Методика работы социального педагога по предупреждению насилия в семье

Направления работы социального педагога по предупреждению

Насилия в семье

В нашей стране основным методом решения домашнего насилия остается такая мера, как лишение родителей юридических прав на ребенка с последующим помещением ребенка в государственное воспитательное учреждение. Однако многие педагоги считают, что наказание родителей и отлучение детей от семьи не является способом решения проблемы. 

Педагоги считают, что ребенок, изъятый из привычной семейной обстановки, получает еще массу психологических травм: дискомфорт в новой непривычной обстановке, разлука с родителями. Дети, хотя и испытывают страх перед родителями, которые жестоко с ними обращаются, они их любят и искренне привязаны. После разлуки с родителями дети чувствуют себя в полной изоляции, еще более никому не нужными. Наказанным оказывается не виновник, а жертва насилия.

Важнейшим элементом борьбы с семейным насилием является устранение последствий насилия и защита прав пострадавшего. Однако мы считаем, что социальная работа в образовательном учреждении должна быть больше ориентирована на профилактику насилия над детьми.

Основным институтом в социальной адаптации ребенка является семья. В связи с этим одной из основных задач школы является воздействие на семью с целью повышения ее воспитательного потенциала.

По мнению В. Н. Гурова, основной целью деятельности социального педагога в образовательном учреждении является внесение позитивного изменения в функционирование семьи с целью усиления ее влияния на ребенка; работа по организации педагогического просвещения, чтобы усилить воспитательный потенциал семьи; создание более комфортной нравственно психологической атмосферы в семье с целью более успешного усвоения норм и ценностей [8, с. 11].

Работа социального педагога по предупреждению насилия в семье направлена на достижение следующих целей: выявление и преодоление последствий насилия над детьми, комфорт каждого члена семьи; осознание стереотипов взаимодействия и изменение их патологических форм каждым членом семьи. 

Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:  

- изменение детско-родительских отношений в проблемных семьях;

- педагогическое просвещение родителей; 

- помочь детям и родителям учится ценить себя и хорошо к себе относится;

- побудить детей к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих;

- помочь осмыслить детям, что насилие – это неприемлемый способ

решения конфликтов [25, с. 134-135].

Основными направлениями деятельности социального педагога, на основании которых составляются ежегодные планы работы педагога, являются следующие:

1. Работа с детьми: коррекция социального развития детей по результатам диагностики, по запросам педагогов и родителей; организация досуга детей.

Индивидуальная коррекция параметров социального развития проводится с помощью психолога. Как итог деятельности социального педагога по коррекции социального развития детей, перенесших насилие, расценивается повышение уровня социальной контактности, улучшение социальной компетентности, улучшение эмоционального климата семьи, улучшение здоровья ребенка.

2. Работа с семьями детей: изучение семейной ситуации и факторов социального развития ребенка; повышение уровня родительской компетентности и педагогическое просвещение родителей; удовлетворение индивидуальных запросов родителей. 

Деятельность социального педагога, направленная на работу с проблемными семьями повышает уровень родительской компетентности, способствует гармонизации детско-родительских отношений, что обязательно улучшает эмоциональное благополучие семьи. 

Организованная совместная деятельность родителей и детей способствует упрочению социального статуса ребенка в семье. Родители участвуют на праздниках здоровья, праздниках семьи, матери, в благоустройстве участков. Отношения ребенка с родителями становятся более адекватными их возрасту.

Также совместная деятельность детей и родителей позволяет измениться в сторону большей объективности родительской оценки детей, повысить эмоциональную насыщенность контактов родителей с детьми.  

3. Работа с педагогическим коллективом: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей; удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами взаимоотношений с родителями. Социальный педагог совместно с администрацией организовывает повышение педагогического мастерства воспитателей и специалистов. 

