Порядок решения задач

1. По условиям задачи и данным табл.3 проводится оценка условий труда в баллах до и после внедрения мероприятий. Результаты оценки целесообразно привести в виде таблицы:

 

Факторы

Оценка факторов в баллах

До внедрения мероприятий После внедрения мероприятий
Санитарно-гигиенические: температура воздуха на рабочем месте скорость движения воздуха уровень шума   Психологический: величина нервно-психической нагрузки   5 4 4     3   2 1 3     1 (Х кор=2)

 

2. Определяется интегральная оценка условий (тяжести) труда до U тд и после U тп внедрения мероприятий по формуле (1).

2.1. До внедрения мероприятий:

.

2.2. Проводится корректировка оценки условий труда по фактору изменения числа важнейших объектов наблюдений.

Поскольку в 1-ю половину смены оценка изменений числа важнейших объектов равна 3, а во 2-ю половину смены – 1 баллу, то скорректированная оценка этого фактора в соответствии с формулой (2) равна:

.

Тогда, в соответствии с формулой (1), получим

.

3. Определение степени утомления по формуле (3) до Уд и после Уп внедрения мероприятий:

.

4. Определение уровня работоспособности по формуле (4) до R д и после R п внедрения мероприятий:

R д = 100 – Уд = 36,72.

R п = 100 – Уп = 64,53.

 

5. Прирост производительности труда от изменения уровня работоспособности в соответствии с формулой (5) составит

=15,15 %.

6. Прогнозирование изменения производственного травматизма при обслуживании автоматизированных линий в течение смены.

6.1. Проектируемое оборудование предназначено для использования его в рациональных условиях среды при , что соответствует первой категории тяжести труда (j = 1) и величине роста производственного травматизма равного единице (Y 1 =1,0).

6.2. В реальных условиях эксплуатации до внедрения мероприятий возможен рост травматизма в 3,81 раза из-за 5-й категории тяжести труда:

.

6.3. После внедрения мероприятий категория тяжести труда снизится до 3-й (U т 3 = 38,3), что соответствует росту травматизма в 1,69 раза по сравнению с рациональными (проектируемыми) условиями труда:

.

Следует отметить, что рассматриваемый пример объединяет учет «человеческого фактора» с позиций эргономики, охраны труда и экономики. Варианты содержания подобных задач могут быть различными и предоставляются студентам в качестве упражнений на практических занятиях по дисциплине «Эргономика и основы дизайна».

Ниже представлены задачи подобные рассмотренному примеру, решение которых в соответствии с заданным вариантом (табл.6) позволит студентам приобрести необходимые практические навыки.

 

Таблица 6

 

Варианты задач

Начальная

буква

фамилии

Последняя цифра шифра зачетной книжки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А, К, У 1 20 21 12 13 4 5 24 25 16
Б, Л, Ф 2 19 22 11 14 3 6 23 26 15
В, М, Х 3 18 23 10 15 2 7 22 27 14
Г, Н, Ц 4 17 24 9 16 1 8 21 28 13
Д, О, Ч 5 16 25 8 17 28 9 20 1 12
Е, П, Ш 6 15 26 7 18 27 10 19 2 11
Ж, Р, Щ 7 14 27 6 19 26 11 18 3 10
З, С, Ю 8 13 28 5 20 25 12 17 4 9
И, Я 9 12 1 4 21 24 13 16 5 8
Т, Э 10 11 2 3 22 23 14 15 6 7

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: