Область сравнения | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | Управленческий учет |
Главная функция | Информационная | Контрольная | Аналитическая |
Основная задача сбора информации | Анализ деятельности предприятия и его финансового состояния | Расчет налога на прибыль и других налогов | Оперативное и стра-тегическое планиро-вание и управление деятельностью предприятия |
Цель учета | Составление отчетности для внешних пользователей | Контроль за правильностью и полнотой исчисле-ния и уплаты налога на прибыль | Информационно-аналитическое обеспе-чение менеджмента предприятия и собственников |
Продолжение табл. 1
Область сравнения | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | Управленческий учет | ||
Пользователи | Владельцы, инвесторы, поставщики, кредиторы (банки), менеджмент | Налоговые органы | Руководители предприятия и управляющий персонал | ||
Обязательность ведения | Обязателен, не зависит от воли руководства | Зависит от воли руководства | |||
Нормативное регулирование | Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ и План счетов | Налоговый кодекс РФ, письма Минфина | Устанавливается правилами организации, учитывает особенности ее деятельности | ||
Предмет учета | Предприятие в целом как юридическое лицо
| Центры финансовой ответственности | |||
Объекты учета | Имущество, обязательства всего предприятия и их движение | Доходы и расходы, влияющие на налоговую базу | Затраты и финансовые результаты предприятия и отдельных ЦФО | ||
Основные отчеты | Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств | Налоговые декларации | Разнообразные отчеты по внутренним формам, бюджеты. Методика сбора и анализа данных привязана к интересам конкретной компании | ||
Характерные черты | Двойная запись, наличие первичных документов, отраже-ние хозяйственных операций в соответствии с законодательством | Отражение всех фактов, влекущих за собой измене-ние размера налоговой базы | Оперативность, конфиденциальность (коммерческая тайна), аналитичность информации | ||
Периодичность | Периодический, на регулярной основе | По мере необходимости | |||
Временной разрез | Исторический, имеет дело с прошлыми фактами | Направлен в будущее | |||
Степень надежности | Отражает операции, которые завершены, носит объективный характер и поддается аудиторской проверке | Имеет дело с операциями, относящимися к будущему, может иметь вероятностный или субъективный характер | |||
Единицы измерения | Денежные | Любые целесообразные денежные и физические |
Общая для бухгалтерского и управленческого учета область – это производственный учет (учет затрат), сбор данных о производственных затратах для оценки стоимости материально-производственных запасов. В процессе учета затрат происходит сбор, измерение и группировка финансовой и нефинансовой информации, касающейся затрат на приобретение и использование ресурсов в организации. По сути, производственный учет является составной частью финансового и управленческого учета в той его части, которая касается сбора и анализа данных о затратах организации.
|
|
Различие между производственным и управленческим учетом заключается в том, что в системе производственного учетаопределяются производственные затраты для оценки стоимости материально-производственных запасов, что отвечает требованиям внешней отчетности; задача управленческого учета– подготовка соответствующей финансовой информации для должностных лиц внутри предприятия для принятия правильных решений.
Основные функции управленческого учета
Основные функции управленческого учета:
– учет затрат, расчет себестоимости и прибыли и оценка запасов. В рамках этой функции происходит сбор и накопление затрат, чтобы установить, каковы затраты по двум главным объектам – продукту (для оценки стоимости запасов) и центрам ответственности (в целях контроля за уровнем затрат). Затраты собирают и суммируют по центрам ответственности и распределяют на калькуляционную единицу этих центров – калькулируют себестоимость продукции;
– о беспечение принятия управленческих решений. Управленческий учет отвечает за предоставление менеджменту информации, которая позволит выбрать наилучшее решение из нескольких вариантов. Как правило, речь идет о краткосрочных решениях на базе долгосрочной стратегии компании;
– планирование и контроль. Принятые управленческие решения реализуют посредством планирования. Краткосрочное планирование – бюджетирование – является составной частью управленческого учета и осуществляется на основе нормативных затрат; контроль включает сравнение бюджетных и фактических затрат, нахождение отклонений вторых от первых, определение причин отклонений и ответственных за них; по результатам контроля осуществляют управление – процесс измерения и корректировки экономических показателей с целью достижения намеченных результатов.