Особую роль в социализации детей из проблемных семей играет организованная социальными педагогами совместная деятельность педагогов и родителей. Мероприятия с участием детей и родителей помогают повысить самооценку родителей, перейти от монологического стиля общения в диалогический.

    В результате активной педагогической деятельности сокращается уровень отчужденности между родителями и педагогами и, как следствие, сокращается уровень отчужденности между родителями и их детьми [25, с. 112].

    Деятельность социального педагога по предупреждению насилия в семье подразумевает следующие направления: работа с детьми, работа с семьей, работа с педагогическим коллективом, работа с правозащитными органами (рисунок 1).

Рисунок 1

Деятельность социального педагога по предупреждению насилия в семье

 

                             
Деятельность социального педагога по предупреждению насилия в семье
 
     
     
Реализация проекта «Права детей». Тематичес-кие занятия с детьми
 
Социально-педагогичес-кое сопро-вождение проблемных семей
 
Консульта-ции педаго-гов по про-блеме защи-ты прав детей
 
Правовое консульти-рование ро- дителей и педагогов. Подготовка совместных проектов по проблеме за-щиты прав детей

 

 


    Необходимо учитывать, что проблемы защиты прав ребенка невозможно решить на уровне школы. Необходимо наладить общую систему работы, в которую необходимо вовлекать детей, родителей, педагогов, психологов, правозащитные и правоохранительные органы.

Психологом и социальным педагогом необходимо организовывать педагогические лектории по содержанию Конвенции по правам ребенка; педагогические консультации для педагогов и родителей по защите прав ребенка; социально-педагогическое сопровождение проблемных семей; тематические занятия с детьми на основе статей Конвенции ООН о правах ребенка.

Главной целью такой работы должно быть получение детьми элементарных знаний и представлений о международном документе, защищающем права ребенка. Работа необходимо вести в форме игры с учетом возрастных особенностей детей с привлечением родителей.

Основной задачей такой работы с родителями является знакомство с содержанием статей Конвенции, необходимо вызвать у родителей интерес и желание осмыслить собственные права; помочь родителям в развитии у них уверенности в своих воспитательных возможностях.

Наряду с работой с детьми должна вестись работа с педагогическим коллективом и родителями. Можно проводить семинары-практикумы для родителей и детей с участием юристов, на котором все желающие смогут получить специализированные ответы на интересующие вопросы.

Кроме того, необходимо привлекать родителей к участию в подготовке совместных проектов по проблеме защиты прав ребенка. Можно, например, организовать интеллектуальные гостиные для педагогов и родителей по обсуждению статей Конвенции. Такие гостиные могут помочь родителям осмыслить свои права и обязанности, сделать их основой своего поведения. Педагоги и родители совместно обсуждают наиболее доступные методы ознакомления детей с материалом. 

Можно также организовать телефон доверия для родителей по вопросам правового, педагогического и психологического просвещения.

Работа социального педагога по предупреждению насилия в семье предполагает три этапа: диагностический, коррекционно-профилактический, контрольный. На каждом из этапов применяются различные формы и методы работы: тесты, анкеты, составленные для выявления семейной ситуации, стиля воспитания, уровня развития коммуникативных способностей и социальной уверенности у детей, происходит выделение и определение фактов и причин насилия, определение семей, потенциально склонных к насилию; анкетирование взрослых, индивидуальная беседа со взрослыми, с каждым ребенком, наблюдение за поведением детей; педагогическое просвещение родителей посредством бесед, собраний, консультаций; организация совместной деятельности детей и родителей; индивидуальная работа с детьми; работа с неблагополучными семьями.

Рассмотрим этапы работы социального педагога по проблеме предупреждения насилия в семье, подробнее.

На диагностическом этапе используются тесты, анкеты, составленные для выявления семейной ситуации, стиля воспитания, уровня развития коммуникативных способностей и социальной уверенности у детей, происходит выделение и определение фактов и причин насилия, определение семей, потенциально склонных к насилию; ведется анкетирование взрослых, индивидуальная беседа со взрослыми, с каждым ребенком, наблюдение за поведением детей. 

