Введение
Данная тема весьма актуальна в современных условиях. В последние годы увеличилось количество исков военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, родственников погибших военнослужащих о возмещении вреда. Необходимо признать, что пенсионное обеспечение, страховые выплаты, компенсации и льготы, установленные военным законодательством, не могут устранить все негативные последствия вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, т.е. не обеспечивают возмещения вреда в полном объеме.
Военнослужащие и лица, потерявшие кормильца, все чаще прибегают к судебной защите своих прав, в частности права на возмещение утраченного заработка, дополнительно понесенных расходов в связи с повреждением здоровья или смертью кормильца, а также на компенсацию морального вреда. Свои требования они основывают на нормах гражданского законодательства о возмещении вреда в полном объеме (гл. 59 ГК РФ). В свою очередь, ответчики (Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, воинские части, военные комиссариаты), как правило, не признают заявленных исковых требований. Одна из причин - нерешенность вопроса о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, как в военном законодательстве, так и в практике его применения. В результате - длительные судебные тяжбы.
|
|
Целями данной работы являются:
1) изучение пенсионного государственного обеспечения военнослужащих срочной службы;
2) Проанализировать статус военнослужащих;
3) Изложить условия и размер пенсии назначаемой военнослужащим;
4) В заключении сделать выводы.
Глава 1. Правовые основы государственного пенсионного обеспечения военнослужащих
Правовые гарантии реализации пенсионных прав военнослужащих
В современном обществе мы можем наблюдать целую систему взаимоотношений, связанных с деятельностью граждан и организаций. Устойчивые состояния, обусловленные жизнедеятельностью человека и характеризующиеся относительно продолжительным существованием, например жизнь или здоровье, а также состояния, обладающие способностью периодически повторяться, такие, как героизм, признаются в обществе социальными ценностями. Ценности, охраняемые законом, именуются правовыми ценностями.
|
|
Правовые ценности образуют определенную иерархию в обществе. Если наивысшим злом признать полное эмпирическое уничтожение человека, то наиболее ценным состоянием человека необходимо признать жизнь и здоровье как одну из ее характеристик, отражающую полноту физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов1.
Основополагающим документом социальной работы с военнослужащими является Конституция РФ. Статья 7 Конституции Российской федерации содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.
1 Донцов С.Е., Глянцев В.В. Возмещение вреда по советскому законодательству. М., 2000. С. 160.
В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации».
Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.
Созданная законодательная база является основой для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации правовой ценностью в российском обществе признается человек, его права и свободы. В развитие данного положения другие нормативные правовые акты
(например, УК РФ, ГК РФ) содержат нормы об охране ценностей, непосредственно связанных с личностью гражданина. Сущность и содержание правовых ценностей раскрывается через содержание прав человека, таких, как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на охрану здоровья и т.д., именуемых "личными неимущественными правами" или "нематериальными благами" (ст. 151 ГК РФ). В научной литературе по гражданскому праву указанные понятия употребляются как тождественные. Личные неимущественные права представляют собой совокупность естественных неотчуждаемых основополагающих прав и свобод человека, не зависящих от его принадлежности к какому-либо государству.
Военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время заключается в повседневном выполнении учебных планов и программ боевой подготовки, "... других видов подготовки и обучения, постоянном совершенствовании каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несении боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и внутренней службы, выполнении всех уставных требований, соблюдении воинской дисциплины и т.д."2. Воинский труд - труд коллективный, в процессе которого достигается слаженность посредством тренировок, учений, стрельб, походов и т.п. Интенсивность воинской деятельности в совокупности с повышенным риском причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего создает обстановку, отличную от условий других видов деятельности3. Поэтому отношения, складывающиеся в процессе воинской деятельности, в том числе связанные с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, требуют детального правового регулирования. Граждане, поступающие на военную службу, приобретают особый правовой статус - совокупность прав, свобод, включая гарантии их реализации, а также обязанностей и ответственности, установленных
|
|
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Права (свободы) указывают на то, что может делать военнослужащий, не вступая в противоречия с интересами государства и законными интересами организаций и других граждан (военнослужащих). Обязанности предписывают, что военнослужащему необходимо знать, какие
2 Военное право: Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации / Под ред. Н.И. Кузнецова. М., 2006. С. 60.
