С течением времени автомобиль выполняет работу в заданном объеме, и требует затрат на поддержание работоспособного состояния. Во времени эти функции затрат и прибыли соответственно монотонно убывают и возрастают, в зависимости от внешних факторов, системы ТО и Р, износа оборудования. Затраты бывают постоянные и переменные. К постоянным затратам относятся: заработная плата, амортизация, налоги, хранение, ТО и ТР, замена шин, ГСМ. К переменным относятся внеплановые затраты, например – прокол шины, отсутствие водителя и т.п. Для расчета затрат используются формулы:
Зобщ. = Зпост.+Зпер., (3.3)
Зпост.= Зто+За+Ззп+Зн+Зхр+Зш, (3.4)
Зпер = Згсм +Зн + Зр, (3.5)
где Зобщ. – общие затраты на эксплуатацию автомобиля, руб.;
Зпост. – постоянные затраты, руб.;
Зпер. – переменные затраты, руб.;
Зто – затраты на техническое обслуживание ТС, руб.;
Зр – затраты на ремонт ТС, руб.;
|
|
За – затраты на амортизацию автомобиля, руб.;
Ззп – затраты на заработную плату водителя, руб.;
Зн – затраты на транспортные налоги, руб.;
Зхр – затраты на хранение автомобиля, руб.;
Зш – затраты на шины, руб.;
Зн – накладные затраты, руб.;
Згсм – затраты на ГСМ, руб.
При исследовании влияния затрат на эксплуатацию автомобиля от времени не учитываются затраты на хранения и накладные расходы.
Затраты на эксплуатацию автомобиля ГАЗ-33023 рассчитываются по формуле:
З1 = (Lб × (Зтоир/ч + За/ч + Ззпб/ч + Зн/ч + Зш/ч+ Згсм)) + (Lв × (Зтоир/ч + За/ч + Ззпв/ч + Зн/ч + Зш/ч + Згсм)), (3.6)
где З1,2,…,8 – затраты за 1,2,…,8 лет эксплуатации автомобиля, руб.;
Lб,Lв – наработка в будние и выходные дни соответственно, м/ч;
Зтоир/ч – затраты на ТО и Р за один м/ч;
За/ч – затраты на амортизацию за один м/ч;
Ззпв/ч,Ззпб/ч – затраты на зараб. плат. в будний и выходной день за один м/ч;
Зн/ч – затраты на транспортный налог за один м/ч;
Зш/ч – затраты на шина за один м/ч;
Згсм – затраты на ГСМ за один м/ч.
З1 = 2205 × (21,18 + 6,43 + 70,98 + 2,23 + 4,64 + 49,54)) + (900 × (21,18 + 6,43 + 144,98 + 2,23 + 4,64 + 49,54)) = 547908 руб.;
32 = 554179 руб.;
33 = 575442 руб.;
34 = 642835 руб.;
35 = 657046 руб.;
36 = 670197 руб.;
37 = 701341 руб.;
38 = 731443 руб.
Таблица 3.3
Затраты на автомобиль ГАЗ-33023 за 8 лет эксплуатации
Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Затраты, Руб. | 547908 | 554179 | 575442 | 642835 | 657046 | 670197 | 701341 | 731443 |
Рис. 3.3. Зависимость затрат от срока эксплуатации ГАЗ-33023
На рис 3.3 видно, что с течением времени затраты на автомобиль растут.
Результаты эксперимента аппроксимируются экспоненциальной моделью:
|
|
y = 518739 × e0,0438x, (3.7)
где y – затраты автомобиля за год, руб.;
x – год эксплуатации.
Затраты на эксплуатацию автомобиля ГАЗ-3302:
З1 = 1760 * (21,18 + 6,43 + 70,98 + 2,23 + 4,64 + 49,54)) + (195 * (21,18 + 6,43 + 144,98 + 2,23 + 4,64 + 49,54)) = 344979 руб.;
32 = 348403 руб.
33 = 412622 руб.;
34 = 419451 руб.;
35 = 428358 руб.;
38 = 446415 руб.
Так же как и наработка из за кризиса затраты за 2008 и 2009 года не учитывается.
Таблица 3.4
Затраты на автомобиль ГАЗ-3302 за 6 лет эксплуатации
Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Затраты, Руб. | 344979 | 348403 | 412622 | 419451 | 428358 | - | - | 446415 |
Результаты эксперимента аппроксимируются экспоненциальной моделью:
y = 343235 × e0,0387x. (3.8)
Рис. 3.4 Зависимость затрат от срока эксплуатации ГАЗ-3302
Из исследования зависимости затрат от срока эксплуатации можно сделать вывод о том что с течением времени затраты на автомобиль увеличиваются. Отсюда прибыль от использования этой техники начинает падать и в какой-то момент технику эксплуатировать становится невыгодно. Для оптимизации затрат на эксплуатацию автомобиля вводим свой метод, который основан на замене техники в рациональные сроки, чтобы максимально эффективно пользоваться автопарком и получать от него максимальную прибыль.