На сегодняшний день интеграция- сложная система взаимодействия государств на основе тесного сотрудничества и взаимопроникновения отдельных национальных хозяйств, обеспечения условий концентрации производства и переплетения капиталов, проведения согласованной межгосударственной экономической политики.
Основные цели участия в интеграционном процессе:
1). Интегрирующиеся страны руководствуются возможностью повышения эффективности функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также имеют своими целями:
2). Использовать преимущества «экономики масштаба». Обеспечить расширение размеров рынка, и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.
|
|
3). Создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ставят перед собой именно эту цель.
4). Решить задачи торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.
|
|
5). Содействовать структурной перестройке экономике, ускорить темпы ее роста. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.
Основные предпосылки возникновения интеграционных процессов:
1). Территориальная близость государств. Интеграционные процессы легче всего возникают на региональном уровне на основе исторически сложившейся региональной общности, предполагающей территориальную близость, сходство экономико-географических и хозяйственно-культурных комплексов, демографических структур, этнической истории и пр. Эта общность создает объективные возможности для формирования адекватных времени крупных политико-экономических образований.
2). Сходство уровней экономического развития стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.
3). Общность экономических, политических, социальных и прочих интересов, проблем и задач. Это облегчает разработку общих экономических стратегий и соглашений, способствует развитию общей экономической и социальной политики. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты.
Наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран. 4). Сходная структура социально-экономических институтов, наличие добывающей и обрабатывающей промышленности, дополняющей друг друга, специализация на производстве определённых товаров и услуг, создающих условия для взаимовыгодной торгово- промышленной кооперации, способствует ускорению экономического роста и развития процессов интеграции.
5). Демонстрационный эффект. Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений(ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.
|
|
6). «Эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, соседние страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение.
Интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
• устранение ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения;
• согласование экономической политики стран-участниц;
• взаимопроникновение и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;
• широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместное финансирование развития экономики и ее инновационного механизма;
• связанные с этим структурные изменения в экономике стран-участниц;
• сближение национальных законодательств, норм и стандартов;
• целенаправленное регулирование интеграционного процесса, развитие органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления: как в случае с ЕС);
• региональный пространственный масштаб интеграции.
Делая выводы из вышесказанного, следует отметить, что при вхождении в интеграционный процесс страны руководствуются перспективами развития своих национальных экономик и ускорения осуществления целей экономического роста и развития. В процессе интеграции происходит согласование целей и формирование новых, которые становятся основой для общей экономической политики и более эффективного осуществления национальных целей.