Специалисты считают, что понятие "бизнес-этика" вошло в массовый обиход относительно недавно - в результате процесса глобализации экономики, увеличения числа фирм и повышения уровня их ответственности перед обществом. Тем не менее, основные принципы этики, которые ныне возможно применить в сфере бизнеса, были сформулированы тысячи лет назад. Еще древнеримский философ Цицерон ограничился утверждением, что большая прибыль делается большим обманом. Однако сегодня эта аксиома звучит всё более спорно. Цивилизованная экономика, сформировавшаяся в развитых странах, требует от предпринимателей цивилизованного подхода к ведению бизнеса. По сути, цель их деятельности осталась прежней, но появилась весомая оговорка: большая прибыль, но не любыми средствами. [1]
На языке экономистов моральные ценности являются неформальным институтом. Это некий неосязаемый актив, обращение с которым не прописано буквой закона. Однако такая особенность не преуменьшает их значения для бизнеса. Например, именно моральные факторы существенно влияют на размер транзакционных издержек.
|
|
Международный Институт Деловой Этики сформулировал четыре сферы, в которых должны действовать компании, дабы упрочить свою репутацию. Во-первых, это честная работа с инвесторами и потребителями. Во-вторых, улучшение ситуации внутри коллектива - повышение ответственности и мотивированности сотрудников, снижение текучки кадров, повышение производительности и пр. В-третьих, профессиональная работа над репутацией, поскольку ухудшение репутации неизбежно отражается на результатах работы компании. В-четвертых, грамотная работа с нормативными актами и финансами - только строгое соблюдение "духа" и "буквы" закона делает возможным создание долговременного будущего для фирмы в международном бизнесе. [8]
Этика в современном понимании становится неким дополнительным ресурсом предприятия. К примеру, в таком вопросе, как управление кадрами, в условиях глобальной конкуренции уже недостаточно одного только использования экономических, финансовых стимулов. Чтобы удержать фирму на уровне современных информационных и коммуникационных технологий, компании необходимо научиться влиять на персонал с помощью культурных и нравственных ценностей. Всё более важную роль эти ценности играют также во взаимоотношениях с партнерами, клиентами, посредниками, наконец, с самим обществом.
Попытки увязать морально-этические критерии и деловую практику в сфере международного бизнеса предпринимаются постоянно. Несмотря на недостатки существующих сегодня этических предписаний для представителей бизнеса, с каждым годом все больше и больше организаций пытаются, иногда по собственной воле, а иногда - в результате давления извне, создать свои собственные правила ведения бизнеса. [2]
|
|
Принципы международного бизнеса – мировой этический стандарт, в соответствии с которым можно строить и оценивать поведение в сфере международного бизнеса.
Честность, порядочность и надежность – наиболее ценимые по всему миру и в России принципы деловой этики, поскольку следование этим принципам создает основу эффективных деловых отношений – взаимное доверие.
Взаимное доверие является важнейшим морально-психологическим фактором бизнеса, который обеспечивает предсказуемость деловых отношений, уверенность в обязательности делового партнера и стабильности совместного бизнеса.