Все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам вне государственного сектора, а также иностранным государствам образуют государственный долг. К формированию государственного долга приводит заимствование средств бюджетами различных уровней.
По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность государственных органов, возникшую в результате формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
Государственная задолженность включает в себя четыре основных элемента:
1) финансовую задолженность;
2) административную задолженность;
3) вероятные долговые обязательства;
4) неучтенные обязательства.
В зависимости от происхождения кредитных средств, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, в зависимости от сроков обслуживания – на капитальный и текущий и основной.
|
|
Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.[8]
Кроме того, задолженность может быть федеральной, где заемщиком выступает федерация или федеральные фонды; и коммунальной, где заемщиком являются местные органы власти.
Основными кредиторами государства являются:
ü кредитные институты;
ü центральный эмиссионный банк;
ü небанковский сектор;
ü международные негосударственные и государственные организации;
ü иностранные правительства[9]
Государственная задолженность имеет две основные формы. Она может быть оформлена в виде государственных ценных бумаг или записей на бухгалтерских счетах. На данный момент государственная потребность в кредитах покрывается, по крайней мере в странах с развитой экономикой, преимущественно через эмиссию ценных бумаг.
Существенными отличительными признаками оформления государственной задолженности являются:
1) право эмиссии;
2) предполагаемые держатели государственных долговых обязательств;
|
|
3) место размещения долговых обязательств;
4) рыночность;
5) детерминанты доходности;
6) способы размещения займов;
7) условия погашения;
8) надежность и обеспеченность долговых обязательств;
9) номинальная стоимость.[10]
Причины образования государственного долга:
· рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;
· чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийный бедствия, войны и т.д.), вызывающие рост непредвиденных расходов, которые не поддаются покрытию;
· кризисные явления в экономике, ее развал;
· неэффективность финансовой системы;
· неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.[11]
В таком случае государство должно принять жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение бюджетного дефицита, чтобы не произошло нарастания государственного долга и ухудшения социально – экономического положения страны.
Управление государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.
Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика.
Управление государственным долгом в узком смысле слова есть совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг. Осуществление этих мероприятий требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования государственной задолженности.
Основными принципами управления государственным долгом в РФ являются:
ü сохранение объема долговых обязательств субъекта РФ или муниципального образования на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков. Основным подходом к реализации этого принципа является такое планирование долговых обязательств, которое предполагает обслуживание и погашение долга исключительно за счет доходов бюджета;
ü полнота исполнения долговых обязательств. Данный принцип предполагает такое управление долговыми обязательствами субъекта РФ или муниципального образования, которое обеспечивает исполнение этих обязательств в полном объеме;
ü своевременность исполнения долговых обязательств. Данный принцип предполагает исполнение обязательств в срок. Возникновение просроченных обязательств не допускается;
ü минимизация стоимости долговых обязательств предполагает поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств при соблюдении вышеизложенных принципов;
ü прозрачность управления долгом, который предполагает: использование ясных формализованных процедур и механизмов управления долгом и публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также о долговой политике администрации.
Важнейшей составной частью политики регулирования государственного долга в мировой практике является менеджмент состава и структуры государственного долга при неизменном объеме совокупной задолженности. Использование методов изменения состава и структуры государственной задолженности как инструмента экономической политики возможно только в рамках «антициклической» концепции менеджмента. Она рассматривает изменение состава долговых обязательств наряду с проводимой центральным банком денежной политикой как инструменты конъюнктурной государственной политики, подчиненные целям достижения стабилизации экономики.
|
|
Исследование современных проблем государственной задолженности представляет собой значительную трудность как в теоретическом, так и в практическом плане. История развития экономической мысли свидетельствует о наличии многообразных, иногда даже диаметрально противоположных взглядов на использование государством методов дефицитного финансирования при проведении той или иной экономической политики.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Финансы - это не деньги, а совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.
2. Государственные финансы делятся на централизованные и децентрализованные.
3. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют одновременно три основные функции: функцию формирования денежных фондов, распределительную и контрольную.
4. Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
5. И именно через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.
6. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены их единой сущностью.
7. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
|
|
8. Структура бюджета включает в себя две составные части: доходную и расходную.
9. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
10. Государственный долг представляет собой задолженность государственных органов, возникшую в результате формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
11. Важнейшей составной частью политики регулирования государственного долга в мировой практике является менеджмент состава и структуры государственного долга при неизменном объеме совокупной задолженности.
Подробное исследование финансовой системы и взаимодействия ее основных звеньев, помогает нам определить дальнейшие тенденции их развития в условиях современной рыночной экономики. А также разработать и принять ряд мер по стабилизации их функционирования.