Согласно Гражданскому кодексу Украины продавец обязан передать покупателю товар в упаковке или в таре, если иное не установлено договором купли – продажи, например, в тех случаях, когда товар не требует упаковки – перевозка угля, труб, арматуры.
Когда по роду товара упаковка необходима, в контракт вносится условие, содержащее указание относительно вида и характера упаковки, ее качества, размеров, способа оплаты, а также нанесения на нее каждого места маркировки.
Упаковка должна:
* предохранять товары от повреждений;
* обеспечивать формирование рациональных мест для транспортировки, погрузки, хранения;
* обеспечивать функции расфасовки и рекламы.
Требования к упаковке товара можно условно разделить на общие, которые предполагают, что продавец обязан обеспечить физическую сохранность грузов при поставке на базисных условиях, и специальные, которые выдвигаются покупателем (например: специальная расфасовка товара для сбыта потребителям без дополнительной переупаковки, усиленная гидроизоляция или соблюдение определенного веса и габаритов из-за подъемных или транспортных средств).
|
|
Маркировка грузов - важный элемент при выполнении торговых операций. Она выполняет следующие функции:
* предоставляет товаросопроводительную информацию, содержит определяющие покупателя реквизиты, номер контракта, весогабаритные характеристики, номер места и число мест в партии;
* является указанием транспортным фирмам по обращению с грузом;
* при необходимости используется для предупреждения об опасности, которую может представлять обращение с грузом.
Перечисленные функции определяют обязательные реквизиты, которые должны быть нанесены продавцом.
Гарантии
В коммерческих контрактах, наряду с описанием технических требования к товарам, обычно содержатся ссылки на международные, национальные и отраслевые стандарты, а также на технические условия и другие нормативные материалы, определяющие технический уровень и качество товара.
В торговой практике принято не только согласовывать технические требования к поставляемой продукции, но и гарантировать их стабильность в течение определенного времени эксплуатации при использовании.
Коммерческие гарантии качества - это обязательства продавца поставить покупателю товар, обладающий в течение установленного (гарантийного) периода определенными свойствами.
В случае несоответствия товара требованиям контракта покупатель в течение гарантийного периода имеет право предъявить продавцам претензии к качеству. При рассмотрении претензий, покупателю обычно предоставляется право:
|
|
* пропорционального уменьшения цены;
* безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
* возмещение затрат на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований относительно качества товара (выявление недостатков, которые нельзя устранить, недостатков, устранение которых связано с непропорциональными затратами средств и времени, недостатков, которые выявлены неоднократно или появились после их устранения) покупатель имеет право по своему выбору:
* отказаться от договора и требовать возращения уплаченной за товар денежной суммы;
* требовать замены товара.
В этом разделе контракта обычно также перечисляются все случаи, на которые гарантии не распространяются. В частности, может быть предусмотрено, что гарантии не распространяются на быстроизнашивающиеся и запасные части, естественный износ оборудования, ущерб, возникший вследствие неправильного или небрежного хранения и обслуживания оборудования, применение изделия не по назначению.
Претензии, предъявляемые покупателем к продавцу в связи с несоответствием качества и количества поставленного товара условиям контракта, называются рекламациями. Стороны в контракте устанавливают:
* порядок предъявления рекламаций;
* сроки, в течение которых они могут быть заявлены;
* права и обязанности сторон в связи с их предъявлением;
* способы их урегулирования.
Продавец обязан рассмотреть рекламацию и сообщить по ней свое решение, т.е. подтвердить согласие удовлетворить ее или отказаться от ее удовлетворения в сроки, установленные в контракте. Если в течение этого срока продавец не дает ответа по существу претензии, то она считается признанной продавцом, и покупатель имеет право обратиться в хозяйственный суд с отнесением расходов по суду за счет продавца.
Штрафные санкции и возмещение убытков
В ходе исполнения договоров иногда стороны, по каким – либо объективным или необъективным причинам не выполняют свои обязательства, нанося своему партнеру материальный и моральный ущерб. В этом случае потерпевшая сторона имеет право предъявить противоположной стороне претензии с изложением требований, предусмотренных условиями контракта или действующими законодательными нормами.
Возмещение убытков означает реализацию права на компенсацию убытков, которые несет один из участников договора из-за просрочек в поставках товаров, выполнении работ, по небрежности, невыполнении каких-то условий договора. Право на возмещение убытков пострадавшей стороне по договору может распространяться не только на реально нанесенный ущерб, но и на упущенную выгоду.
Контракты могут содержать право покупателя отказаться от контракта, если длительность просрочки большая. При этом за ним сохраняется право требовать возмещения убытков. Кроме того, в контрактах необходимо оговорить те случаи, когда виновной стороной может быть покупатель, например, если он задержит предоставление технической документации, открытие аккредитива, платежи.
Страхование
Этот раздел включает четыре основных условия страхования: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, в чью пользу производится страхование.
Обычно при сделках товары страхуются от рисков повреждения или утраты при транспортировке. В сборнике "Инкотермс" изложены обязанности по осуществлению транспортного страхования при различных базисных условиях. Так, при "сиф" страхование обязан произвести продавец; на условиях "каф" и "фоб" - покупатель, при условиях "франко-склад" в обязанность продавцов входит страхование с момента отгрузки оборудования с завода-изготовителя до его размещения на складе.
|
|
Если контрактом не оговорено иное, то внешнее страхование обычно осуществляется продавцом на условиях "ответственность за все риски". Чаще всего эти риски перечисляются.
Покупатели страхуют товары в свою пользу или в пользу получателей груза. Когда страхование входит в обязанность продавца, оно осуществляется в пользу покупателя или третьего лица.
Страховые полисы обычно входят в комплект платежных документов, которые предоставляется покупателям.