3 Кудашкин А.В. Теоретико-правовые основы военной службы в Российской Федерации. М., 2000. С. 75 - 76.
к нему предъявляются требования4.
Права и обязанности военнослужащих имеют определенную систему и делятся, как правило, на две группы: общегражданские и военно- служебные. Общегражданскими правами и обязанностями (политическими, социально-экономическими, личными правами и свободами, обязанностями), закрепленными в гл. II Конституции Российской Федерации, военнослужащие пользуются наравне с другими гражданами, за исключением установленных законом ограничений. Так, согласно п. 2 ст. 9
|
|
Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности во внеслужебное время.
Военно-служебные права и обязанности возникают у военнослужащих в связи с прохождением военной службы и подразделяются на общие, должностные и специальные.
Общие военно-служебные права и обязанности относятся ко всем военнослужащим: обязанность "быть верным Военной присяге..., защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы" (ст. 13 УВС ВС РФ), право на возмещение вреда в порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
Каждый военнослужащий исполняет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Так, гл. 3
УВС ВС РФ определяет права и обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц полка (корабля), в том числе по обеспечению прав подчиненных им военнослужащих. Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" командиры воинских частей отвечают в
Мирное и военное время за воспитание, воинскую дисциплину,
4 Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: Учебник. М., 2001. С. 118.
правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы.
Специальные права военнослужащих связаны с несением внутренней, гарнизонной и караульной служб, боевого дежурства (боевой службы), а также с выполнением специальных заданий (командировка, проверка, инспектирование и др.). Например, ст. 187 УГ и КС ВС РФ определяет права и обязанности часового, а ст. 191 регламентирует порядок применения им оружия.
Реализация прав и свобод может выражаться в пользовании правом
(например, правом на льготы, установленные законодательством) либо в защите (восстановлении, требовании компенсации) нарушенного права
(например, требование о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы).
Права и законные интересы граждан (военнослужащих) обеспечиваются комплексом юридических гарантий - "закрепленных в законодательстве средств (способов), специальных мер, которые призваны непосредственно обеспечить правомерную реализацию и защиту прав и свобод военнослужащих, удовлетворение их интересов, пользование благами, лежащими в основе того или иного права или свободы"5.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, гарантирующее установленные законом выплаты при причинении вреда жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, в порядке гражданско-правовой ответственности воинской части (государства в лице Министерства обороны Российской Федерации).
5 Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Указ. соч. С. 132.
Возмещение вреда в порядке гражданско-правовой ответственности воинской части (Министерства обороны Российской Федерации) является дополнительной гарантией защиты нематериальных благ (жизни и здоровья) военнослужащего. Возложение ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего, обусловлено тем, что в порядке обязательного государственного страхования и государственного социального обеспечения отрицательные последствия причинения вреда, возникшие в имущественной и неимущественной сферах потерпевшего, не могут быть устранены в полном объеме.
Законом № 4468-1 установлены следующие виды пенсий: за выслугу лет; по инвалидности; по случаю потери кормильца.
Пенсия за выслугу лет предоставляется указанным категориям военнослужащих, если продолжительность выслуги составляет 20 лет и более. В случае увольнения в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или проведением организационно-штатных мероприятий, а также по состоянию здоровья пенсия назначается лицам в возрасте 45 лет и старше при наличии общего трудового стажа не менее 25 календарных лет, из которых 12 лет и 6 месяцев приходится на военную службу и (или) службу в органах внутренних дел.
В выслугу лет засчитываются: военная служба; служба в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД РФ; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий не совершил в плену преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. Уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел в выслугу лет может включаться также время учебы до начала службы, но не более 5 лет, из расчета один год учебы за 6 месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении.