Численность граждан стран СНГ, работавших в России

Страны

Тыс. человек

% от общей численности

1995 2000 2002 2003 2004 1995 2000 2002 2003 2004
Всего, в том числе 134,4 106,4 204,6 180,5 221,9 100 100 100 100 100
Азербайджан 1,3 3,3 15,0 6,0 9,8 1,0 3,1 7,3 3,3 4,4
Армения 6,1 5,5 12,6 10,0 17,0 4,5 5,2 6,2 5,6 7,7
Беларусь 11,1 0,0 15,1 8,3 0,0 7,4
Грузия 7,0 5,2 6,8 3,2 3,8 5,2 4,9 3,3 1,8 1,7
Казахстан 2,1 2,9 7,6 4,0 4,3 1,6 2,7 3,7 2,2 1,9
Киргизия 0,7 0,9 6,4 4,8 8,0 0,5 0,8 3,1 2,7 3,6
Молдова 6,7 11,9 40,7 21,5 22,7 5,0 11,2 19,9 11,9 10,2
Таджикистан 1,5 6,2 16,8 13,6 23,3 1,1 5,8 8,2 7,5 10,5
Туркмения 0,1 0,2 7,0 0,2 0.3 0,1 0,2 3,4 0,1 0,1
Узбекистан 3,6 6,1 15,5 14,6 24,1 2,6 5,7 7,6 8,1 10,9
Украина 94,2 64,1 61,0 102,6 108,6 70,1 60,3 29,8 56,8 49,0

 

В промышленности России занято около 12% от всех иностранных граждан, привлекаемых в экономику страны, лесном хозяйстве – примерно 14%, строительстве – около 18%, транспорте и связи – 16%, торговле и общественном питании – 10%, сельском хозяйстве – 4%. Формирование в экономике страны миграционных ниш занятости вызывает неоднозначную реакцию принимающего общества.

Сложившиеся масштабы использования в стране трудящихся-мигрантов обусловлены, во-первых, заинтересованностью работодателей и местных органов власти в их притоке; во-вторых, хотя трудовые мигранты и выполняют не престижную и низкооплачиваемую работу, однако работодатели нередко устанавливают заниженный уровень ставок заработной платы, что приводит к появлению искусственных, виртуальных ниш дефицита рабочих мест, которые не желают занимать местные работники и, в связи с этим, привлекается иностранная рабочая сила.

Важнейшей отличительной особенностью развития российской экономики в долгосрочном периоде является высокая зависимость возможностей получения научно-технической, технологической и природно-территориальной ренты в условиях сокращения численности трудоспособного населения от привлечения в страну иммиграционных ресурсов. Технологическая многоукладность российской экономики и огромное разнообразие ее ресурсно-территориального потенциала приводит к формированию сложной взаимосвязи между качеством человеческих ресурсов и производительностью национального труда, поскольку последняя в значительной степени зависит от территориального распределения трудовых ресурсов и их численности, что, в свою очередь, во многом определяет возможности использования научно-производственного и природно-территориального потенциала страны. Природно-территориальные и технологические различия условий хозяйствования в России приводят к тому, что сокращение дефицита трудовых ресурсов на основе привлечения иностранной рабочей силы в пределах иммиграционной емкости способно становиться важным фактором повышения производительности экономики и выпуска ВВП на одного занятого. Даже вовлечение работников с невысокой квалификацией может привести в российских условиях к благоприятным изменениям в структуре занятости. В работе выделяются долговременные факторы, которые приводят к повышению выработки ВВП на одного работающего при вовлечении в российскую экономику трудовых иммигрантов за счет производства добавочной научно-технической, технологической и природно-территориальной ренты - энергетической, сельскохозяйственной, транспортной и т.д. (рис. 3).

Соблюдение требований геополитической, социально-экономической безопасности предполагает переход к управлению миграционными потоками с учетом особенностей пространственного развития страны. При этом потоки международных мигрантов должны направляться в регионы, в которых они не вызывают критические социокультурные изменения; спрос на рабочую силу превышает предложение и имеются вакансии рабочих мест; миграционный приток способствует росту производительности экономики регионов в результате повышения качества человеческого капитала, улучшения его структуры и активизация инновационных процессов.

Российские регионы отличаются по степени инновационной активности и инвестиционной привлекательности, по уровню и масштабам индустриального развития, по обеспеченности природно-сырьевыми ресурсами и их роли в развитии экономики, по геополитическому положению и т.д. С точки зрения потребности привлечения миграционных потоков в стране имеются различные типы территорий – мегаполисы; промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристко-рекреационные особые экономические зоны; территории различные по уровню и масштабам индустриального развития; сырьевые территории; приграничные территории; инвестиционно-привлекательные территории и т.д. Следует осуществлять селективную миграционную политику с учетом геополитических, культурно-исторических, природно-географических, производственно-технологических и других особенностей регионов.

Сложившаяся миграционная привлекательность регионов способствует возрастанию неравномерности пространственного распределения населения, усиливая территориальные диспропорции в размещении человеческого и природно-ресурсного потенциалов. Такая направленность потоков населения создает значительные социально-экономические и геополитические угрозы. Восточные и северные регионы в долгосрочной перспективе будут нуждаться в притоке рабочей силы, источником которой могут быть страны ближнего и дальнего зарубежья (табл. 6).

По среднему варианту прогноза Росстата предполагается формирование общего сальдо внешней миграции за 2005-2025 гг. в размере 6,1 млн. человек, или 305 тыс. человек в год. За данный период сальдо миграции


Таблица 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: