Назначение целей организации. Формулирование функций организации. Проек-тирование организационной структуры. Проектирование информационных техноло-гий. Проектирование режимов работы. Проектирование механизмов материального и морального стимулирования.
Рассмотрим реализацию первого этапа системного анализа – диагностику про-блемы
Проблемой называется критическое рассогласование межу существую-щим и желаемым (необходимым) значениями эффекта, формируемого систе-мой.
После установления факта существования проблемы наступает этап ее ди-агностики.
17
Диагностикой проблемы называется анализ величин и соотношений параметров организационно - производственной системы (ОПС) и внешней среды, с целью установления причин возникновения проблемы. При этом этап диагностики предполагает знания исследователем функциональной агрегатной структуры и значений параметров объекта управления при нормальном его функционировании.
Диагностика проблемы подразумевает ответ на вопросы. Что действи-тельно происходит в системе управления? Каковы причины происходящего? Что за всем этим стоит?
Первая этап в диагностировании сложной проблемы - это осознание и установление признаков нештатного поведения системы управления. Пример: низкие прибыль, сбыт, производство и качество, чрезмерные издержки, много-численные конфликты в организации, большая текучесть кадров.
На втором этапе диагностирования проблемы оцениваются эффекты взаимодействии внутренних факторов системы и внешних факторов среды. При этом под внутренними факторами понимается величина собственного ка-питала, изношенность основных фондов, структура организации, квалификация персонала и т. п. Внешними факторами среды являются уровень налогов, структура спроса, цены и т. д.
Третий этап диагностирования - связан с принятием решения по устра-нению проблемы. При этом необходимо четко определить в каких направле-ниях следует двигаться, так как решение проблемы может существовать в области либо изменения функций, либо структуры, либо параметров работы ОПС.
Проблема носит функциональный характер, если она проявляется и, соответственно, может быть решена на уровне функций ОПС. Например, ре-шение проблемы возможно при переходе на выпуск нового товара или услуги; при изменении рыночного сектора; при изменении положения и характера взаимоотношений с поставщиками; при изменении форм собственности; при изменении отраслевой принадлежности и других изменений, затрагивающих основы работы ОПС.
Проблема имеет структурный характер и может быть решена при изме-нении структуры ОПС, если ее решение еще не требует изменения функций, но уже не может быть достигнуто путем изменения числовых значений отдельных параметров. Необходимость в структурных изменениях может возникать при изменении маркетинговой стратегии, разработке схожего с производимым в настоящее время нового товара, перехода на новый тип договорных отношений с существующими партнерами.
Проблема носит параметрический характер, если она может быть уст-ранена изменением только параметров ОПС.
Структурная схема контроля и диагностики проблемы приведена на рисунке 1.
18
Рисунок 1- Структурная схема диагностики проблемы