Обычно критерием отбора семей в группы коррекции является: социальная дезадаптация детей, дисгармоничные детско-родительские отношения, нарушение у детей определенных личностных качеств. Это лишь первый шаг социального педагога, направленный на выявление и преодоление последствий насилия.

Диагностика нарушений прав ребенка в семье состоит из трех этапов:

1-ый этап. Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении.

Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, трудно обучаемы, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство.

Для выявления таких детей используют такой метод диагностики, как экспертная оценка, где в качестве экспертов выступают учителя.

2-ой этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия).

Для этой цели используют анкету на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Родителям, у которых выявлено неадекватное отношение к физическим наказаниям, предлагают заполнить опросник и анкету Баса-Дарки. Данные методики помогают: определить, насколько агрессивны родители – насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье. На этом же этапе среди детей можно провести диагностику «Рисунок семьи» (РС). Результаты данной диагностики, как правило, показывают, что в семьях детей, проявляющих признаки агрессии, существуют проблемы во взаимоотношениях взрослых и детей или между родителями.

3-ий этап. Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка. Методика «Родительско-детские отношения» (РARI) (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) направлена на выявление не только слабых, но и сильных сторон родителей, что помогает провести коррекционную работу с опорой на эти стороны.

С целью определения степени удовлетворенности деятельностью школы проводят анкетирование среди родителей. Среди родителей вновь поступивших детей – анкетирование на тему «Ваши пожелания и ожидания».

Для выявления профессионального мастерства педагогов используют опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями».

Полученная при обработке диагностических данных информация позволяет определить проблемы учителей по налаживанию эффективного взаимодействия с родителями; реальные запросы и потребности родителей, проблемы воспитания и нарушения прав ребенка. А также выбрать наиболее эффективные формы работы со всеми субъектами образовательного процесса.

С этой целью создана программа влияния на семью, которая составляет второй – коррекционно-профилактический этап работы и предусматривает: социальный патронат семей; педагогическое просвещение родителей посредством бесед, собраний, консультаций; организацию совместной деятельности детей и родителей; индивидуальную работу с детьми; работу с неблагополучными семьями.

Социальный патронат еще на этапе диагностики предусматривает выявление и определение фактов насилия в данной семье, сбор сведений о ребенке, оценку ситуации, в которой находится ребенок.

Для оценки ситуации, определения степени тяжести стресса, пережитого ребенком, привлекается медицинский персонал и психолог образовательного учреждения. В дальнейшем согласовывается взаимодействие специалистов, которые будут работать с ребенком с целью преодоления последствий стресса.

Очень важным на этапе патроната является разработка программы социальной поддержки семьи и ребенка, обеспечение ребенка социальной и правовой защитой.

Важным на коррекционно-профилактическом этапе является работа с родителями, которая позволяет установить тесный контакт с семьей, глубже узнать семейную ситуацию.

Для целостного подхода к позитивным изменениям детско-родительских отношений, коррекционно-профилактическая работа с детьми должна осуществляться в единстве с консультированием, педагогическим просвещением родителей. Она должна быть направлена на углубленное понимание собственного ребенка, прогнозирование детско-родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка, на устранение неэффективных родительских установок в воспитании ребенка.

В качестве индивидуальной работы с родителями используется техника совместного анализа проблемных ситуаций, который проводится периодически по мере роста доверия между родителями и педагогам. Целью встреч является изменение сложившихся стереотипов в отношениях родителей и детей. Встречи помогают установить теплых отношений в семье; обеспечить доверительную атмосферу, в которой можно обсуждать проблемы детско-родительских отношений.     

Социальный педагог периодически посещает семью, где наблюдается жестокое обращение, следит за положением ребенка в семье и проверяет эффективность вмешательства.  

