит 8,3 процента (Приложение 3).

Инновационный сценарий развития Южного федерального округа означает переход к новому типу развития, отличающемуся качеством экономического роста. Количественная оценка параметров развития федерального округа на базе предположений инновационного сценария также показывает, что он позволит в полной мере реализовать конкурентные преимущества федерального округа и упрочить его позиции в российской экономике.

 

РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров. Приоритетные межотраслевые направления развития Южного федерального округа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: