Пояснительная записка
Программа элективного курса «Металлообработка» рассчитана на предпрофильную подготовку в старших классах средней школы (8 класс) и относится к вариативным компонентам образования.
Курс металлообработка направлен на формирование рабочей культуры учащихся, развития мышления и творческого потенциала личности, а также для сознательного выбора профессии.
Элективный курс ориентирован на удовлетворение любознательности, развитие исследовательских навыков учащихся, направлен на формирование у учащихся конкретных знаний, связанных с профессией.
Особенностью курса является сочетание информационной и практической деятельности.
Проблема качества подготовки рабочих кадров актуальна для образовательных учреждений. Чтобы выпускник был востребован на рынке труда, необходим постоянный поиск новых подходов к обеспечению его конкурентоспособности. Добиться этого можно за счет обновления содержания обучения, внедрения интенсивных технологий и методик, повышения профессионализма и мастерства педагогических кадров.
|
|
Разработка состоит из профессионально значимых тем, где обобщаются, конкретизируются и актуализируются те знания, которые наиболее значимы в профессиональной деятельности
Специфической особенностью программы является ее техническая направленность. Это обеспечивается ознакомлением учащихся с современными взглядами на развитие техники. При изучении данного курса много внимания уделяется профессиональной ориентации школьника.
Введение курса «Металлообработка» обеспечивает более успешное изучение точных дисциплин: физика, математика, геометрия, география, а также различных предметов блока «Технология».
Курс рассчитан на 18 часов занятий. Большая часть курса отведена на практические занятия. Практическая часть развивает техническое воображение и логическое мышление, познавательную активность что необходимо для развития творческой личности учащегося в современных условиях, а также помогает ориентироваться в профессиональном мире.
Цель курса: формирование у учащихся сознательного выбора профессии.
Задачи курса:
- обучать теоретическим основам металлообработки металлов на оборудовании;
- обучать способам обработки материалов;
- научить пользоваться справочными материалами и стандартами;
-познакомить обучающихся школ с профессией «сварщик», помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду профессиональной деятельности.
Для реализации программы используются следующие принципы обучения:
- наглядность;
- доступность;
- работа от простого к сложному;
|
|
- систематичность и последовательность;
- активность и самостоятельность;
- воспитание нравственных и эстетических чувств;
- прочное усвоение знаний, умений и навыков;
- учёт индивидуальных способностей.
Программа предусматривает проведению традиционных уроков, чтение лекций, проведение практических занятий, обобщающие уроки. Промежуточная оценка знаний и умений осуществляется при помощи тестовой методики и проведению самостоятельных работ. Итоговый контроль проводится по конкретно выполненным практическим работам. Курс завершается практической работой согласно чертежа изготовления изделия с применением полученных знаний.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Техника безопасности, гигиена, санитария | 1 | 1 | |
2 | Токарные станки | 2 | 1 | 1 |
3 | Машиностроительные материалы и их свойства | 1 | 1 | |
4 | Основы технического измерения | 1 | 1 | |
5 | Машиностроительное черчение | 1 | 1 | |
6 | Технология обработки металла | 2 | 1 | 1 |
7 | Организация рабочего места | 1 | 1 | |
8 | Оборудование для ручной сварки. Виды сварки | 3 | 2 | 1 |
9 | Изготовление изделий | 5 | 5 | |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
11 | Итого: | 18 | 7 | 11 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Техника безопасности, гигиена, санитария -1 час. Основные сведения о гигиене труда, об утомляемости. Значение режима труда. Режим рабочего дня, требования к спецодежде. Общие понятия о профессиональных заболеваниях. Первая помощь при несчастных случаях, при кровопотере, ушибах и ожогах.
2.Токарные станки – 2 часа. Классификация станков. Устройство токарно-винторезного станка. Управление станком.
3.Машиностроительные материалы и их свойства – 1 час. Металлы и их свойства. Классификация сталей. Маркировка область применения.
4.Основы технического измерения – 1 час. Государственная система измерений. Классификация измерительных средств. Штангенциркуль, микрометр.
5.Машиностроительное черчение – 1 час. Рабочие чертежи и эскизы
Основные виды на чертежах. Обозначения на чертежах.
6.Технология обработки металла – 2 час. Виды работ. Процесс резания металлов. Режущие инструменты. Технология обработки гладких наружных и внутренних поверхностей.
7.Организация рабочего места – 1 час. Техника безопасности, приемы труда, оснащение рабочего места
8. Оборудование для ручной сварки. Виды сварки-3 часа. Ознакомление с оборудованием для ручной дуговой сварки. Возбуждение сварочной дуги и поддержание её горения до полного сгорания электрода.
9.Изготовление изделий – 7 часов. Работа по чертежам и эскизам
10. Итоговое занятие– 1 час. Выставка работ обучающихся.
Ожидаемые результаты.
Учащийся должен знать:
- основы материаловедения;
- изображения на чертежах;
- геометрические параметры режущего и мерительного инструмента;
- понятия процесса резания;
- назначения чертежей деталей, требования производства;
- правила безопасности труда при механической обработки металла;
-оборудование;
- сформировать представление о разных видах сварки;
-требование рабочего места.
Учащийся должен уметь:
- анализировать форму деталей и изделий;
- организовать рабочее место;
-читать чертежи и эскизы;
- соблюдать правила по технике безопасности;
- пользоваться измерительным инструментами;
- закрепить знания о разных видах сварки
- выполнять не сложную работу, бережно обращаться с оборудованием и инструментами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. С.К. Боголюбов, Черчение. учебник для средних специальных учебных заведений. Боголюбов С.К. –М.: Машиностроение, 2009.
2. Н.А. Бабулин, Построение и чтение машиностроительных чертежей. Бабулин. Н.А. -М.: Машиностроение, 2015.
|
|
3. А.М. Бродский, Практикум по инженерной графике. Бродский А.М. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
4. Н.С. Козловский, Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. Козловский Н.С. - М.: Машиностроение,2008.
5. И.С. Вышнепольский, Техническое черчение. Вышнепольский И.С. – М.: Асадема, 2011.
6. И.И. Гольдин, Задания по допускам и техническим измерениям. Гольдин И.И. - М.: Машиностроение, 2005.
7. П.С. Лернер, Токарное и фрезерное дело. Лернер П.С. - М: Просвещение, 1990.
8. Т.Д. Сагальский, Инструкции по технике. Школьнику об организации производства. Сагальский Т.Д. - М: Просвещение,2010.