Сочетание различных форм научения детей в период дошкольного детства

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) вносит большой вклад в познавательное развитие детей, и от того, насколько продуманы их обучение и воспитание в семье в этот период, зависит степень их готовности к школьному обучению. В этот период у ребенка строится адекватный образ действительности благодаря усвоению сенсорных эталонов, т. е. свойств предметов, выделяемых восприятием и зафиксированных в языке в виде понятий (размеров, форм, цвета, температуры, текстуры и др.). Такими эталонными образцами при восприятии формы предметов могут служить геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т. п.), при восприятии величины – градации мер (длины, площади, объема), при восприятии цвета – естественный спектр и различные оттенки его основных цветов. Параллельно с развитием восприятия идет процесс развития памяти ребенка сразу по нескольким направлениям: запоминание становится произвольным и опосредованным, формируются приемы запоминания и припоминания, повторение вслух сменяется повторением про себя. Предел развития памяти дошкольника задается его интеллектуальными возможностями. Основной особенностью развития мышления в дошкольном возрасте становится переход от внешнего плана действия к внутреннему. Это оказывается возможным потому, что в постановку дошкольником задачи начинает включаться речь, используются словесные рассуждения. Наглядно-образное мышление и творческое воображение позволяют составить план решения задачи и следовать ему.

Параллельно с развитием восприятия в дошкольном детстве идет процесс улучшения памяти ребенка, причем, если для восприятия возможности развития в этом возрасте более или менее ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Ее совершенствование у детей-дошкольников может идти сразу по нескольким направлениям. Первое — это придание процессам запоминания произвольного характера, второе — превращение памяти ребенка из непосредственной в опосредствованную, третье — развитие средств и приемов как запоминания, так и припоминания. Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.

 От младшего дошкольного возраста к старшему, происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребенка, которую он может в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3—4 года) запоминание и воспроизведение материала еще входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти. Чем больше таких задач возникает перед дошкольником в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. При этом мнемические действия выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности. Мнемические — это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Особенно быстро и легко мнемические действия возникают и обособляются в игре, причем во всех возрастных группах дошкольников, начиная с трех-четырехлетнего возраста. У детей младшего и среднего дошкольного возраста в силу особенностей их психологии и недостаточной готовности к серьезной целенаправленной деятельности, в частности учебной, продуктивность запоминания в игре заметно выше, чем в других видах деятельности. Иногда это создает ошибочное впечатление о слабости памяти трех-четырехлетнего ребенка, особенно тогда, когда его память стараются проверить напрямую с помощью тех же методов и в тех же условиях, которые используются для изучения памяти взрослых людей.

Когда дети научаются запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком задачи самостоятельного выбора средств для запоминания.

 Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить себе следующим образом:

 1. Переход от конкретных мнемотехнических средств (запоминания одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т. п.).

 2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.

 3. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.

 4. Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.

 Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребенка опосредствованного и произвольного запоминания, одновременно развивая мнемотехнические средства. То, что развитие памяти у дошкольников по всем этим направлениям вполне возможно, показывают опыты, проведенные 3. М. Истоминой. Она установила, что шести-семилетние дети даже в обычных условиях без использования специального мнемотехнического обучения могут самостоятельно образовывать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при воспроизведении по памяти ребенок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы.

Развитие речи в дошкольном возрасте идет по линии ее соединения с мышлением. Основные пути развития речи дошкольников – это формирование понятий, логики рассуждений, смысловое обогащение слова, дифференциация и обобщение словесных значений. Главная задача взрослых в этот период речевого развития состоит в обогащении словаря ребенка, в усвоении им представления о многозначности употребляемых слов и их смысловых оттенков. У ребенка необходимо вырабатывать умение рассказывать и рассуждать вслух, побуждая его активно использовать речь. Этому способствуют интеллектуальные словесные игры, чтение рассказов и сказок, задания на их придумывание. В эти годы уже можно начинать изучать иностранный язык, так как дошкольник обретает способность усваивать общую структуру языка и его законы.

Дошкольников целесообразно начать обучать восприятию и порождению письменной речи, т. е. чтению и письму. После того как ребенок выучит буквы и научится читать по слогам, необходимо научить его правильно ставить ударение. На этой основе идет дальнейшее обучение чтению целыми словами в результате формирования воспроизведения слова с ориентацией на ударный гласный звук. Фактически обучение чтению разбивается на два этапа, качественно отличных друг от друга. Первый из них – аналитический (интеллектуальная операция анализа заключается в мысленном разделении объекта на составные части), на котором дети овладевают чтением отдельных частей слов, механизмом чтения слогов и объединения их в слова. Второй этап – синтетический (интеллектуальная операция синтеза противоположна анализу и состоит в объединении частей в целое), предполагающий обучение чтению целых слов, словосочетаний и предложений, усвоение интонаций, осмысление связного текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: