1. По условиям задачи и данным табл.3 проводится оценка условий труда в баллах до и после внедрения мероприятий. Результаты оценки целесообразно привести в виде таблицы:
Факторы | Оценка факторов в баллах | |
До внедрения мероприятий | После внедрения мероприятий | |
Санитарно-гигиенические: температура воздуха на рабочем месте скорость движения воздуха уровень шума Психологический: величина нервно-психической нагрузки | 5 4 4 3 | 2 1 3 1 (Х кор=2) |
2. Определяется интегральная оценка условий (тяжести) труда до U тд и после U тп внедрения мероприятий по формуле (1).
2.1. До внедрения мероприятий:
.
2.2. Проводится корректировка оценки условий труда по фактору изменения числа важнейших объектов наблюдений.
Поскольку в 1-ю половину смены оценка изменений числа важнейших объектов равна 3, а во 2-ю половину смены – 1 баллу, то скорректированная оценка этого фактора в соответствии с формулой (2) равна:
.
Тогда, в соответствии с формулой (1), получим
|
|
.
3. Определение степени утомления по формуле (3) до Уд и после Уп внедрения мероприятий:
.
4. Определение уровня работоспособности по формуле (4) до R д и после R п внедрения мероприятий:
R д = 100 – Уд = 36,72.
R п = 100 – Уп = 64,53.
5. Прирост производительности труда от изменения уровня работоспособности в соответствии с формулой (5) составит
=15,15 %.
6. Прогнозирование изменения производственного травматизма при обслуживании автоматизированных линий в течение смены.
6.1. Проектируемое оборудование предназначено для использования его в рациональных условиях среды при , что соответствует первой категории тяжести труда (j = 1) и величине роста производственного травматизма равного единице (Y 1 =1,0).
6.2. В реальных условиях эксплуатации до внедрения мероприятий возможен рост травматизма в 3,81 раза из-за 5-й категории тяжести труда:
.
6.3. После внедрения мероприятий категория тяжести труда снизится до 3-й (U т 3 = 38,3), что соответствует росту травматизма в 1,69 раза по сравнению с рациональными (проектируемыми) условиями труда:
.
Следует отметить, что рассматриваемый пример объединяет учет «человеческого фактора» с позиций эргономики, охраны труда и экономики. Варианты содержания подобных задач могут быть различными и предоставляются студентам в качестве упражнений на практических занятиях по дисциплине «Эргономика и основы дизайна».
Ниже представлены задачи подобные рассмотренному примеру, решение которых в соответствии с заданным вариантом (табл.6) позволит студентам приобрести необходимые практические навыки.
Таблица 6
Варианты задач
|
|
Начальная буква фамилии | Последняя цифра шифра зачетной книжки | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | |
А, К, У | 1 | 20 | 21 | 12 | 13 | 4 | 5 | 24 | 25 | 16 |
Б, Л, Ф | 2 | 19 | 22 | 11 | 14 | 3 | 6 | 23 | 26 | 15 |
В, М, Х | 3 | 18 | 23 | 10 | 15 | 2 | 7 | 22 | 27 | 14 |
Г, Н, Ц | 4 | 17 | 24 | 9 | 16 | 1 | 8 | 21 | 28 | 13 |
Д, О, Ч | 5 | 16 | 25 | 8 | 17 | 28 | 9 | 20 | 1 | 12 |
Е, П, Ш | 6 | 15 | 26 | 7 | 18 | 27 | 10 | 19 | 2 | 11 |
Ж, Р, Щ | 7 | 14 | 27 | 6 | 19 | 26 | 11 | 18 | 3 | 10 |
З, С, Ю | 8 | 13 | 28 | 5 | 20 | 25 | 12 | 17 | 4 | 9 |
И, Я | 9 | 12 | 1 | 4 | 21 | 24 | 13 | 16 | 5 | 8 |
Т, Э | 10 | 11 | 2 | 3 | 22 | 23 | 14 | 15 | 6 | 7 |