Особой ожесточенностью отличалась борьба по искоренению религиозного сознания и священнослужителей, которые скопом были зачислены в стан контрреволюции. Власти явно преуспевали в битве за умы молодежи - пионеры и комсомольцы оказались наиболее отзывчивыми на призывы покончить с «поповским мракобесием». К 1922 году было закрыто более двух третей из примерно 1200 православных монастырей, а в Москве - все домовые церкви, составлявшие около четверти общего числа столичных храмов. Началось планомерное разрушение церковных сооружений. В Москве первым снесли выдающийся памятник церковной архитектуры - часовню Александра Невского на Манежной площади. Кампания по изъятию церковных ценностей, предпринятая в голодном 1922 году, обернулась дальнейшим разгромом культурно-исторического достояния страны, начатого в годы Гражданской войны. Однако сломить пассивное сопротивление Церкви властям не удавалось.
В начале мая 1922 года Политбюро, по предложению Ленина, дало директиву Московскому трибуналу: немедленно привлечь Патриарха Тихона к суду. Патриарха арестовали и намеревались судить по обвинениям в антисоветских преступлениях. До суда, однако, дело не дошло. И не столько из-за того, что Патриарху пришлось покаяться, а в церквах были прекращены анафемствования (церковное проклятие) коммунистов, сколько из-за опасения бурной реакции в зарубежных странах. Например, британское правительство заявило об отзыве дипломатической миссии, если начнется намеченный на апрель 1923 года процесс по его делу.
После того как Ленин отошел от политической деятельности, постановлением ВЦИК расследование этого «дела» было остановлено. Однако гонения на церковь не прекратились, а Тихон умер под арестом в апреле 1925 года (по мнению некоторых церковных историков, был отравлен). После его гибели был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (П.Ф. Полянский), которого в 1937 году расстреляли в Верхнеуральской тюрьме. Главным местом заточения церковных иерархов в 20-х годах стал Соловецкий лагерь, где к 1926 году были со-
браны 24 епископа. Многие из них были высланы из епархиальных городов на север, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В 1922 году только по суду было расстреляно 3447 священнослужителей, общее число преданных смертной казни в начале 20-х годов достигло 10 тыс. Всего за годы Советской власти (в основном в 20 - 30-е) уничтожено около 200 тыс. священнослужителей.
С конца 1922 года большими тиражами издавалась газета «Безбожник», в 1925 году создается «Союз безбожников», придавшие атеистической пропаганде воинствующую напористость и повседневность. Однако атеизм, насаждаемый насилием, не имел особых шансов на успех у громадных масс (в середине 20-х годов в СССР насчитывалось до 130 млн. верующих, преимущественно крестьян). Не дала особого результата и ставка на раскол внутри Православной церкви. С переходом к нэпу в ней усилилось «обновленческое движение», восходящее к либеральным и христианско-социалистическим идеям начала XX столетия и противостоящее официальной церковной политике. Большевистская власть, приняв требования части верующих о демократизации приходов за атеистическую тенденцию, стала поддерживать «Живую церковь», надеясь использовать ее в борьбе с «церковной контрреволюцией». К 1925 году за обновленцами числилось до трети всех приходов, 13650 храмов. Одним из первых иерархов РПЦ, уклонившихся в обновленческий раскол в 1922 году, был митрополит Сергий (И.Н. Страго-родский). Однако после 14 месяцев пребывания в расколе он покаялся перед Патриархом Тихоном и был принят обратно в лоно Церкви в сущем сане.
Необходимость «смычки» города и деревни после кризиса сбыта в 1923 году, смерть бескомпромиссного богоборца Ленина несколько умерили репрессии по отношению к Церкви.
Реальным предстоятелем Русской Православной церкви еще при жизни митрополита Петра стал заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий. 29 июля 1927 г., чтобы смягчить репрессии против Церкви, он с группой архиереев «сергианцев» обнародовал «Послание к пастырям и пастве» - декларацию, в которой заявилось о безусловной лояльности Церкви по отношению к государству. Декларация призывала осознать серьезность свершившегося в стране, в
10
котором, как всегда и везде, «действует та же Десница Божия». Особо отмечалось: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Однако это не остановило гонений на Церковь. В сентябре 1927 г. Сталин, беседуя с американской рабочей делегацией, заявил, что «партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано». Со сломом нэпа и переходом к «революции сверху» в деревне гонения на Церковь многократно возросли3.
3 Боханов А.Н.. Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х кн. Книга III: История России. XX век. - М., 2001.
11