Индивидуальная работа на коррекционном этапе предусматривает изменение социальной среды ребенка, т.е. работу с родителями, их педагогическое просвещение, уменьшение факторов риска насилия.

Применительно к каждому конкретному случаю разрабатывается программа помощи ребенку. Она разрабатывается совместно с психологом с учетом тяжести стрессовой ситуации.

Основной целью социального педагога на данном этапе является обучение ребенка навыкам и приемам поведения в семье, повышение чувства собственного достоинства. Необходимо оказание моральной поддержки ребенку для развития уверенности в себе, привлечение по мере необходимости других специалистов для преодоления стрессовой ситуации. В этом плане работа социального педагога неразрывно связана с психологом, который грамотно, по заранее разработанной конкретно для этого ребенка программе поможет пережить последствия стресса.

    Восстановление доверия и воспитание положительного отношения к взрослым, в том числе и родителям, является ещё одним этапом преодоления последствий жестокого обращения. Мы можем выделить наиболее типичные виды деятельности, которые можно использовать при воспитании у детей эмоционально-положительного отношения к взрослым.   

С. Козлова считает, что «это – во-первых, совместная деятельность детей и взрослых (игры, труд, художественная деятельность); во-вторых, коммуникативное общение; в-третьих, эпистолярное общение; в-четвертых, слушание художественной литературы; в-пятых, сюжетно-ролевые игры, в ходе которых дети отражают быт и труд взрослых; в-шестых, деятельность, предвосхищающая моральный результат (например, поделки для взрослых)» [16; 17].

Формирование умения видеть результаты труда взрослых помогает с интересом относиться к взрослым. Важно научить детей проявлять внимание и заботу, учить сопереживанию. Такой опыт успешно формируется при воспитании эмоционально-положительного отношения к близким людям, к тем, кто заботится о них. На этой основе можно воспитывать доброжелательное отношение и к другим окружающим. Важно формировать положительное отношение к взрослым посредством организации совместной деятельности.

Одним из наиболее эффективных способов повышения эмоционально-положительного отношения к взрослым, а в особенности к родителям, является акцентирование внимания детей на положительных, наиболее памятных эпизодах жизни  [25, с. 139].

Не менее важным этапом в преодолении последствий жестокого обращения является воспитание положительного отношения к сверстникам и налаживания разнообразных форм контактов с ними. Как правило, дети, пережившие жестокое обращение, имеют различные проблемы общения со сверстниками. Поэтому одной из актуальных задач социального педагога является поиск путей адекватного поведения ребенка при взаимодействии со сверстниками. Приемы, традиционно используемые в воспитательном процессе, – разъяснения, требования, показ эталонов – должны затронуть сферу переживаний самого ребенка. 

Следующий – контрольный этап работы осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Данные, полученные на этом этапе работы с использованием диагностических материалов, фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики. Анализ результатов диагностики помогает сформировать дальнейшую работу с детьми, родителями, определить рекомендации педагогам.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используют методы, которые применяют сразу после проведения того или иного мероприятия: опрос, оценочные листы, экспресс-диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Итак, основные направления деятельности социального педагога по предупреждению насилия в семье: работа с детьми: коррекция социального развития детей по результатам диагностики, по запросам педагогов и родителей; организация досуга детей; работа с семьями детей:  изучение семейной ситуации и факторов социального развития ребенка; повышение уровня родительской компетентности и педагогическое просвещение родителей; удовлетворение индивидуальных запросов родителей; работа с педагогическим коллективом: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей; удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами взаимоотношений с родителями.

Деятельность социального педагога по предупреждению насилия в семье подразумевает, кроме указанных направлений, еще и работу с правозащитными органами. Преодолению последствий семейного насилия способствует применение специальной системы мер, которая включает: комплекс активных форм деятельности, ориентированных на организацию налаженной связи «социальный педагог – ребенок – родители – окружающая среда».  

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: