Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей подросткового возраста (14-15 лет)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Особенности развития межличностных взаимоотношений и

самооценки детей подросткового возраста 14-15 лет…………………. …..7

1.1Изучение формирования социометрического статуса

в системе межличностных отношений……………………………………….7

1.2 Влияние самооценки на личность человека……………………………..13

1.3 Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах……………………………………………………………………………16

1.4 Зависимость самооценки и статуса у детей подросткового   возраста…22

2. Анализ изучаемой проблемы по влиянию самооценки на социометрический статус в группе…………………………………………...24  

2.1 Описание методик исследования и обработка данных………………….25

Рекомендации………………………………………………………………….38

Заключение……………………………………………………………………39

Список литературы……………………………………………………………42

Приложения 1………………………………………………………………….44

Приложении 2…………………………………………………………………50



ВВЕДЕНИЕ

Становление личности подростка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".[18, c. 239]. Ведь личность – это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. [18, с. 242].

Субъективно для индивида личность выступает как его «Я», как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, которая обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений подросток реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности подростка, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - подросток проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Так как непременным условием социализации детей подросткового возраста является его общение со сверстниками, которое складывается в малых группах. И поэтому велико значение занимаемого социометрического статуса в группе.

Рассмотренная тема курсовой работы «Влияние самооценки на социометрический статус личности в подростковом возрасте 14-15 лет» направлена на изучение проблемы влияния самооценки на социометрический статус подростка в группе. По нашему мнению, эта тема – тема первостепенной важности в социальной психологии, т. к. ее актуальность для современников велика. Ведь проблема влияния самооценки на социометрический статус личности в подростковом возрасте имеет опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств личности, неадекватной самооценки; что приводит к ослаблению иммунной системы и, следовательно, большей уязвимостью для болезней. [4, с305].

подросткового возраста.

Предмет исследования – самооценка детей подросткового возраста 14-15 лет.

Цель исследования – изучение влияния самооценки на социометрический статус подростка в группе.

Исходя из вышеуказанной цели исследования, ее основными задачами будут:

1) Осуществление анализа литературы по проблеме влияния самооценки на социометрический статус личности подростка в группе.

2) Выявить зависимость социометрического статуса и самооценки личности подростка в группе от самооценки.

3) Провести диагностику социометрического статуса и самооценки личности детей подросткового возраста

4) Составить программу коррекционной работы по проблеме в сфере межличностного взаимодействия.

5) Реализовать программу, составить практические рекомендации по формированию адекватной самооценки у подростков.

        Гипотеза исследования:

       Предположим, что существует прямопропорциональная зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста.

Новизна исследования: Одним из приобретенных направлений в социальной психологии является комплексное изучение межличностных отношений в коллективе в интересах оптимизации в них межличностного взаимодействия. Особую актуальность имеет проблема межличностной совместимости в группе. Этой проблемой занимался известный американский психиатр Дж. Морено, он предложил метод социометрии для изучения социально- психологического климата в коллективе; а проблемой изучения самооценки эмоциональных состояний занимались американские психологи А. Уэссман и Д. Рикс и др. В нашем случае, мы определяли уровни самооценки, ранжируя 20 качеств личности, используя тест «Самооценка» (ред. сост. Л. Д. Столяренко).

Эти исследования имеют не только теоретическое значение,Ж но и практическое,так как под влиянием самооценки у личности постепенно складывается определенное отношение к себе в период межличностного взаимодействия, которое может реально повлиять на статус личности в коллективе.

Сществует широко распространенное мнение о том, что неадекватная самооценка является фактором риска для широкого спектра психологических и поведенческих проблем. В последнее время это мнение стало одной из наиболее популярных в СМИ (в России, США и других странах Европы), где общественные деятели обсуждают проблемы: жестокого обращения подростков по отношению к сверстникам, правонарушений в подростковой среде вследствие неэффективного межличностного взаимодействия.

Все выше сказанное имеет практическое значение, в большей степени, в условиях общеобразовательных учреждений. И поэтому:

Источниковой базой исследования является муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя образовательная школа № 21» г. Серова, а в качестве испытуемых – учащиеся 9 класса.

социометрия Дж. Морено и метод «Самооценка» (ред. сост. Л. Д. Столяренко), благодаря которым, мы исследовали межличностные отношения в группе и самооценку эмоционального состояния личности подростков.

Также были использованы в первой части курсовой работы теоретические методы исследования, благодаря которым мы проанализировали проблему влияния самооценки на социометрический статус личности, при этом рассмотрев особенности развития межличностных отношений и механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте. Выявили гипотезу.

          

 

Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей подросткового возраста (14-15 лет)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: