В сфере санаторно-курортного дела необходима целенаправленная подготовка специалистов по проектированию программ, особенно молодых специалистов.
Лечебно-оздоровительный сервис в здравницах как специализированный процесс направлен на организацию отдыха и совершенствование здорового образа жизни потребителя за счет оплаты конкретных услуг, осуществляемых с учетом особенностей его трудовой деятельности.
В связи с особенностями оказания сервиса сложились определенные формы лечебно-оздоровительных услуг: лечебно-восстановительные процедуры; оздоровительная зарядка; лечебная физическая культура под руководством инструктора и самостоятельно; туристские мероприятия; солнечные, водяные и воздушные ванны; подвижные игры и др. Каждая из этих форм решает определенные задачи и имеет специфические особенности.
Разработка лечебно-оздоровительного продукта – сложный и многоступенчатый процесс, который включает: маркетинговые исследования; анализ сегментов рынка и конкурентов; предполагаемый потребительский спрос; место расположения курорта; конъюнктуру рынка услуг; оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение услуг.
|
|
Ценообразование на лечебно-оздоровительный продукт требует особого внимания. Уровень цен должен способствовать проникновению на рынок (появлению потребителей), удержанию своих позиций на рынке и получению прибыли.
При разработке ценообразования на лечебно-оздоровительный продукт необходимо учитывать: деятельность посредников, занимающихся сбытом услуг; конкурентоспособность; затраты на содержание, охрану, эксплуатацию и ремонт оборудования, сооружений, инвентаря и имущества[1].
Примерный перечень лечебно-оздоровительных услуг в здравницах может быть следующим:
· проведение медико-восстановительных и методических консультаций, тестирование;
· проведение занятий по физической культуре (в группах, клубах гимнастики, закаливания);
· разработка и выдача рекомендаций, программ, комплексов для занятий физической культурой и туризмом;
· обучение навыкам физической культуры, развитию специальных качеств;
· предоставление объектов физической культуры для населения (включая предоставление услуг оздоровительных бань и саун, проведение оздоровительного массажа);
· пользование тренажерами;
· проведение зрелищных мероприятий;
· услуги в области подготовки инструкторов физической культуры и туризма; создание условий до, во время и после занятий по присмотру за детьми; приведение в порядок спортивной одежды, обуви; оказание хозяйственных услуг, связанных с занятиями;
|
|
· ремонт, подгонка и установка снаряжения, инвентаря, оборудования и спортивной формы, тренажеров и др.
Оборудование и оснащение спортивно-оздоровительных помещений должны обеспечить оказание квалифицированных услуг. Количество, квалификация и профессиональная подготовка персонала должны обеспечивать осуществление заявленного вида деятельности в соответствии с режимом работы объекта.
При строительстве новой лечебно-оздоровительной структуры учитываются интересы и рейтинг популярности каждой услуги. В первую очередь обращают внимание на предоставление услуг водно-восстановительного характера, затем в тренажерном зале, площадке для подвижных игр.
Особое внимание уделяется проблеме использования материально-технической базы в период так называемого мертвого времени.
Лечебно-оздоровительный сервис постепенно получает свое признание: ассортимент услуг становится разнообразным, но они еще мало доступны широкому кругу потребителей. Для этого надо направлять усилия на квалифицированную подготовку персонала, совершенствование материально-технической базы, находить новые способы и методы вовлечения в оздоровительные мероприятия клиентов и относиться к ним доброжелательно, осваивать передовой опыт и творчески внедрять его в целях достижения экономического эффекта.